Регистрация

Рисуй, как Ван Гог. Интервью с участницей проекта «Loving Vincent»

Мне нравится6       0  
В кинотеатрах стартовал показ анимационного фильма «С любовью, Винсент», над созданием которого трудились художники из двадцати стран, в том числе 13 художников из Украины. Картины, кадры, нормативы, технологии — заочно побывать на творческой кухне уникального британско-польского проекта нас приглашает художница из Киева Екатерина Очередько: она, в частности, воплощала для фильма образ Армана Рулена.
Специально к премьере фильма «С любовью, Винсент» шесть украинских художников, принимавших участие в проекте, оформили праздничный баннер. Как на киевский пейзаж опускается «Звездная ночь» великого голландца: смотрим мастер-класс от «учеников Ван Гога»!
За 10 месяцев работы в проекте команда художников из Украины нарисовала более 9 000 кадров — это 13 минут 95-минутного анимационного фильма «Loving Vincent».
Сюжет фильма рассказывает о жизни и смерти Ван Гога от лица героя фильма — Армана Рулена. События разворачиваются во Франции летом 1891 года. Арман отправляется в путешествие и знакомится с людьми, знавшими художника, которые рассказывают ему о возможных причинах и обстоятельствах его смерти 29 июля 1890 года.
На протяжении всей работы Ван Гог, как невидимый наставник, вдохновлял и бросал вызов молодым художникам: попробуй-ка освой множество техник Винсента!
Участие в британско-польском проекте «Loving Vincent» стало невероятным приключением для киевских художниц Екатерины и Татьяны Очередько. Сестры-близнецы десять месяцев работали над анимацией фильма в Гданьске. Созданные ими образы становились бесспорными фаворитами студии, а написанные в свободное время картины, вдохновленные гением Винсента Ван Гога, были показаны на персональной выставке в Академии искусств Гданьска. (На фото — Татьяна и Екатерина Очередько в Гданьске).
— Екатерина, как вы получили работу в проекте, как узнали о нем?

— Моя сестра увидела видео — приглашение для украинских художников принять участие в проекте, — в сети Facebook. Мы подали свое портфолио и выполнили специальное задание: написали портреты в стиле Ван Гога. После шести месяцев ожидания нас пригласили на трехдневный тест во Вроцлав, и по результатам тестирования мы получили приглашение на стажировку в Гданьск. Позже мы узнали, что на проект подали заявки 5 000 человек, и конкурс составил 45 художников на одно место.

 — Вам хватало специальных знаний и профессиональных навыков для того, чтобы работать в столь необычном новом проекте?

 — Украинские художники проходили стажировку три недели, а до этого ребята учились 4−5 недель. Нас обучали нюансам анимации, знакомили с программами и требованиями. Первым заданием было сделать две максимально точные копии работ Ван Гога, дальше нам давали анимацию и ставили сроки: за день нужно было успевать писать по две картины. Мы с Таней прошли обучение за полторы недели и приступили к работе. Во время обучения нам предоставляли жилье и деньги на проживание, а после заключения контракта со студией мы снимали жилье самостоятельно.

— Екатерина, а где проходила работа над фильмом: один большой ангар или же несколько небольших офисов для разных участников проекта, по специальностям?

— Всего для работы над анимационным фильмом было оборудовано три студии — две в Польше (Гданьск и Вроцлав) и одна в Греции (Афины). Художники работали над проектом три года. На заключительном этапе в студиях работали 115 художников из 19 стран. Анимационный фильм рисовался в двух стилях: сюжетные линии — в цвете в стилистике работ Ван Гога, и биографические кадры — в черно-белой анимации. Картины Ван Гога использовались как основа визуального материала при разработке сцен, пейзажей и образов героев.

— Наша рабочая студия размещалась в большом складском помещении, в котором были обустроены отдельные боксы для каждого художника. Официально мы работали с 8 до 17 часов, но также разрешалось работать по ночам. Оплата производилась в зависимости от количества работ, и мы были заинтересованы делать больше. Также в зависимости от сложности работы устанавливалась минимальная суточная норма.

Фото: Рабочее место художника, бокс Екатерины Очередько

— Интересное, как распределялась работа: что было делать легче, что сложнее, и как в студии выстроили твочреский и технический процесс? Конвейер?

— Было установлено 13 уровней сложности работ. Чем выше уровень — тем меньшее количество кадров нужно делать в день. Мы выполняли требования 9−10 уровня — нужно было создавать четыре-пять портретов в движении. Два часа на портрет — это мало, и без хорошей подготовки написать такое количество очень сложно. Благодаря тому, что у наших художников прекрасная академическая база, мы делали 200%, наш рекорд — 265% нормы за день. Все работали на максимуме своих возможностей! Это был плюс для фильма и для нас.

— А время для штудирования какие-то материалов о художнике находилось, или же было достаточно имеющегося багажа знаний?

— Во время работы мы читали письма Ван Гога, роман Ирвинга Стоуна «Жажда жизни», слушали аудиокниги о художнике, смотрели на работы Ван Гога в Музее Амстердама, знакомились с его стилем наложения красок, его работой с цветом, постоянно советовались с нашими консультантами о нюансах техники, и о том, как лучше ее адаптировать к анимации.
Татьяна Очередько за работой

— Екатерина, была ли возможность у художников общаться с главными режиссерами и продюсерами фильма?

— Дорота Кобела, непосредственная наша начальница, работала в трех студиях, поэтому не всегда была на месте, продюсер Хью Велтман был чаще. Мы могли подойти к Хью и попросить какую-то сцену посложнее, он говорил: «ОК. Я поговорю с Доротой», и тогда нам начинали давать более сложные задачи.

Фото: Актер Роберт Гулачек, сыгравший в фильме роль Винсента Ван Гога, Екатерина Очередько и Эйдан Тернер, сыгравший роль Лодочника.

— Расскажите о задаче художников, как вы чувствовали себя в новом амплуа аниматора?

— Нам давали кусочки отснятого материала. На специальной доске размером 49×67 см мы писали масляными красками кадр за кадром изображения с проектора. Вначале художник рисовал первый кадр (the first frame), он утверждался режиссёром. Над одной сценой работали одновременно несколько художников и для того, чтобы все кадры были максимально идентичными, художники сначала делали копии первого кадра, повторяя цвет, мазки и фактуру, а затем приступали к анимации. В зависимости от движения в кадре с доски счищалась часть картины или полностью написанная работа. В анимации очень важно передать малейшее микро-движение. Если пропустишь хоть один мазок, изображение стоит или дергается, — при просмотре это очень заметно. Высший пилотаж для аниматора — писать изображение, которое двигается полностью, тогда следующий кадр художник не просто кое-где «поправляет» мазками, а всё счищает и пишет новую картину. На движение камеры брали самых лучших ребят.
Разработка кадра образа Маргарет. Фотография актрисы Сирши Ронан, картина Ван Гога «Маргарет», работа Екатерины Очередько
Каждый нарисованный кадр фотографировался на камеру. В одной секунде фильма находятся 12 кадров, в минуте — 720 кадров.

Светлана Гаврищук. Аделин Раву
Обо всех персонажах картин художника читайте наш специальный материал: Мне решительно знаком ваш портрет! Реальные люди с картин Винсента Ван Гога
Виталий Мурин. Арман и Лодочник
— С какими сложностями вы встретились в работе?

— Перед художниками стояло много профессиональных задач: следовать стилю Ван Гога — а у голландца их было несколько и нужно было их связывать друг с другом, — передать эмоции, поменьше привносить своего и при этом сохранить абсолютное «попадание» в стиль и цвет. Чтобы сохранить единство стиля, создавался ключевой кадр (key-frame), в котором разрабатывался цвет, направления мазков, фактурность. Ключевой кадр утверждала Дорота и на него равнялись все художники, которые работали над сценой. Если ты делаешь ключевой кадр — ты «профи», и задаешь тон другим художникам, задача которых — скопировать эту работу. Из нашей группы ключевые кадры создавали мы с сестрой и Виталий Мурин.

— Какие сюжетные линии воплощали украинские художники?

— Художники были поделены на команды, которые работали над образом определенного персонажа. Украинцы разрабатывали образы Маргарет Гаше, Аделин Раву, Доктора Гаше, Армана Рулена и Лодочника. Это грамотный подход: художник не распылялся и мог «войти в роль», чтобы прочувствовать образ и развивать его. В нашей работе была важна не только техническое мастерство художника, но и раскрытие эмоционального состояние своего героя…

…Когда мой персонаж Арман, над которым я работала, переживал или сердился, я будто «примеряла» его состояние на себя — каждый нюанс мимики должен показывать определенное настроение, и если художник работает безэмоционально, ничего не выйдет. Ведь зритель на экранах увидит наши рисунки — он не видел игру актера, и только от художника зависит передача игры актера.

Татьяна Очередько. Арман Рулен

Разработка образа Армана Рулена: фотография актера, оригинальная работа Ван Гога, картина художника-аниматора (ключевой кадр)
Екатерина Очередько и британский актер Дуглас Бут, сыгравший в фильме «Loving Vincent» роль Армана Рулена

— Как зарекомендовали себя украинские художники?

