• Facebook
  • Vkontakte
  • Twitter
  • Ok
Войти   Зарегистрироваться

«Евангилие от сюрреализма»: наш визит к Сальвадору Дали на Потсдамской площади

Мне нравится3  Поделиться    Поделиться    Твитнуть  В одноклассниках  
Вслед за горящим жирафом и тающими часами, его иллюстрации к произведениям мировой литературы — билет в «уютное безумие». Не зря сам автор называл живопись лишь вершиной айсберга своего творчества, «тело» которого — графика. Сюжеты Сервантеса, Гете, Рабле и даже Нового завета, — в центре Берлина демонстрируют «книжную» графику маэстро. Споры о провенансе, как это бывает с передвижными выставками «графики Дали» в других краях, — здесь неуместны. Подлинный мир фантазий Сальвадора Дали встретил нашего автора, а значит — и вас. Приглашаем совершить виртуальную разведку!

«Войдите в мою голову!»

…призывает Дали всякого, кто переступает порог его немецкого пристанища. Человек с часовыми механизмами вместо глазных яблок — Дали на автопортретах, — был уверен в том, что любое изображение уже существует. Нужно только сделать его видимым, проявить. Чем он и занимался — выпускал свое подсознание побродить по холсту. Ведь не зря его работами так восхищался старик Фрейд. Взять хотя бы глубоко концептуальное изображение «Бессмертие Кастора и Поллукса». По убеждению Дали, до того, как изобрели дактилоскопию, единственным удостоверением личности служил уникальный для каждого человека узор анальных складок. Поэтому портрет бессмертия Дали изобразил с помощью рельефной бумаги, имитирующей эти интимные зоны.

450 экспонатов гения сюрреализма представили в выставочном зале на берлинской Потсдамер платц. Галерею открыли в феврале 2009 г., через 20 лет после смерти Дали и падения Берлинской стены. Здесь можно найти как графику и скульптуру, так и оригиналы изданий, к которым художник приложил свою руку.
Работа «Бессмертие Кастора и Поллукса» создана Дали под неизгладимым впечатлением от кончины старшего брата, произошедшей за год до рождения художника. Его также звали Сальводором, поэтому сюрреалист всю жизнь доказывал себе, что он — не мертвый брат, а живой. Кастор и Поллукс — имена неразлучных братьев-близнецов, сыновей спартанского царя Тиндарея.

«Расстрелянный» Дон Кихот Ламанчский

В 1956 г. году парижский издатель заказал Дали его первые литографии к роману Сервантеса, и падкому на эксперименты художнику удалось совершить настоящую революцию в графике. Кроме традиционных материалов и техники сухой иглы, он пустил в ход… рога носорогов и аркебузу, которую заряжал патронами, пропитанными чернилами.

Столь эксклюзивный метод Дали назвал буллетизмом (от англ. Bullet — пуля), противопоставив абстрактному экспрессионизму (к слову, в своем знаменитом «Дневнике гения» Дали писал о том, как таким же макаром, находясь на расстоянии более метра от холста, он создал работу, удостоенную премии Королевской академии Мадрида).

На 12 графических историях Дон Кихот борется не только с ветряными мельницами, но и с вином, заливая поверхность похожими на кровь алыми брызгами. Печальный рыцарь то растворяется, то вновь возникает в созданном с помощью буллетизма подобии Млечного пути, который и есть его долгой дорогой в Сантьяго-де-Компостело. А мотив вышитого одеяния персонажа, по признанию самого автора, — маленькие лягушки, заполонившие окрестности его дома после шторма.

Влюбленные и сатана

Тристан и Изольда рождены Дали на уникальной японской перламутровой бумаге с авторской подписью в технике цветной гравюры с помощью пера с рубином. На одном из произведений — влюбленные с кубком, а выше — еще один кубок, который при детальном рассмотрении превращается в профили средневековых героев. Такая визуальная игра, к слову, присуща многим графическим работам автора.

