• Facebook
  • Vkontakte
  • Twitter
  • Ok
Войти   Зарегистрироваться

Государственный музей изобразительного искусства им. А.С. Пушкина

Мне нравится0  Поделиться    Поделиться    Твитнуть  В одноклассниках  
Знакомство с богатейшей коллекцией европейского и мирового искусства, которая насчитывает свыше 670 тысяч произведений живописи, графики, скульптуры, прикладного искусства, памятников археологии и нумизматики.
Государственный музей изобразительного искусства им. А. С. Пушкина приобрел всемирную славу благодаря богатейшей коллекции европейского и мирового искусства. Сегодня собрание музея насчитывает свыше 670 тысяч произведений живописи, графики, скульптуры, прикладного искусства, памятников археологии и нумизматики.

Музей создавался на основе Кабинета изящных искусств и древностей Московского университета. Инициатором создания и первым директором музея был профессор этого университета — историк искусства И.Цветаев.

Фотография. Иван Владимирович Цветаев
Иван Владимирович Цветаев
Фотография
XX век
В 1912 году состоялось торжественное открытие Музея изящных искусств имени Александра III в присутствии императора Николая II. В 1937 году музей был переименован и получил название Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.

Коллекцию музея формировал И. Цветаев еще при строительстве здания, им заказывались слепки и другие копии со всемирно известных произведений древности. Первые оригинальные памятники культуры Древнего Египта приобрел крупный промышленник Ю. Нечаев-Мальцов в 1897 году. Значительным событием для музея в 1909 году стало поступление уникальной коллекции востоковеда В. Голенищева, которая насчитывала свыше 6 000 памятников древнеегипетского искусства. Позже многие русские коллекционеры преподнесли в дар музею свои ценные собрания и экспозиция расширила свою тематику.

В 1924 году в музее была создана картинная галерея старых западных мастеров. Основу этого собрания составили произведения из Румянцевского музея, Музея иконописи и живописи И. Остроухова, Третьяковской галереи, Эрмитажа, собраний Юсуповых, Шуваловых, Г. Брокара.
В настоящее время в залах музея развернуты четыре экспозиции. В первой представлены скульптурно-архитектурные подлинники и слепки памятников античности, Средних веков, Итальянского и Северного Возрождения. Во второй — картинная галерея европейских мастеров VIII—XVIII вв. Третья экспозиция знакомит с работами западноевропейских и американских художников и скульпторов XIX—XX веков. Завершает экспозицию Отдел личных коллекций.

Знакомство с музеем начинается с великолепных залов, каждый из которых оформлен в соответствии с хранящейся здесь коллекцией. Созданная здесь атмосфера мысленно переносит зрителя в далекий античный мир, древнюю египетскую цивилизацию, эпоху Средневековья и Возрождения.

Экспозиция открывается таинственным искусством Древнего Египта. Собрание включает 800 памятников и является одним из самых значительных в мире. Наиболее выдающиеся произведения этого раздела — статуя царя Аменемхета III, статуэтки жреца Аменхотепа и жрицы Раннаи. Редкие образцы погребального портрета, так называемые фаюмские портреты, написанные восковыми красками на кипарисовых пластинах, рассказывают об искусстве эллинистического и римского Египта (I-IV вв.).
Египетский Мастер. Портрет юноши в золотом венке
Портрет юноши в золотом венке
Египетский Мастер
II век
Собрание античных памятников свидетельствует о высокой культуре мастеров Древней Греции, Этрурии и Древнего Рима в III тыс. до н.э. — IV в. Вызывают восхищение расписные вазы разнообразных форм, украшенные многофигурными композициями на мифологические сюжеты, изящные статуэтки богов и людей, декоративные рельефы саркофагов. Произведения римского скульптурного портрета имеют значительную художественную и историческую ценность, так как изображают императоров и известных исторических деятелей.
Греческий Мастер. Надгробие афинского всадника IV в. до н.э.
Надгробие афинского всадника IV в. до н.э.
Греческий Мастер
Особенно интересна экспозиция раздела «Древняя Троя». Эту коллекцию из 259 предметов, часто называют «Золото Трои» или «Сокровище Приама». Ее составляют предметы, происходящие из кладов, найденных Генрихом Шлиманом во время раскопок Трои в 1872—1890 гг. Наибольшую ценность представляют 19 сосудов из золота и серебра, две золотых диадемы, серьги в форме корзиночек, височные кольца, браслеты и шейные гривны.
Сокровища Трои. Большая золотая диадема
Большая золотая диадема
Сокровища Трои
Раздел искусства Северного Причерноморья предлагает совершить увлекательное путешествие в столицу Боспорского царства — Пантикапей. Сотрудниками музея во время археологических раскопок в Керчи удалось собрать интересные факты и ценные материалы по истории и архитектуре этого древнего греческого города.

Среди экспонатов европейского искусства Средних веков наиболее примечательны точные копии выдающихся произведений раннехристианского, византийского и западноевропейского искусства. Это копии равеннских мозаик V — VI вв. из церквей Равенны (Италия), мозаик XIII века из собора святого Марка в Венеции, а также слепки скульптур V—XIV вв. из средневековых соборов Франции и Германии.

Великая эпоха Возрождения представлена копиями скульптур выдающихся итальянских мастеров XV века: Якопо делла Кверча, Гиберти, Донателло и Верроккио. Вершиной европейского искусства эпохи Возрождения называют творчество великого флорентинца Микеланджело. В музее экспонируются слепки наиболее значительных созданий скульптора: римская «Пьета», «Положение во гроб», фигуры для гробницы папы Юлия II и скульптурная композиция гробницы Медичи.
Микеланджело Буонарроти. Пьета
Пьета
Микеланджело Буонарроти
Следующий раздел экспозиции музея знакомит с произведениями голландских, фламандских, немецких, испанских мастеров и значительным собранием итальянской и французской школы живописи XIII—XVIII веков.


Музей славится итальянским разделом живописи, его собрание насчитывает 550 произведений, среди которых есть подлинные шедевры. Выдающееся произведение XIV века — створки алтарной композиции Симоне Мартини с изображением Марии Магдалины и Святого Августина. В их изысканных аристократических фигурах, мерцающих на золотом фоне, ощущается величие и благородное спокойствие. Грациозные образы Девы Марии и Архангела Гавриила в «Благовещении» Сандро Боттичелли очаровывают зрителя своей утонченностью и характеризуют яркую индивидуальную манеру художника. В картине Джованни Антонио Больтраффио «Портрет юноши в образе Святого Себастьяна» автор воплотил высокое представление о человеке, главную тему эпохи Возрождения. Среди других художников эпохи Ренессанса выделяются произведения Джулио Романо, Якопо Пальма Старшего, Тинторетто и Тициана.
Джованни Антонио Больтраффио. Портрет юноши в образе Святого Себастьяна
Портрет юноши в образе Святого Себастьяна
Джованни Антонио Больтраффио
XV век, 36×48 см
Стремительные, динамичные, полные жизни композиции Пьетро де Картона и Луки Джордано знаменуют искусство барокко×
Сменивший Ренессанс стиль барокко, в отличие от искусства Возрождения, сохранявшего дистанцию между произведением и зрителем, стремился потрясти душу. Разумеется, успешно: живописные жемчужины тех времен  - истинные сокровища.
читать дальше
XVII века. Новаторская манера исполнения Алессандро Маньяско воплотилась в любимой теме художника — изображении сцен из жизни монахов с мрачным настроением. В своих ярких красочных картинах на мифологические и аллегорические сюжеты Джамбаттиста Тьеполо дает волю своей безграничной фантазии и по праву считается мастером великого декоративного дарования. Полотна Каналетто, Бернардо Беллотто, Мариески изображают городские пейзажи, ведуты, и завораживают зрителя иллюзорной точностью. Франческо Гварди в своих пейзажах-каприччо создает поэтический образ Венеции.
Джованни Баттиста Тьеполо. Смерть Дидоны
Смерть Дидоны
Джованни Баттиста Тьеполо
63×40 см
В XVII веке живописное искусство Фландрии и Голландии переживает высочайший расцвет. Фламандские мастера достигли совершенства во всех жанрах. Экспозиция музея предлагает изысканные натюрморты Яна Брейгеля Бархатного и Франса Снейдерса, портреты Антониса ван Дейка, отмеченные благородством модели, жанровые сцены Давида Тенирса Младшего и картины бытового жанра Якоба Йорданса.

Питер Пауль Рубенс признан величайшим мастером фламандской живописи эпохи барокко×
Сменивший Ренессанс стиль барокко, в отличие от искусства Возрождения, сохранявшего дистанцию между произведением и зрителем, стремился потрясти душу. Разумеется, успешно: живописные жемчужины тех времен  - истинные сокровища.
читать дальше
. Яркий, пышный рубенсовский стиль характеризуется изображением крупных тяжеловесных фигур в порывистом движении, богатство красочных сочетаний и свето-теневые контрасты наполняют его картины кипучей энергией. В экспозиции музея представлено несколько работ гениального автора.
Питер Пауль Рубенс. Вакханалия
Вакханалия
Питер Пауль Рубенс
1615, 91×107 см
Имя голландского живописца Рембрандта заняло достойное место в истории мировой живописи. В музее хранятся рисунки, офорты и шесть живописных произведений великого мастера. Искусство Рембрандта отражает драму человеческой жизни, его произведения потрясают духовной глубиной и пронзительной силой чувств. Среди других голландских художников внимание привлекают картины Питера де Хоха, Якоба ван Рейсдала, Адриана ван Остаде.

Национальные особенности испанской живописи видны в картинах художников XVII века Франсиско де Сурбарана, Эстебана Мурильо, Антонио Переды, Хусепе Риберы.
Всемирно известные художники представляют в музее французскую школу живописи и скульптуры. Коллекция хранит произведения выдающегося живописца XVII века, родоначальника классицизма, Николы Пуссена. В своих картинах на мифологические и исторические темы художник обращался к образам и формам эпохи Возрождения. Внимание зрителя привлекают классические пейзажи Клода Лоррена, картины придворного художника короля Людовика XIV Симона Вуэ, портреты Николы де Ларжильера и Франсуа де Труа. Блистательный период расцвета французского искусства XVIII века представлен галантными сценами Антуана Ватто и декоративными композициями в стиле рококо×Рококо называют самым легкомысленным и бездумным из всех стилей в искусстве. Почему тогда рококо столь значимо для русской изобразительной культуры? Почему определение от слова «рококо» звучит для нашего уха так экзотически – «рокайльный»? В чем основное различие рококо и барокко, которые люди малосведущие часто путают? Наконец, почему рококо – это прямой и непосредственный предок современной глянцевой культуры? Обо всем этом пойдёт речь ниже. читать дальше Франсуа Буше. Украшением этой части экспозиции являются натюрморты Жана-Батиста Шардена, пейзажи Клода Жозефа Верне, сентиментальные портреты Жана-Батиста Греза и жанровые работы Жана Оноре Фрагонара. Скульптурные композиции Клода Мишеля Клодиона, Жана-Батиста Лемуана, Жана-Антуана Гудона знакомят с искусством французской пластики.
Никола Пуссен. Ринальдо и Армида
Ринальдо и Армида
Никола Пуссен
1635, 133×95 см
Гордостью музея является галерея искусства стран Европы и Америки второй половины XIX — начала ХХ веков. Основу коллекции составили работы французских импрессионистов и постимпрессионистов из знаменитых собраний московских коллекционеров И. Морозова и С.Щукина.

Открывают экспозицию романтические, возвышенные пейзажи Каспара Давида Фридриха и картины художников-назарейцев, принадлежащих немецкой школе живописи XIX века. Французский романтизм×Романтизм пришел на смену строгому классицизму в живописи и принес новый багаж: переживания, волнения, краски, и особую выразительность. Нередко стиль романтизма путают с «романтическими» образами в живописи и пасторальными сценами. Но в фокусе внимания творцов всех жанров конца XVIII - начала XIX в.в. от музыки до живописи – личность со всеми переживаниями и богатым внутренним миром. читать дальше представлен эмоциональным искусством Эжена Делакруа, а строгий академический стиль — работами Жана Огюста Энгра.
Жан Огюст Доминик Энгр. Мадонна перед чашей с причастием
Мадонна перед чашей с причастием
Жан Огюст Доминик Энгр
1841, 84×116 см
Богатейшая коллекция пейзажистов барбизонской школы знакомит с творчеством Теодора Руссо, Жюля Дюпре, Шарля Добиньи. Реалистическое течение воплотилось в вызывающих картинах Гюстава Курбе, крестьянских сюжетах Жан Франсуа Милле и ироничных карикатурах Оноре Домье. Неизгладимое впечатление производят картины французских импрессионистов, постимпрессионистов и мастеров начала ХХ века, представленных в музее. Это произведения Клода Моне, Огюста Ренуара, Альфреда Сислея, Камиля Писсарро, Эдгара Дега, Поля Сезанна, Поля Гогена, Винсента ван Гога, Анри Матисса, Пабло Пикассо. Скульптуры величайших французских мастеров Огюста Родена, Аристида Майоля, Эмиля Бурделя дополняют этот раздел экспозиции.
Винсент Ван Гог. Красные виноградники в Арле
Красные виноградники в Арле
Винсент Ван Гог
Ноябрь 1888, 75×93 см
Сегодня Музей изобразительного искусства имени А. С. Пушкина предлагает своим зрителям самую разнообразную программу. В залах музея можно познакомиться с великолепной экспозицией, посетить тематические выставки и концерты, которые в течение года устраивает музей, а также ставший уже знаменитым ежегодный Международный музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера Святослава Рихтера».
Автор: Ирина Олих
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями
Мне нравится0  Поделиться    Поделиться    Твитнуть  В одноклассниках  

Комментарии

Для комментирования необходимо указать и подтвердить электронную почту или телефон
loading...

Артхив не только интересно пишет об искусстве, это целая социальная сеть с огромными возможностями. Регистрируйтесь и получайте информацию из первых рук

Зарегистрироваться

подписывайтесь на наши новости любым удобным способом: