Регистрация

Штрихи к портрету Виктора Васнецова: шесть историй о вдохновении, сказках и волшебстве, времени и пространстве, боге и детях

Мне нравится1       0  
Как картина сына священника оказалась в Хогвартсе, а сын сына священника стал прообразом младенца Христа, каким образом Васнецов с Шаляпиным совместно работали над фигурой Ивана Грозного, а мирискусники с передвижниками внезапно (и одновременно!) провозгласили глашатаем своих идей главного русского сказочника — всё это читайте в наших историях о Викторе Васнецове.

Самое известное произведение Васнецова

Как вы думаете, какое самое известное произведение Виктора Васнецова? Первым делом на ум приходят «Три богатыря» или «Аленушка», верно? Но, пожалуй, есть работа Васнецова, которую видело самое большее количество людей, хотя наверняка не все знали, чьих рук это дело. Речь не о какой-то картине, а о самой Третьяковской галерее. Фасад дома номер 10 в Лаврушинском переулке, главного корпуса Третьяковки — авторства Васнецова, первого художника-сказочника всея Руси. Всем ныне знакомый вид был воплощен по проекту Виктора Васнецова в 1904 году.
Проект фасада Третьяковского галереи. 1898 г. Виктор Васнецов. Государственная Третьяковская галерея

Вдохновившись вдохновением вдохновленного

Так витиевато мы обозначили историю, связанную с известной картиной Виктора Васнецова «Царь Иван Грозный». Написал ее Виктор Васнецов в 1897 году. Картиной заинтересовались великие князья Павел Александрович и Сергей Александрович, но досталась она Павлу Третьякову, который для верности акцентировал, что выступает в данном случае не как частное лицо, а как представитель всероссийской галереи.

Образ Ивана Грозного тревожил Васнецова долгое время. Переехав в Москву, художник не мог отделать от ощущения, словно тень великого самодержца предстает перед ним во время прогулок по любимому городу. «Бродя по Кремлю, я как бы видел Ивана Грозного. В узких лестничных переходах и коридорах Храма Василия Блаженного слыхал поступь его шагов, удары посоха, его властный голос».
Сначала были наброски и этюды. В это же время Федор Шаляпин работал над образом Ивана Грозного для оперы Римского-Корсакова. Артист вспоминал свои репетиции, на которых он никак не мог поймать нужную интонацию: «Подходит Мамонтов и совсем просто, как бы мимоходом замечает: „Хитрюга и ханжа у вас в Иване есть, а вот Грозного нет“. Как молния осветил мне Мамонтов этим замечанием положение. Интонация фальшивая — сразу почувствовал я». А нужную, настоящую «грозную» интонацию Шаляпину подсказал именно этюд×Этюд – учебный набросок, который художник использует для изучения натуры. Эдакие прописи для художника, где все просто и понятно. Этюд пишется быстро, точно, схематично, буквально на коленке – это проверенный способ осязания мира и его каталогизации. Но статус этюда в истории искусства настолько неустойчив, что иногда он приобретает значение гораздо большее, чем финальная картина, для которой он служил подспорьем. Его окружают серьезной широкой рамой – и водружают на музейные стены. Так в каком же случае этюд – это ученическая разминка, а в каком – самостоятельное, живое и ценное, произведение? читать дальше Васнецова. Рисунок попался великому певцу на глаза в чьем-то доме. Бинго! Именно этого не хватало царю Шаляпина, чтобы стать Грозным.

Сам Васнецов, работая над образом Ивана IV, опирался на работы историка Василия Ключевского. При встрече художник похвалил артиста за великолепное воплощение фигуры самодержца в опере «Псковитянка», Шаляпин же ответил, что именно его этюд дал нужный толчок. В свою очередь Шаляпин, вдохновленный этюдом, оказался столь хорош в роли Грозного, что уже сам вдохновил Васнецова на создание полноценного исторического портрета «Царь Иван Грозный». Премьера спектакля состоялась в декабре 1896-го года, а уже в феврале 1897-го Виктор Васнецов завершил картину. Причем на холсте даже поставлена точная дата: 21 февраля.

Слева: Виктор Васнецов, этюд «Иван Грозный». 1884 г, частная коллекция, Москва

Шаляпин: «Действительно, в доме одного знакомого я видел сильно меня взволновавший портрет — эскиз царя Ивана, с черными, строго глядящими глазами, работы Васнецова. И несказанно я был польщен тем, что мой театральный Грозный вдохновил Васнецова на нового Грозного, которого он написал сходящим с лестницы в рукавичках и с посохом».
Вот такой получился круговорот вдохновения вокруг созданной Васнецовым противоречивой, мощной фигуры Ивана Грозного. Картина хранилась и хранится в Третьяковской галерее, но странствия во времени и пространстве приводят ее то за 300 лет до создания, то в волшебную часть Англии, о чем рассказываем дальше.

Приключения картины Васнецова при дворе королевы Елизаветы и в Хогвартсе

Картина «Царь Иван Грозный» со столь вдохновенной и взаимно вдохновившей создателей образа грозного самодержца историей весьма популярна в кинематографе. В фильме 2007 года «Елизавета: золотой век» королева недовольно взирает на подносимые ей изображения претендентов на руку. Среди них — Иван Грозный, насупив брови, смотрит на потенциальную супругу. Изображение отретушировано, и портрет не в полный рост, а по плечи, но вполне узнаваем.
Кадр из фильма «Елизавета: золотой век». Источник
События в фильме происходят в 1585 году, что не может быть верно в виду различных причин, в частности, Иван Грозный умер годом ранее. А собственно картина написана Виктором Васнецовым более 300 лет спустя. Так что портрет×Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». читать дальше «Царь Иван Грозный» практически совершил путешествие во времени.

А при чем тут Хогвартс, спросите вы? Фанаты миров Джоан Роулинг скрупулёзно отслеживают связи и сплетения персонажей, событий и интерьеров у любимого автора. В частности, вдоль одной из лестниц легко узнается зеркальное отображение всё того же мистического портрета кисти Васнецова.

Так что и расстояние, и пересечение мира реального и мира волшебного для «Царя Ивана Грозного» кисти Виктора Васнецова — не помеха.
Хогвартс. Наш герой вверху над лестницей, картина в остроконечной раме

Увидеть бога в ребенке

Работа нам Владимирским собором в Киеве — один из самых масштабных проектов с участием Виктора Васнецова. Десять лет жизни художника заняла эта роспись. Сын священнослужителя, он с детства жил среди образов, а религиозной живописью занимался еще до поступления в Академию искусств. Однако на предложение Адриана Прахова расписывать Владимирский собор Васнецов сначала ответил отказом, а после мучился всю ночь, не сомкнув глаз. Правильно ли поступил, отказавшись? Да и возможно ли что-то новое сказать в иконописи? Разве передаст кто-то по-новому тот свет, который льется на тебя, когда стоишь перед старинной иконой? Может ли Богородица быть не похожей на другие изображения? И словно озарением вспыхнуло в ночной тьме воспоминание: нежно любимая супруга Александра впервые вынесла во двор, под весеннее солнышко сына Мишу. «…и он, увидев плывущие по небу облака и летящих птичек, от радости всплеснул сразу обеими ручонками, точно хотел захватить всё то, что видел. Вот так и представилось ясно, что так надо просто сделать. Ведь так просто ещё никто не писал».
Спозаранку, очень волнуясь, Васнецов дал срочную телеграмму Прахову, в которой сообщил, что принимает его предложение. Икону, привидевшуюся ему в ту бессонную ночь, художник написал. Ее называют Васнецовской Богоматерью. Правда, Александр Бенуа раскритиковал эту работу и заявил, что у Богоматери Васнецова «пустоватые громадные глаза». Однако он с этим мнением явно остался в меньшинстве.

Как Васнецова делили-делили…

В 1898 г журналы «Искусство и художественная промышленность» и «Мир искусства» — оба флагманы своего времени, однако с противоположной направленностью, практически одновременно поместили фотографии и репродукции картин Васнецова. Также в «Искусстве и художественной промышленности» вышла статья Стасова, а для мирискусников высказался Сергей Дягилев. Оба умудрились провозгласить Виктора Васнецова символом — соответственно, передвижников и мирискусников. Сын Константина Маковского прокомментировал ситуацию, сказав: «На Васнецове враги столкнулись, чтоб разойтись с той большей страстностью», и отметил, что в русском искусстве начался пожар.

А Васнецов — что Васнецов, он так и остался вне группировок, один на своем сказочно-былинном пути.
Виктор Васнецов, фото 1885 года

Не только избушка на курьих ножках

В имении Мамонтовых Абрамцево к восторгу детворы Виктор Васнецов построил самую настоящую избушку на курьих ножках.
Избушка на курьих ножках построена в Абрамцево по проекту Васнецова в 1883 г.
Еще одно начинание Виктора Васнецова, реализованное в Абрамцево, известно гораздо меньше, чем избушка. В имении всё лето гостило множество художников. Женам, сестрам, детям живописцев Васнецов поручил в окрестных деревеньках приобретать предметы быта (те, в которых заметна и художественная сторона, а не только функционал): расписные коробы, ларцы, сундуки, солонки, части от телег, оконные наличники. Художники решили сами создавать аналогичные предметы по народным образцам. Савва Мамонтов легко подхватывал любые интересные начинания своих гостей, так что за столярной мастерской дело не стало. Именно эта работа позволила Виктору Васнецову вплотную подойти к написанию картины «Снегурочка» и созданию великолепных декораций для одноименной оперы Римского-Корсакова.
Декорация «Палаты царя Берендея». 1885 г. Бумага, акварель×
Акварель (от итал. «aquarello») – широко известная техника рисования с помощью красок на водной основе, изобретенная в III ст. в Китае. Акварельные краски после растворения в воде становятся прозрачными, поэтому при нанесении их на зернистую бумагу изображение выглядит воздушным и тонким. В отличие от картин маслом, в работах акварелью отсутствуют фактурные мазки.
читать дальше
, гуашь×
Гуашь (от франц. Gouache - влажный) – вид живописи, в котором используют матовые водорастворимые краски. Их также называют этим термином. Возникла гуашь в ХI веке, когда к акварели добавили клей и белила для достижения большей плотности. Её консистенция создает непрозрачное изображение, может перекрывать «неудачные» места. В Средневековье гуашевыми краскам создавали миниатюры в книгах. Художники эпохи Возрождения использовали их для эскизов. В России гуашь стала популярна среди плакатистов. В станковой живописи её применяют для оформления декоративных элементов, в сочетании с тушью или акварелью. Гуашью работают не только на бумаге, а и на холсте, фанере, ткани.Краска сначала наносится тонким флоем, а затем перекрывается болем плотным. Существует художественная и плакатная гуашь. Для последней характерна большая насыщенность.
читать дальше
, золото. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Декорации были представлены зимой 1885 года на сцене основанной Саввой Мамонтовым «Частной оперы». Поднялся занавес, публика увидела декорации, зал замер, а через мгновение раздались горячие аплодисменты. Оказалось, это Василий Суриков встал с места и самозабвенно приветствовал новое слово в искусстве театральной декорации — работу Виктора Васнецова. Зал овацией поддержал художника.
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме

Автор: Алена Грошева.
Художники, упоминаемые в статье
Виктор Михайлович Васнецов
Биография • Работы
Александр Николаевич Бенуа
Биография • Работы
Василий Иванович Суриков
Биография • Работы
Комментировать Комментарии
HELP