А вот 21 иллюстрация к «Фаусту» выдержана в мистически-темных тонах: на стенах галереи возникают зловещие силуэты волшебников, рогатого дьявола и старухи во время Вальпургиевой ночи. Сцена пролога представляет собой спускающиеся с неба вихри около которых сидит Мефистофель и обращается к неизвестной фигуре…

Апокалипсис Святого Иоанна

Единственный экземпляр Откровения, иллюстрированный графикой Дали, был признан самой дорогой книгой в мире. О том, как создавались эти три работы, рассказывает видео, параллельно транслируемое на мониторе. С невозмутимым лицом Дали начиняет бомбу гвоздями и взрывает ее на медной пластине. Идея создать такой механизм пришла к эксцентричному художнику после того, как Гала запустила в него спелым гранатом, и он взорвался в воздухе. Гвозди рассекают и царапают пластину, служат своеобразным пером, создавая матрицу для изображений: «Пьета», «Распятие» и «Тело Христово».

Обложка книги была выполнена из бронзы, инкрустирована драгоценными камнями и весила более 200 килограмм! Сам Дали назвал ее своей первой скульптурой, а Папа Римский Иоанн ХХIII благословил работу. К сожалению, с 1960-ых годов владелиц «Апокалипсиса Святого Иоанна» сохраняет статус инкогнито.

Итальяно-испанские страсти

Серия «Кармен» — это 24 копии первого издания цветных литографий по мотивам романа Проспера Мериме. Дали создает Тореро Эскамильо двуликим Янусом: одна часть его лица — обличие ловеласа, другая — пылкого почитателя Кармен, готового к любым перипетиям и даже смерти. Нетипичное, по мнению критиков, для Дали изображение — грустные вопрошающие глаза умирающего на арене быка.

Путь от ада до рая героя Данте воплотился художником в сотне ксилографий. Изначально иллюстрации к 700-летней годовщине со дня рождения автора «Божественной комедии» были выполнены по заказу Министерства культуры Италии. Однако итальянцы потребовали от правительства, чтобы иллюстратором был непременно их соотечественник. Так как Дали к тому времени уже окончил работу, гонорар ему выплатили, а рисунки брать не стали. Вскоре на основе них он и создал представленные на выставке ксилографии.

Алиса в стране сюрреализма

«Кадриль лобстеров», безумное чаепитие с уже знакомыми «мягкими» часами, из которых растет дерево, кислотная гусеница на грибе… Вот чего уж точно нельзя пропустить, гуляя по выставочным комнатам галереи на Потсдамской площади! В 1969 г. Дали оживляет Кэролловский сюжет, «переодевая» его в яркие психоделические платья. Арт-историки предполагают, что Алису художник срисовал со своей сестры Анны Марии.

Невероятно, но факт: маэстро имел привычку оставлять недописанные иллюстрации к «Алисе» на полу в мастерской, где на них испражнялись его пятнистые кошки-оцелоты. Это отнюдь не печалило художника: он с радостью выставлял работы на суд публики, во всеуслышание объявляя, что его питомцы… закончили изображения за него. А вашей кошке слабо?

Дали вблизи

Сегодня на обложках журнала Vogue — лица актрис и моделей, а в 71-ом дизайн рождественского приложения к модному французскому журналу разработал господин Дали собственной персоной. Вышеупомянутый экземпляр, собственные публикации, иллюстрированный роман «Скрытые лица» (1944), а также скульптуры — занимают отдельное место на выставке. Среди изваяний гения — Венера Милосская с выдвигающимися из тела шкафчиками, минотавр из бронзы со скорпионом на сердце и ангел, со сквозными дырами вместо сердца и желудка, несущий благую весть о сюрреализме. Кстати, на выставке можно отыскать и юбилейную серию гравюр «50 лет после сюрреализма», созданную по мотивам знаменитого манифеста Андре Бретона. И все эти сокровища собраны под одной крышей, так что, будете у нас… в Берлине — милости просим!
Автор: Яна Сасина
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями
Мне нравится3  Поделиться    Поделиться    Твитнуть  В одноклассниках  

Комментарии

Для комментирования необходимо указать и подтвердить электронную почту или телефон
loading...

Артхив не только интересно пишет об искусстве, это целая социальная сеть с огромными возможностями. Регистрируйтесь и получайте информацию из первых рук

Зарегистрироваться

подписывайтесь на наши новости любым удобным способом: