войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Дождь из Рембрандтов

Скандал с выставкой работ «художников русского авангарда» из коллекции Фонда Дилегем в Генте набирает обороты: директор музея Катрин де Зегер отстранена от работы, и это еще не финал истории. Однако ничто не ново под луной. Сто лет назад в Париже сложилась похожая ситуация: во французской столице оказались десятки привезенных русскими эмигрантами «шедевров» мирового искусства, большинство из которых были подделками. Без Одессы, конечно, не обошлось.
Дождь из Рембрандтов
Волна эмигрантов из охваченной гражданской войной России вывозила с собой в Европу всё то, что можно было продать, в том числе и картины. В Париже оказались десятки «Рембрандтов» и «Рафаэлей». В прекрасном журнале «Жар-Птица», выходившем в 1921−26 годах в Берлине и Париже, была опубликована заметка об этом (фото страниц журнала — ниже). Автором материала был некий А. Т-въ, и за этой подписью легко угадывается историк искусства, искусствовед, журналист, литературный критик, один из создателей журнала Александр Александрович Трубников (1882−1966), часто писавший под псевдонимом Андрей Трофимов.
Он работал в императорском Эрмитаже, был хранителем императорских дворцов, затем служил в отделении

Он работал в императорском Эрмитаже, был хранителем императорских дворцов, затем служил в отделении драгоценностей и галерее фарфора и серебра. В 1917 году входил в совет комиссии по делам искусства; накануне Октябрьского переворота был назначен в русское посольство в Рим. После национализации римского посольства советской властью эмигрировал во Францию, где участвовал в организации выставок (в т. ч. русского отдела на брюссельской выставке, приуроченной к открытию Дворца искусств), читал лекции в Лувре, сотрудничал с эмигрантской периодикой. Много писал на французском; удостоен приза Французской академии за исследования «Au jardin des muses françaises» («В саду французских муз», Париж, 1947) и книгу «Du Musée Impérial au Marché aux Puces» («От Императорского музея к Блошиному рынку», Париж, 1936; в переводе на русский — Москва, 1999). Обложку изданной в Москве книги украшает замечательный портрет Трубникова, написанный Зинаидой Серебряковой.

Вот что писал он в своём «Письме из Парижа», опубликованном в «Жар-Птице» (№ 2, 1921 год):
«Если для «Жар-Птицы» я сейчас набрасываю эти строки, то лишь потому, что думается: быть может, они пригодятся будущим историкам русского искусства и исследователям художественных сокровищ России.
Много басен и тревожных слухов было распространено о разграблении многих русских хранилищ и музеев, о продаже их богатств по столицам Европы. В Париже сообщали о продаваемых в Америке эрмитажных рембрандтах, очевидно, что и в Америке фантазировали о сбываемых на парижском рынке рафаэлях.
Случались забавные эпизоды, — приходили, говорили: имеют редчайшую картину, вывезенную из Константинополя, из Крыма, с Кавказа, «уникум» из Эрмитажа. Доказательства тому неоспоримы, на обратной стороне — печать Эрмитажа. Идём смотреть. Уступал просьбам, чтобы не обидеть, хотя наперёд знал, что печать не иная, как та, что накладывалась на подрамник Канцелярией Эрмитажа, когда выдавалось разрешение снимать копию. А картина — заурядная копия, часто вовсе и не старая, с эрмитажного оригинала, большей частью с Ван-Дейка или Рембрандта.
Курьёзов таких, где перемешаны и горе, и слёзы, и издевательство, и детски-наивный обман — не оберёшься.
Дождь из Рембрандтов
Дождь из Рембрандтов
Дождь из Рембрандтов
<…> С психологической точки зрения интересно, однако, разобраться, как и где рождаются легенды и апокрифы, превращающие всякую тёмную голову старика в Рембрандта, где и кем раздаются так щедро определения и оценки, окрыляющие сперва радужными надеждами, а затем дарящие горькое разочарование. «Помилуйте, я везла это из России! Это единственное, что у меня осталось. Мне ценили знатоки в сотни тысяч, а вдруг Вы!.. Французы при эвакуации давали миллионы франков. Это — Рембрандт!"
<…> Прежде чем попасть в Париж, виденные мною произведения проделали стажи: шедшие из Крыма — в Константинополе, шедшие через Финляндию — в Стокгольме. Тут-то, по словам владельцев, их и снабжали «точными» определениями и делали униками. «Почему вы там же их и не продали, раз Вы утверждаете, что Вам предлагали такие крупные деньги?» — спрашивал я неизменно несчастного обладателя полдюжины рембрандтов и пары рафаэлей. «Помилуйте, как можно! Мы везли в Париж на мировой рынок, нас уверяли, что здесь дадут вдвойне против Константинополя». И вот, вместо сотни тысяч, мировой рынок предлагает в лучшем случае — 600 франков.
Несчастную русскую даму уверили в Константинополе, что у неё Рембрандт; уверял член «Болгарской Академии» с каким-то именитым «загребским художником, исследующим краски». По словам дамы, они наметили продажную цену её картины в миллион и уговорили ехать с ними в Париж. Здесь начинается мистификация, в которую, обычно, впутывают, конечно, ни в чём не повинных, бывших коллег моих по Луврскому музею. Ясно, что на Лувр и его хранителей так же клевещут, как клеветали на нас «эрмитажных». Я слыхал басни, когда лица для отзыва показывали всякий хлам, утверждая, что лет 25 тому назад Эрмитаж предлагал за него 50 тысяч рублей. Итак, «Рембрандт» моей дамы был, якобы, и Лувром окрещён — несомненным Рембрандтом. Музей не купил его (о чём очень сожалел) только потому, что не имел свободных, огромных денег, необходимых для приобретения такого выдающегося шедевра. Наконец этот шедевр показали и мне, бережно развернув из мягкого одеяла… Моей оценкой остались очень недовольны, ибо я осмелился сообщить, узнав в облупившейся и пострадавшей картине небольшого голландского мастера в стиле Босха (картина изображала довольно обычный сюжет «Посещение мастерской»), что на парижском рынке цена на подобные картины колеблется от тысячи до трёх тысяч франков.
Являлся ко мне и такой оригинал, — как говорят, известная и почтенная личность в Москве, — просит помочь продать картину. Спрашиваю: «Что за картина?» «Ни школы, ни автора я Вам не скажу. Меня научили, что показывать или говорить о своих картинах — значит обесценивать их. А, вот, если Вы обязуетесь купить, да сперва согласны выложить мне полтора миллиона, тогда картину я Вам покажу». Меня даже несколько испугало такое категорическое заявление почтенного москвича: в своём ли он уме? Не имея, случайно, в кармане полтора миллиона, мне пришлось отказаться от сей выгодной операции. На прощание владелец сокровища добавил, очевидно, желая меня соблазнить: «Могу Вам ещё сообщить, что картина фамильная, что 25 лет тому назад директор Эрмитажа Сомов предлагал за неё 250 тысяч золотом, а Лувр хотел построить для неё отдельный зал. Тогда, понятно, мы не продали, в деньгах не нуждались, жили богато».
Несколько времени спустя, картина, не нашедшая покупателя «в тёмную», сделалась менее секретной, и мне довелось видеть это сокровище, для которого Лувр собирался «построить отдельный зал». Признаюсь, мне стало даже непонятно, каким образом могут рождаться такие нелепые басни, которые повторить даже стыдно.

А дождь рембрандтов, посыпавшихся на Париж? В частных коллекциях юга России, в Нахичевани, в Одессе их народилось более полсотни. В последнем городе, в одном только собрании, объявилось четыре рембрандта. Для продажи этого собрания был составлен даже довольно курьёзный каталог-прейскурант, совсем как для базарной лавки. В нём читалось дословно: Рембрандту цена в Америке два с половиной миллиона (почему?), а у нас только девятьсот тысяч. Рубенсу цена в Америке два миллиона, а у нас пятьсот тысяч и т. д. Не хватало только приписки: «Поторопитесь пользоваться небывалой дешёвкой».
«Портрет подбоченившегося мужчины», признанный работой Рембрандта в 2014 году, и забавный факт (прим
«Портрет подбоченившегося мужчины», признанный работой Рембрандта в 2014 году, и забавный факт (прим. ред.): согласно статистике полицейских, с 1909-го по 1951-й год в США было заявлено о краже 9482 (!) картин «кисти Рембрандта».
Итак, Париж наводнили «Российские рембрандты». Правда, один оказался каминным экраном сороковых годов, другой, при самом поверхностном осмотре, раскрашенной гравюрой, третий просто чёрным полотном и т. д. Ещё мне показывал рембрандта один русский художник… смотрю — совершенно новенькая копия с очень известного эрмитажного оригинала. Художник божится, что картина у них в семье была сто лет. Ещё мальчиком помнит её, «висела у дедушки». Очевидно, что в данном случае аберрация сливалась с чувством несколько менее красивого порядка. И думается мне, не написал ли эту копию сам показывающий мне её художник? А на вид такой почтенный, пожилой и известный даже! Видел я и прибывавших из частных русских собраний на продажу и удивление Парижа Брейгелей с фигурками маркиз XVIII века и коробки Луи XV с миниатюрами, на которых вдали усматриваются паровоз и мчащийся поезд. Видел я и пейзажи Рейсдаля и Мушерона, оживлённые людьми, одетыми по моде 40-х годов прошлого века. И всё это было фамильное, редкостное, спасённое, признанное шедеврами всеми музеями и знатоками и ценилось от ста тысяч и выше".
На фото: подлинная и фальшивая картина Фрагонара в английском музее. Источник фото: timeout.com
На фото: подлинная и фальшивая картина Фрагонара в английском музее. Источник фото: timeout.com
Как видим, некоторые тезисы из приведенного материала почти столетней давности не потеряли актуальности и сегодня. А когда я читал об одесских «Рембрандтах» и «Рубенсах», меня охватила тихая гордость за родной город и земляков, и сразу же вспомнился прекрасный фрагмент из воспоминаний художника Амшея Нюренберга, опубликованный в его автобиографической книге «Одесса — Париж — Москва». Окончивший в 1910 году Одесское художественное училище Нюренберг отправился продолжать образование в Париж, где в течение года делил с Марком Шагалом одну мастерскую в знаменитом «Улье». В 1913 году Амшей Нюренберг вернулся в Одессу, где стал одним из лидеров группы «Одесских независимых».
Выставка Общества независимых художников, 1918 г. Сидят: И. Малик, В. Мидлер, М. Гершенфельд, Н. Юхн
Выставка Общества независимых художников, 1918 г. Сидят: И. Малик, В. Мидлер, М. Гершенфельд, Н. Юхневич, Т. Фраерман, П. Мамичева, А. Нюренберг; стоят: М. Бродский, А. Кобцев, С. Кишиневский, М. Гельман, Н. Соколик, Ф. Брудерзон
После революции 1917 года он был назначен первым народным комиссаром искусств в Одессе, руководил Комитетом по охране памятников искусства и старины. Там он и получил задание собрать произведения искусства, находящиеся в брошенных домах эмигрировавших одесситов, чтобы после создать на их основе музей. И столкнулся с неожиданным фактом: большинство картин были… фальшивками.
На фото: В. Мидлер, Н. Юхневич, А. Нюренберг, И. Малик
На фото: В. Мидлер, Н. Юхневич, А. Нюренберг, И. Малик
Вот что писал Нюренберг:
«После моего назначения председателем Комитета по охране памятников искусства и старины комиссар просвещения Щепкин вызвал меня к себе и предложил принять неотложные меры для защиты художественных ценностей в квартирах, брошенных бежавшей буржуазией. — Поступили сведения, — сказал он озабоченно, — что известный Мишка- Япончик со своей шайкой уже обворовывают брошенные особняки. Необходимо принять срочные меры. Я быстро организовал три бригады из рабочих и художников, которые должны были обойти особняки и квартиры, отобрать наиболее ценные вещи и перевезти их в дом графа Толстого (у моста Сабанеева). За несколько дней бригады, работавшие с большим энтузиазмом, заполнили вещами весь дом. Навезли много старинной мебели, ковров, библиотек, фарфора, майолики, скульптуры и картин. <…> Внимательно рассмотрев привезенные вещи, экспертная комиссия нашла, что большинство из них не представляют музейной ценности. Комиссию неприятно удивило наличие среди картин большого количества фальшивых. Так из 25 Левитанов — 18 оказались подделками, из 15 Репиных только 8 были подлинными, из 17 Айвазовских — только 8 принадлежали кисти знаменитого мариниста. Фальшивыми были также работы Серова, Поленова и других. Среди привезенных картин были и старинные, но ценности они не представляли. Ценной (на музейном уровне) комиссия считала большую коллекцию картин южнорусских художников: Костанди, Нилуса, Головкова, Волокидина, Дворникова, Кузнецова, Кишиневского. Экспертная комиссия (Олесевич, Фазини, Фраерман и Мидлер) хорошо знала авторов фальшивых картин. Ими были ученики художественного училища — Зусер и Беркович.
<…> Потом я, в срочном порядке, вызвал Берковича и Зусера. Они пришли. Степенно представились. Я сразу на них обрушился:
— Что вы, товарищи, делаете? Вы позорите цех художников! Не понимаете, что за ваши «великие дела» вас могут привлечь к уголовному суду.
— Все это прошлое, — спокойно и нагловато сказал Беркович, — старые грехи… Не волнуйтесь! Для Советской власти мы г… делать не будем.
И, погодя, со смеющимися глазами добавил:
— Вы жалеете буржуазию. Она того не стоит. Она Левитанов и

И, погодя, со смеющимися глазами добавил:
— Вы жалеете буржуазию. Она того не стоит. Она Левитанов и Репиных покупала у нас по десять-пятнадцать рублей. Никто из этих бакалейщиков, мануфактуристов и адвокатов в искусстве ничего не понимал. Картины им нужны были только как украшение стены. Не жалейте их! И не волнуйтесь. Они этого не стоят. И, поглядев на меня, с едкой насмешкой добавил:
— Знаете, как рассуждали буржуа: не беда, если мой Левитан подделка. Я дал за него с золотой рамой только десять рублей. Зусер с преувеличенно скучающим видом все время полушепотом бросал: «Правильно, друг…»".

