Регистрация

Стеклянные чудеса Жана-Мишеля Отоньеля

Мне нравится3  Поделиться    Поделиться    Твитнуть  В ОК  
Гигантские бусы? Четки? ДНК? Преображать реальность с помощью дивных стеклянных ожерелий, изготовленных по технологиям муранских мастеров — таково кредо французского скульптора Жана-Мишеля Отоньеля, одного из самых популярных дизайнеров в мире. Этой осенью он представил два ошеломляющих новых проекта: есть что добавить к чудесному виду станции метро возле Лувра и фонтанам Версаля! Знакомимся с мастером и любуемся шедеврами.
Дизайнеру по вкусу метаморфозы и перевоплощения. Бесконечные комбинации сверкающих разноцветных ожерелий из блестящих стеклянных шаров привносят в его работы сказочность и волшебство
Жан-Мишель Отоньель. Фото: Vincent Capman
Чудесные скульптуры и инсталляции из стеклянных бус Отоньеля украшают сады, парки и улицы в Европе, Америке и Азии, его произведения не прочь заполучить крупнейшие музеи мира — Лувр, Центр Помпиду, Фонд Картье, Музеи современного искусства США, Японии и Кореи.
Жан-Мишель Отоньель работает в собственной студии «Studio Othoniel» в Париже. Вначале он увлекался скульптурой из воска, а в 1993 году обратился к новому материалу — стеклу, и это событие стало поворотным моментом в карьере дизайнера.

Отоньель был совершенно очарован изделиями из стекла, и начал неутомимо исследовать его возможности, постоянно экспериментируя.



Фото: Жан-Мишель Отоньель «Роза ветров», 2015 год. Монументальная позолоченная скульптура из алюминия, установленная на 9 месяцев в Парке Золотые ворота в Сан-Франциско напротив Консерватории Цветов.
Жан-Мишель Отоньель работает в собственной студии «Studio Othoniel» в Париже. Фото: othoniel.fr

Достойный взору короля: Новый боскет "Театр Воды" в Версальском парке

12 мая 2015 года — в день 300-летия со дня смерти Людовика XIV открылся новый боскет в Версале — «Театр воды». Проект стоимостью 1,4 миллиона евро осуществили два французских мастера — ландшафтный архитектор Луи Бенеш и скульптор Жан-Мишель Отоньель.
Боскет — это участок регулярного парка, засаженный деревьями и кустарниками, образующими сплошную зеленую стену. Этот элемент ландшафтного дизайна был очень популярен в садах и парках европейских монархов и аристократии XVI—XVIII веков.
Автором первого боскета «Театр Воды» в Версале был Андре Ленотр — ландшафтный архитектор, придворный садовод Людовика XIV и автор проекта королевских садов и парков в Версале. В 1671—1674 годы появился боскет Андре Ленотра, через сто лет он был разрушен, а место пришло в запустение и образовался пустырь. Луи Бенеш и Жан-Мишель Отоньель впервые со времен Людовика XVI создали новый ландшафтный элемент в Версальском парке.
Основываясь исключительно на историчности этого места? два мастера по-своему осуществили первоначальный замысел королевского садовода — создать театр под открытым небом, чтобы здесь вновь воцарилась атмосфера праздника.
На создание «Танцующих фонтанов» Отоньеля вдохновили балеты, которые давал Людовик XIV и труд Рауля-Ожера Фейе «Хореография, или Искусство описания танца», опубликованный в 1701 году. Фейе впервые ввел систему записи танцев и графически зафиксировал танцевальные фигуры, утверждая, что каждое движение должно соотноситься со знаками в партитуре. Система Фейе произвела революцию в мире танца, была актуальна целое столетие и вошла в знаменитую «Энциклопедию» Дени Дидро.
Ж.-М. Отоньель Фонтаны Боскета «Театр Воды» в Версале, 2015 год, фото википедия
«Мое требование к себе — это говорить о Людовике XIV современным способом, а не воплощать безумные идеи»
Для скульптур трех фонтанов «Красивые танцы» были сделаны 2 000 шаров из муранского стекла, выполненных вручную с использованием листового золота. Золото — символ солнечной звезды и совершенства, этот цвет напоминает о великолепии королевского Двора и божественном праве Людовика XIV — Короля-Солнца.
Кстати, сейчас в Версальском дворце проходит выставка «Придворные праздники и развлечения», посвященная забавам, которым предавались приближённые трёх французских монархов.

Ремесло XIV века

Дизайнер создает чертежи и акварельные рисунки, а техническую работу выполняют специалисты — лучшие стеклодувы Европы: Оскар Занетти из Мурано и Маттео Гоне из Международного центра стекла CIRVA в Марселе. Желая постоянно совершенствоваться, Отоньель много путешествует, понемногу раскрывая хитрости стеклодувного ремесла, сотрудничая с мастерами Венеции, Монтеррея, Мексики, Японии и Индии, и открывая для себя национальные особенности обработки стекла в разных странах. Кстати, сама технология стеклодувного дела не изменилась с XIV века: мастера по-прежнему пользуются мудштуком для «выдувания» форм, и все так же в каждом изделии присутствует живое дыхание его творца.
Дизайнер создает чертежи и акварельные рисунки, а техническую работу выполняют специалисты — лучшие стеклодувы Европы: Оскар Занетти из Мурано и Маттео Гоне из Международного центра стекла CIRVA в Марселе. Отоньель много путешествует, понемногу раскрывая хитрости стеклодувного ремесла, сотрудничая с мастерами Венеции, Монтеррея, Мексики, Японии и Индии, и открывая для себя национальные особенности обработки стекла в разных странах.

Жан-Мишель Отоньель со стеклодувами в лаборатории. Фото: othoniel.fr
Кстати, сама технология стеклодувного дела не изменилась с XIV века: мастера по-прежнему пользуются мудштуком для «выдувания» форм, и все так же в каждом изделии присутствует живое дыхание его творца.
В XV—XVI веках изделия из венецианского стекла очень высоко ценились во всей Европе. Венецианские дожи преподносили иностранным послам в качестве ценного подарка работы муранских мастеров. Современников особо поражала абсолютная прозрачность венецианского стекла, которая в то время была практически недосягаема.


Фрагмент работы Жана-Мишеля Отоньеля, представленной на выставке «My way» в Центре Помпиду, 2011 год
Стеклодувам, жившим на острове Мурано, предоставлялись особые привилегии, чтобы удержать их на острове: дочери главных муранских мастеров имели право выходить замуж за венецианских патрициев
В 1999 году во время поездки в Японию Отоньель первый раз использует в работе сусальное золото. Тончайшие листы золота, приклеенные внутри бусин, заставляют стеклянные шары переливаться и светиться в лучах солнца.
Ж.-М.Отоньель «Kin no Kokoro», скульптура, установленная в Саду Mohri в Токио, 2012 год. Фото википедия
Жан-Мишель Отоньель «Золотой поток», 2007 год. Магазин «Шанель», Беверли-Хиллс, Лос-Анджелес, США. Фото: othoniel.fr
Жан-Мишель Отоньель «Золотой поток», 2007 год. Магазин «Шанель», Беверли-Хиллс, Лос-Анджелес, США. Фото: othoniel.fr
Свежая (и грандиозная!) работа Отоньеля — Сокровищница Ангулемского собора, — была открыта для посетителей 30 сентября 2016 года
Открытие Сокровищницы Ангулемского собора, 30 сентября 2016 года. Фото: charentelibre.fr
Дизайнера пригласили оформить интерьеры собора для показа уникальной коллекции литургических облачений и предметов, которые использовались во время служб в XIX веке. Три зала базилики составляют «Сокровищницу ангулемского собора».
Собор Святого Петра, построенный в 1110—1128 годы, — один из самых красивых в Шаранте. Во второй половине XIX века собор реконструировал в неороманском стиле Поль Абади — архитектор знаменитого Сакре-Кер в Париже.



Собор Святого Петра в Ангулеме. Фото: википедия
Дивные элементы декора Отоньеля отражают желание дизайнера преобразить реальность: «Я хотел, чтобы мы в XXI веке вновь открыли ощущение волшебства, глядя на сокровища времен возведения собора»
Жан-Мишель Отоньель «Сокровищница Собора Святого Петра», Ангулем, 2016 год
План, задуманный Отоньелем, потребовал восемь лет беспрерывной работы целой команды дизайнеров.

Отоньель хотел сохранить романский дух древней святыни и связать современное искусство с историей. Дизайнера вдохновляли геометрические переплетения романского рисунка и цвет, имеющий в сакральном искусстве Средневековья особую символику. В декоре преобладают три цвета — бирюза, серебро и золото, в этом соединении они наполнили пространство духом мистерии. Голубой цвет символизирует непорочность, чистоту, вечную жизнь и ассоциируется с одеянием Девы Марии, золотой — цвет Христа, символ освящения и небесной славы, а серебряный и белый — знак святости и духовности.
Жан-Мишель Отоньель «Сокровищница Собора Святого Петра», Ангулем, 2016 год. Сердце Сокровищницы — «Дивный зал».
«Начиная с моих первых набросков для Сокровищницы я утверждал связь между „прекрасным“ и „священным“, — это моя навязчивая идея в бесконечном истолковании узелков и переплетений, свойственным романскому искусству. Я также стремился возвеличить предельно минималистские формы средневековой скульптуры и архитектуры»
Жан-Мишель Отоньель «Сокровищница Собора Святого Петра», Ангулем, 2016 год
Используя свою авторскую технику бисероплетения цветным стеклом, Отоньель преобразил бывшую колокольню и прилегающую к ней часовню.
Три зала собора украшают несколько роскошных витражей с бесчисленными оттенками синего цвета, украшенные 10 000 кусочками из стекла, слюды и золота. Голубые и белые шары из муранского стекла, поблескивающие за счет сусального золота внутри, служат роскошным декором для витрин; бархатная темно-синяя драпировка, оттеняющая белоснежную скульптуру Девы Марии с Младенцем, вышита вручную золотыми нитями, а чудная алюминиевая перегородка — кружевная сеточка с серебряными пузырьками, — сама по себе произведение искусства.
Жан-Мишель Отоньель «Сокровищница Собора Святого Петра», Ангулем, 2016 год
Жан-Мишель Отоньель «Сокровищница Собора Святого Петра», Ангулем, 2016 год
  • Фрагмент витража
  • Фрагмент обоев, отпечатанных вручную
Открытие Сокровищницы Ангулемского собора. 30 сентрбря 2016 года. Фото: charentelibre.fr
Сделав пространство Сокровищницы похожим на сказочное святилище для реликвий, дизайнер помещает посетителя в центре и ставит вопрос о таинстве веры
В своей работе Отоньель использует религиозные мотивы. Стеклянные ожерелья, присутствующие во многих отделках интерьера, вызывает ассоциации с четками. Мотив кругов и шаров повторяется во многих элементах декора. «Золотая змейка» розария вьется повсюду: в рисунках обоев на стенах, в узоре кафельной плитки на полу, по светящимся витринам, окаймленных крупными блестящими бусинами.
Жан-Мишель Отоньель «Сокровищница Собора Святого Петра», Ангулем, 2016 год
Красивые бусины из муранского стекла содержат и библейскую символику. Они напоминают притчи, рассказанные Иисусом своим ученикам о семенах, и символизируют зерно веры. Мессия сравнивает веру с горчичным зернышком, «которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле; а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные».
Вторая половина XIX века была временем большой активности церкви. В это время появилось новое священное место во Франции — Лурд, расположенный, как и Ангулем, на юго-западе страны.

После чудесного явления Девы Марии в 1858 году и множества случаев чудесного исцеления, Лурд стал местом массового паломничества.

«Это было время спонтанной религиозной деятельности, — говорит Отоньель, — и „Сокровищница“ Ангулема, которая состоит из предметов, приобретенных за счет пожертвований прихожан и паломников, отражает дух пылкой веры местных жителей».



Жан-Мишель Отоньель «Сокровищница Собора Святого Петра», Ангулем, 2016 год
Фрагмент экспозиции Сокровищницы. Фото: charentelibre.fr
Жан-Мишель Отоньель «Сокровищница Собора Святого Петра», Ангулем, 2016 год
Жан-Мишель Отоньель «Сокровищница Собора Святого Петра», Ангулем, 2016 год
Открытие Сокровищницы Ангулемского собора. 30 сентрбря 2016 года. Фото: charentelibre.fr
Один из современных предметов сокровищницы — реликварий, заказанный дизайнеру для хранения реликвии
Святого Пьера Омэтра.
Пьер Омэтр был мессионером в Корее и умер в 1866 году мученической смертью в возрасте 28 лет. В 1984 году он был канонизирован Папой Иоанном Павлом II. Позолоченный реликварий хранит частицу бедренной кости святого.
Ж-М. Отоньель. Реликварий с мощами Святого Пьера
«Опыт пребывания в этом заколдованном пространстве у каждого будет персональный, соединяя удовольствие эстетическое с мистическим удовольствием. Меня вдохновляют слова аббата Сюжера из Сен-Дени, который говорил, что разноцветное великолепие драгоценных камней отвлекает нас от внешних забот и эта достойная медитация над красотой, возможно, убедит нас присоединиться к святой добродетели. Сокровищница нам дает ощущение, будто мы находимся где-то очень далеко от земного мира» — Отоньель.
Сильные эмоции вызывает монумент Отоньеля «Living by numbers», открытый на набережной в Амстердаме 1 декабря 2016 года — в Международный день борьбы со СПИДом.
Счеты рассказывают о том, что с появлением смертельной болезни мы постоянно считаем. Считаем количество больных, количество часов сеансов терапии, количество исследований методов лечения, количество погибших друзей… «Эти гигантские счеты — символ надежды, что однажды все эти цифры исчезнут, и мы опять вернемся к нулю, и нам не придется больше считать. Этот памятник для того, чтобы мы об этом помнили и продолжали борьбу," - говорит Отоньель и приглашает смотреть на горизонт и… верить.
Еще один мотив творчества художника — лотос. «Во время моих многочисленных поездок в Корею я был поражен, увидев во всех садах лотосы и мотивы этого цветка в живописи, скульптуре и архитектуре. Лотос в буддийской вере символ просветления, истины и спокойствия, он означает чистоту пробуждения духа и сердца. Этот мощный символ духовности меня захватывает и заставляет исследовать нематериальные измерения».
Жан-Мишель Отоньель «Беседка лунатиков», 2000 год, станция метро «Пале-Руаяль», Париж. Фото: goodmorningparis.fr
«Беседка лунатиков» Отоньеля в историческом центре Парижа появилась в 2000 году. Она возвышается над входом станции метро Пале-Руаяль — Лувр (Palais Royal — Musée du Louvre) на площади Колетт.

Веселая конструкция состоит из множества разноцветных шариков из муранского стекла, нанизанных на металлические шесты.

Два купола держатся на шести колоннах, один купол мерцает бусинками теплого цвета — желтого, красного и белого, — олицетворяя день, а во втором преобладают холодные тона — синий, голубой, фиолетовый и белый, — и символизирует ночь.




«Беседка лунатиков» или «Киоск ночных прохожих», 2000 год, Париж. Фото: pinterest
Жан-Мишель Отоньель «Беседка лунатиков», 2000 год, станция метро «Пале-Руаяль», Париж. Фото metro. paris
Что ж, Жан-Мишель Отоньель нашел свою тему, свой стиль, и своих зрителей. Он просто стремится украсить действительность, и у него это действительно получается
В публикации использованы материалы официального сайта Жана-Мишеля Отоньеля, nytimes.com, charentelibre.fr, liberation.fr
Автор: Ирина Олих
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями
Мне нравится3  Поделиться    Поделиться    Твитнуть  В ОК  

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
loading...

Артхив не только интересно пишет об искусстве, это целая социальная сеть с огромными возможностями. Регистрируйтесь и получайте информацию из первых рук

Зарегистрироваться

подписывайтесь на наши новости любым удобным способом:

HELP