— Моя сестра Таня была единственным художником из нашей студии, кто работал в паре с главным художником фильма Петром Доменяком. Созданный ею образ Лодочника стал фаворитом студии. Художники и режиссеры единодушно оценили ее способности аниматора, способного оживить игру актера и передать стиль Ван Гога. Таня параллельно работала в графической мастерской Академии художеств Гданьска. Профессору понравились ее графические работы… Это было общение между двумя национальными школами. Например, в гравюре мы работаем на меди, а в Польше — на цинке. Они заинтересовались нашей техникой, узнавали нюансы и планировали этот метод добавит в программу обучения.
Фото: Татьяна Очередько

Кстати, над фильмом работали также звезды кинематографа. Лодочника, которого рисовала Татьяна, сыграл ирландский актер Эйдан Тернер, известный по роли Кили в «Хоббите» и покоривший зрителей образом Данте Габриэля Россети бунтаря-сердцееда в сериале «Отчаянные романтики».
Фото Эйдана Тернера в образе Лодочника и рядом картина-кадр Татьяны Очередько
Татьяна Очередько. «Арман Рулен и Лодочник»
«От того, насколько художники чувствовали стиль друг друга, работая вместе, зависело качество всей работы».
— Были ли на студии особые привилегии или поощрения для художников?

— Студия составляла рейтинг аниматоров и лучшему художнику месяца доставался поощрительный приз. В целом студия поощряла каждый вклад художника — особенно, когда аниматор «ускорялся» и делал рывок: работал быстро, качественно и намного превышал норму. Художниками месяца из нашей команды становились Виталий Мурин, Ярослав Свирняк, Андрей Ковтунович, я и моя сестра Таня.

— Скажите, в процессе работы вы подружились с другими участниками или же в студии царил «дух соперничества»?

— Знаете, мы «вошли» в коллектив студии, как люди, которые много смеются. Когда мы заходили перекусить на кухню, мы смеялись, и другие художники подтягивались «на звук» — так мы начинали знакомство. Мы устраивали вечера, совместные поездки, пикники, шашлыки, пекли пироги. Мы жили вдали от родных и все время загружали себя делами — выставками, пленэрами, пикниками, чтобы как-то восполнить нехватку семьи.

— Екатерина, что дает художнику участие в таком проекте?

— Умение работать в команде. Для художника-индивидуалиста это вызов! От того, насколько художники чувствовали стиль друг друга, работая вместе, зависело качество всей работы.

Татьяна Очередько. Арман Рулен в кафе
— План перевыполняли, репутацию завоевали… чем занимались в свободное время?

— Мы с сестрой и Виталием Муриным много путешествовали, знакомились с польской культурой, традицией, менталитетом. Надо было как-то расслабиться, а как художник расслабляется? Он чем-то вдохновляется и рисует. Куда бы мы ни ездили, мы писали — море, пейзажи, Старый город в Гданьске, портреты — моими моделями были художники Студии. И вот именно из этих работ мы сделали выставку «Meeting» в Союзе художников Гданьска. Она также символизировала нашу встречу друг с другом — встречу художников разных стран. На открытие выставки пришел продюсер фильма — Шон Боббитт. Статью о нашей выставке Союз художников включил в свой ежегодный каталог, о ней писали журналы, газеты. Было очень приятно, что наше творчество оценили.

Художница из Индии Хемали и я стали инициаторами еще одной групповой выставки в Гданьске. Мы ее назвали «Diversity». В ней приняли участие художники из 11 стран, которые работали над проектом.
Участники выставки «Diversity» в Гданьске
Татьяна Очередько. Встреча

После возвращения в Украину художники представили свои работы на выставке «Ван Гог. Реминисценция» в Киеве.



Иллюстрация: Татьяна Очередько. Встреча

О выставке, рассказывающей о создании ленты, которая продлится до 28 января 2018 года в Музее Северного Брабанта в Хертогенбосе, и о датах премьеры фильма «С любовью, Винсент» в других странах читайте в нашем отдельном материале.
Фильм «С любовью, Винсент» уже получил приз зрительских симпатий на двух международных фестивалях во Франции и Бельгии.
В России фильм «С любовью, Винсент» уже показывают в кинотеатрах. Главных героев озвучили Константин Хабенский, Максим Матвеев и Ирина Горбачева.
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме

Заглавная иллюстрация: фото Екатерины Очередько за работой над образом Армана Рулена в Гданьське
Художники, упоминаемые в статье
Винсент Ван Гог
Биография • Работы
КомментироватьКомментарии
HELP