Слева: А. Беркович. Автопортрет

Ах, Одесса, где все друг друга знают… Александр Нафтулович Зусер окончил Одесское художественное училище в 1918 году, принимал участие в выставках одесских художников в 1920−30-е годы, в последний раз — в Первой отчётной выставке творческого сектора художественно-скульптурных мастерских (21.12.1939 — 25.02.1940). Преподавал в родном училище. Стал известным коллекционером. На следующий день после взрыва 22 октября 1941 года партизанами немецкой военной комендатуры был публично повешен оккупационными румынскими властями в ходе первой массовой карательной акции против еврейского населения города.
Судьба Александра Бейликовича Берковича сложилась гораздо счастливее. Наверное, потому, что он вовре

Судьба Александра Бейликовича Берковича сложилась гораздо счастливее. Наверное, потому, что он вовремя эмигрировал. Александр Беркович тоже был одним из «Одесских независимых». В 1911 году он участвовал во 2-м Салоне В. А. Издебского (вне каталога), в 1914 — во 2-й Весенней выставке картин в Одессе. С того же года работал декоратором в одесских театрах; с началом Первой мировой войны был мобилизован, но дезертировал и скрывался вплоть до революции.
Летом 1919 участвовал в 1-й Народной выставке картин. В 1922 жил в Москве, в 1923 году по предложению правительства поехал в Туркмению, в Ашхабад, где преподавал в созданной там художественной школе. В 1926 по приглашению братьев жены через Ригу уехал в Канаду и поселился в Монреале. Зарабатывал росписью стен в церквях и синагогах, театрах и кабаре. Входил в созданную в 1938 в Монреале Восточную группу художников (Eastern Group of Painters). Был наставником и критиком молодых канадских художников еврейского происхождения (Рита Брянская, Мозес Рейнблатт, Сэм Боренштейн).
В 1934 работы Александра Берковича экспонировались в СССР — на Первой выставке картин, графики и скульптуры художников Одессы. В 2006 произведения художника были показаны на выставке «Одесские парижане» (из коллекции Якова Перемена) в Музее русского искусства им. Марии и Михаила Цетлиных в Рамат-Гане (Израиль); с 2010 они хранятся в Фонде «Украинский авангард».

…Пока живопись будет стоить денег, неизбежно будут появляться и фальшивки. В чём-то они даже играют положительную роль, привлекая интерес публики к миру искусства. Важно лишь уметь отличать одно от другого.

Автор материала: Евгений Деменок.
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме

Главная иллюстрация: коллаж
Коллаграфия – относительно новый вид рельефной печати. Она была изобретена в середине XX века и сочетает в себе экологичность, лёгкость исполнения, богатство текстур и пластики, и, кроме того, хорошо совмещается с другими графическими манерами (например, «сухой иглой»). Печатная матрица представляет собой коллаж (отсюда и название, сочетающее слова «коллаж» и «-граф») и создаётся путём наклеивания различных материалов – тканей, пластика, песка, растений и так далее – на деревянную или картонную основу с помощью различных паст. Читать дальше
Коллаж (от фр. collage - наклеивание) – метод, применяемый в изобразительном искусстве и заключающийся в создании аппликации из различных фрагментов, разных по цвету и фактуре. Данным термином также обозначают работу, выполненную в этой технике. Первыми её привнесли в изобразительное искусство футуристы и кубисты, в частности, Пабло Пикассо и Жорж Брак. Они совмещали на холстах обрывки ткани, фотографий и обоев. Среди известных коллажистов - кинорежиссер Сергей Параджанов, который объединял фотографии, обрывки кружев, фарфор и высушенные растения.
Декораторский прием часто пробуют разнообразить живописными инструментами: кистью с краской или пером с тушью. Творческий жанр отличается пестротой и смелостью идей. Родственной техникой является ассамбляж, который подразумевает совмещение на одной поверхности разнообразных предметов и их частей. Большой популярностью сегодня пользуются фотоколлажи.
Читать дальше
, включающий работу, созданную в рамках проекта «The Next Rembrandt»