Регистрация

«Я к вам пишу…», или Что увидел графолог в письмах знаменитых художников

Мне нравится14       0  
Вы когда-нибудь задавались вопросом, что почерк любимого художника может сообщить о его жизни или творчестве? Издание Artsy утверждает, что художественные каракули таких знаменитых фигур, как Пабло Пикассо, Винсент Ван Гог, Фрида Кало, Джорджия О’Киф и Микеланджело «созрели для занимательного анализа». Хотя чаще всего графология лишь подтверждает то, что мы уже знаем об этих скрупулёзно изученных личностях, она раскрывает и ряд любопытных деталей. Например, склонность Ван Гога писать букву t без горизонтальной черты.
«Во многих отношениях почерк — это продолжение художественного процесса, — говорит Мэри Савиг, куратор департамента рукописей Архивов американского искусства Смитсоновского университета. — Художники могут писать от руки так же, как проводят линию. Учитывая это, письмо можно рассматривать как художественный акт. Для своих рукописей художники выбирают манеру написания, принадлежности и бумагу, которые передадут их творческие наклонности».
Графология — исследование почерка — справедливо подвергалась критике с момента своего формального появления в XVIII веке (её часто называют «лженаукой»). Но попытка понять, что представляет собой человек, анализируя его манеру наносить слова на бумагу, до сих пор активно практикуется и даёт восхитительную пищу для размышлений.

Журналисты показали образцы почерков пяти известных художников сертифицированному графологу Кати Макнайт. Вот что она увидела в росчерках пера некоторых знаменитых мастеров кисти.

Винсент Ван Гог

Винсент Ван Гог. Автопортрет в серой фетровой шляпе

Ван Гог сочинил письмо своему другу, австралийскому живописцу Джону Питеру Расселу, в середине июня 1888 года. Слегка наклонным почерком он сообщает, он хотел написать, но был поглощён работой: в Арле сезон сбора урожая, и он «всё время в полях», что отражено в рисунке на левой стороне листа.

Кати Макнайт считает, что личное местоимение художника I («я») указывает на его изоляцию. «Есть эмоциональное разъединение и расстояние», — отмечает она. Другим заметным признаком является слово «настоящее» («present»), которое тянется по правому краю и может быть свидетельством депрессии.

Слева: Винсент Ван Гог, «Автопортрет в серой фетровой шляпе» (1887). Музей Ван Гога, Амстердам

Винсент Ван Гог, письмо Джону Питеру Расселу. Источник: The Solomon R. Guggenheim Foundation / Art Resource, NY.
Эксперт обращает внимание, что художник обычно не ставил горизонтальную черту в буквах t и точку над строчными i — нигде, кроме как в подписи (она находится под рисунком). «Когда он пишет своё имя, — а наши имена являются персональными визитными карточками, — то ощущает личную силу, — говорит Макнайт. — Нажатие сильное и чёткое. Он перечёркивает t с нажимом, что означает решимость. Точку над i [в подписи] он ставит энергично и лаконично, прямо над вертикальной чертой». Графолог добавляет, что подпись, размер которой больше по сравнению с остальным текстом, ещё раз демонстрирует уверенность Ван Гога.
Винсент Ван Гог. Закат: пшеничное поле у Арля
Винсент Ван Гог
Июнь 1888, 73.5×92 см
Винсент Ван Гог. Вспаханное поле и пахарь. Сен-Реми
Винсент Ван Гог
Август 1889, 50.3×64.9 см
Винсент Ван Гог. Красные виноградники в Арле. Монмажор
Винсент Ван Гог
Ноябрь 1888, 73×91 см
Винсент Ван Гог. Вид на Арль с ирисами
Винсент Ван Гог
Май 1888, 54×65 см
Винсент Ван Гог. Вид на Арль
Винсент Ван Гог
Апрель 1889, 72×92 см

Фрида Кало

Фрида Кало. Автопортрет с терновым ожерельем


На протяжении своих тридцатилетних бурных отношений с Диего Риверой, — начавшихся в 1927 году и включавших обоюдные романы на стороне, брак, развод и повторный брак, — Кало вела дневник, в котором писала страстные письма своему возлюбленному. Два из них, включённые в 2005 году в публикацию романтической переписки художницы с Риверой, наполнены драматическими одами («Я бы хотела нарисовать тебя, но нет таких красок, которые могли бы описать моё смятение и осязаемые формы этой огромной любви»).

Слева: Фрида Кало, «Автопортрет с терновым ожерельем» (1940). Техасский университет, Центр Гарри Рэнсома, Остин

Письма из книги «Дневник Фриды Кало. Интимный автопортрет». Источник: Artsy
Макнайт замечает, насколько разборчиво пишет Фрида. «Она не торопится и пишет взвешенно и методично», — поясняет эксперт. Все i отмечены точками «с рассчитанным, точно выверенным нажимом, что показывает постоянное внимание к деталям».

Вертикальные черты в буквах p, которые возвышаются над петлями, «определённо демонстрируют интеллектуальную глубину». И, наконец, «плоские верхушки букв r свидетельствуют о хорошей координации рук и глаз».
Фрида Кало. Фрида и Диего Ривера
Фрида Кало
1931, 100×79 см
Фрида Кало. Дружеские объятия Вселенной, земли (Мексики), Я, Диего и Сеньор Холотль
Фрида Кало. Тут висит мое платье
Фрида Кало
1933, 46×55 см
Фрида Кало. Что мне дала вода
Фрида Кало
1938, 91×70.5 см

Джорджия О'Киф

Письмо, написанное яркими синими чернилами и закруглёнными буквами, О’Киф отправила бывшему директору Музея Фогга в Гарвардском университете Эдварду Форбсу в мае 1938 года. Она выразила благодарность за письмо с поздравлениями, которое Форбс прислал ей, и пригласила встретиться с ней и её мужем Альфредом Стиглицем, когда адресат в следующий раз будет в Нью-Йорке.
Письмо Джорджии О’Киф, адресованное Эдварду Форбсу 10 мая 1938 года. Источник: Georgia O’Keeffe Museum / Artists Rights Society (ARS), New York.
В почерке О’Киф присутствуют необычные штрихи, которые «редко встречаются в наше время», отмечает Макнайт. Она обращает внимание на непривычные параллельные черты в буквах d и t в словах «honored», «lived», «about» и «sweet». Эксперт называет это «искусством мастера» и отмечает, что это характерно для «тех, кто с перфекционизмом подходит к своей работе».
Джорджия О’Киф, сидящая на корточках с альбомом для рисования и акварельными красками. Фото Альфреда Стиглица, 1918 год. Источник: Wikimedia Commons
Интерес представляют и горизонтальные штрихи в буквах t — то, как художница перечёркивает букву «длинной тонкой линией, которая временами накрывает всё слово (например, «town» и «that»). Это, по словам Макнайт, свидетельствует о «скачкообразных периодах крайней самонадеянности и харизмы».

Наконец, графолог указывает, что манера написания букв p в словах «pleasant» и «people» может быть признаком того, что О’Киф обладала «сексуальным драйвом выше среднего».
Джорджия О'Киф. Красный холм и белая раковина
Джорджия О'Киф
1938, 76.2×92.7 см
Джорджия О'Киф. Музыка, розовый и голубой II
Джорджия О'Киф
1918, 88.9×76 см
Джорджия О'Киф. Черный ирис
Джорджия О'Киф
1936, 49.6×41.9 см
Джорджия О'Киф. Узоры листьев
Джорджия О'Киф
1923, 56.2×46.1 см
Джорджия О'Киф. Желтая канна
Джорджия О'Киф
1830, 22.9×32.4 см

Пабло Пикассо

Пикассо отправил письмо в Париж своей подруге, писательнице и покровителю искусств Гертруде Стайн в марте 1913 года. В то время художник жил во французском городе в Пиренеях с одной из своих многочисленных возлюбленных Евой Гуэль. В послании он в шутку замечает, что изображение на лицевой стороне открытки (три пьющих каталонца) включает «портрет×Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». читать дальше Матисса в виде каталонца». Затем он просит Стайн написать ему и обещает, что сделает обзор её произведений.
Открытка Пикассо, отправленная Гертруде Стайн. Источник: Beinecke Rare Book and Manuscript Library
Отрывистый, стремительный характер почерка, по словам Макнайт, предполагает, что Пикассо «позволяет себе необдуманные высказывания». Его манера говорит об отсутствии цели, добросовестности и «осторожных, рассчитанных штрихов», которые можно увидеть в почерке Микеланджело. «Он торопится излить свои мысли на бумагу, и его ум работает очень быстро», — поясняет эксперт. Она добавляет, что, судя по почерку, Пикассо тогда испытывал оптимизм.

Как и О’Киф, художник перечёркивал свои буквы t длинными линиями, которые проявляют в нём «определённую харизму, уверенность и массу эмоциональной энергии». Кроме того, форма его букв T может указывать на упрямство, тогда как M и N — на интеллект.
Пабло Пикассо. Автопортрет в парике
Пабло Пикассо
1898, 56×46 см
Пабло Пикассо. Портрет Гертруды Стайн
Пабло Пикассо
1906, 100×81 см
Пабло Пикассо. Авиньонские девицы
Пабло Пикассо
1907, 243.9×233.7 см
Пабло Пикассо. Алжирские женщины (версия O)
Пабло Пикассо
1955, 114×146.4 см

Микеланджело Буонарроти

Мастер эпохи Возрождения Микеланджело написал письмо из Рима в июне 1508 года, когда начал работу в Сикстинской капелле. Оно отправлено во Флоренцию, его отцу Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти ди Симони. Своим аккуратным, почти каллиграфическим почерком художник заверяет родителя, что слухи о его смерти ложны, а также жалуется, что папа Юлий II, на которого он тогда работал, не платит ему уже больше года.

Даниэле да Вольтерра. Портрет Микеланджело Буонарроти


Макнайт отмечает «художественную, почти музыкальную» природу почерка Микеланджело и указывает на чёткие, словно по линеечке, строки, что можно рассматривать как признак стабильности.

Множество разрывов в словах и между буквами может быть признаком высокоразвитой интуиции. Кроме того, замысловато выписанный текст указывает на способность художника сосредоточиться.

Слева: Даниэле да Вольтерра, «Портрет Микеланджело Буонарроти» (1544). Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Письмо Микеланджело своему отцу, июнь 1508 года. Фото: The Print Collector / Getty Images
«Многие буквы в конце слов заканчиваются штрихами под углом в 45 градусов, что ярко демонстрирует мужественный склад ума или тип мышления, который не видит проблем, лишь только решения», — заключает графолог.
Микеланджело Буонарроти. Пророк Даниил
Микеланджело Буонарроти
1512
Микеланджело Буонарроти. Автопортрет на стене Сикстинской капеллы
Микеланджело Буонарроти
1500-е
Микеланджело Буонарроти. Святое семейство, известное как "Тондо Дони"
Микеланджело Буонарроти
1506, 120×120 см
Микеланджело Буонарроти. Мадонна Брюгге
Микеланджело Буонарроти
1505, 128 см
Микеланджело Буонарроти. Пьета (Оплакивание Христа)
Микеланджело Буонарроти
1499, 174×195 см
Микеланджело Буонарроти. Ливийская сивилла
Микеланджело Буонарроти
1512
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме

Адаптированный перевод. Оригинал статьи на сайте Artsy
Художники, упоминаемые в статье
Джорджия О'Киф
Биография • Работы
Микеланджело Буонарроти
Биография • Работы
Пабло Пикассо
Биография • Работы
Фрида Кало
Биография • Работы
Джон Питер Рассел
Биография • Работы
Диего Мария Ривера
Биография • Работы
Анри Матисс
Биография • Работы
Комментировать Комментарии
HELP