войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Говорит и показывает: цитаты Альбрехта Дюрера о родителях, танцах, хромоте, божественном и прекрасном

Автопортреты гения немецкого Ренессанса Альбрехта Дюрера, на которых он изображал себя пленительным красавцем с длинными рыжими локонами и в вызывающе роскошных одеждах, не раз заставляли подозревать художника в самолюбовании и тщеславии, самопревозношении и гордыне. Но в дневниках и письмах открывает совсем другой Дюрер: не самовлюбённый Нарцисс, а любящий сын и добрый христианин, меланхолическая натура и вдумчивый философ.
Говорит и показывает: цитаты Альбрехта Дюрера о родителях, танцах, хромоте, божественном и прекрасном
  • Портрет
    Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
    Барбары Дюрер, урожденной Хольпер, матери художника
  • Портрет
    Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
    Альбрехта Дюрера Старшего, отца художника
Моя богобоязненная мать родила и воспитала восемнадцать детей, часто болела, страдала от нужды и насмешек — в общем, испытала на себе много ударов судьбы, однако не ожесточилась и не стала мстительной.

Альбрехт Дюрер старший (отец художника — ред.) провел свою жизнь в великом старании и тяжком труде и не имел иного пропитания, чем-то, которое он добывал своими руками себе, своей жене и детям. Поэтому он имел немного. Испытал он также немало огорчений, столкновений и неприятностей. Также многие, знавшие его, весьма его хвалили. Ибо он вел честную, достойную христианина жизнь, был терпеливым и добрым человеком, доброжелательным к каждому, и он был преисполнен благодарности Богу. Он был далек от общества и мирских радостей, также он был немногословным и богобоязненным человеком.

Когда я выучился читать и писать, отец забрал меня из школы и стал обучать меня ремеслу золотых дел мастера. И когда я уже научился чисто работать, у меня появилось больше охоты к живописи, нежели к золотых дел мастерству. Я сказал об этом моему отцу, но он был совсем не доволен, так как ему было жаль потерянного времени.

Через два года после смерти отца, я взял к себе мою мать, так как у нее ничего больше не было. И когда она жила у меня, однажды во вторник в 1513 году рано утром она внезапно смертельно заболела и целый год пролежала больная. И через год после первого дня, когда она заболела, во вторник в 17-й день мая 1514 года за два часа до ночи она христиански почила после святого причастия, я сам молился о ней. Всемогущий Боже, будь к ней милостив!

Ее (матери Дюрера — ред.) главным занятием было постоянно ходить в церковь, и она всегда мне выговаривала, если я нехорошо поступал… Она очень боялась смерти и умирала в страшных муках. Я видел, как смерть нанесла два решающих удара по её сердцу, и как искривился её рот от предсмертной боли.
Наши познания скудны, тьма и невежество укоренились в нас до такой степени, что истину приходится искать наощупь. Добро и зло существуют для того, чтобы человек мог выбирать, но правильный выбор зависит как от духовных устремлений, так и от работы ума.

Искусство живописи легче изучать с любовью и радостью, нежели по принуждению.

Желание многое знать и через это постигнуть истинную сущность всех вещей заложено в нас от природы.

В том, что совсем легко, мало искусности, искусное же требует много усердия, усилий и труда, чтобы овладеть им.

Каждый должен уметь сделать и мужицкое и благородное изображения, между которыми можно найти много средних типов. И это также большое искусство, если кто-либо в грубых мужицких вещах сумеет выказать и правильно применить истинную силу и мастерство. Способный и опытный художник может даже в грубой мужицкой фигуре и в малых вещах более показать свою великую силу и искусство, чем иной в своем большом произведении.
У меня много добрых друзей среди итальянцев, которые предостерегают меня, чтобы я не ел и не пил с их живописцами. Многие из них мне враги; они копируют мои работы в церквах и везде, где только могут их найти, а потом ругают их и говорят, что они не в античном вкусе и поэтому плохи.

Я заставил умолкнуть всех живописцев, говоривших, что в гравюре я хорош, но в живописи не умею обращаться с красками.

Я сам нашел у себя седой волос, он вырос у меня от бедности и оттого, что я столько страдаю. Мне кажется, я рожден для того, чтобы иметь неприятности.

Когда нас прославляют, мы задираем головы и верим этому. Но, быть может, позади стоит злой соблазнитель и насмехается над нами. Поэтому не верьте, когда Вас расхваливают.

Вы должны стыдиться теперь, ибо Вы стары, а думаете, что Вы красивы, и флирт подходит Вам, как большому косматому псу игра с молоденькой кошечкой.
Я решил было научиться танцевать и был два раза в школе. Но после того как пришлось заплатить учителю дукат, никто не заставит меня снова туда пойти. Я истратил бы на ученье все, что я заработал, да еще в результате ничему бы не научился.

Я не люблю начинать по нескольку работ сразу, чтобы не отвлекаться.

Я пренебрегаю собой, терплю убыток, взамен же получаю лишь Вашу неблагодарность.

Я обязался написать Вам картину с величайшим старанием, на какое я только способен. Но этого я, разумеется, не делал, иначе я был бы безумцем, ибо тогда я едва ли осмелился бы закончить ее в течение всей моей жизни. Ибо с большим старанием я едва успеваю сделать за полгода одно лицо. В картине же почти сто лиц, не считая одежд, пейзажа и других имеющихся в ней вещей.
Благороднейшее из чувств человека — зрение. Ибо каждая увиденная вещь для нас достовернее и убедительнее услышанной. Если же мы и слышим, и видим, то мы тем лучше это усваиваем. Мы охотно смотрим на красивые вещи, ибо это доставляет нам радость.

Более достоверно, чем кто-либо другой, может судить о прекрасном искусный живописец.

Я видел в королевском дворце, позади дома, фонтан, лабиринт и зверинец; я никогда не видел более занятных и приятных вещей, столь похожих на рай.

Я видел вещи, привезенные королю из новой золотой страны: солнце из чистого золота, шириною в целую сажень, такую же луну из чистого серебра той же величины, также две комнаты, полные редкостного снаряжения, как-то: всякого рода оружия, доспехов, орудий для стрельбы, чудесных щитов, редких одежд, постельных принадлежностей и всякого рода необыкновенных вещей разнообразного назначения, так что это просто чудо — видеть столько прекрасного. Все это очень дорогие вещи, так что их оценили в сто тысяч гульденов. И я в течение всей своей жизни не видел ничего, что бы так порадовало мое сердце, как эти вещи.

Из-за христианской веры мы должны подвергаться обидам и опасностям.

О боже на небесах, сжалься над нами, о господи Иисус Христос, заступись за твой народ, освободи нас вовремя, сохрани в нас истинную справедливую христианскую веру, собери своих далеко рассеянных овец своим голосом, названным в писании божественным глаголом… Созови снова воедино овец своей паствы, коих часть еще можно найти в римской церкви, вместе с индийцами, московитами, русскими и греками, разделенными из-за насилия и алчности пап посредством сияния ложной святости.
Как определить само понятие «красота» — я не знаю. Но всё же я хотел бы для себя заметить так: мы должны стремиться создать то, что на протяжении человеческой истории большинством считалось прекрасным.

Заурядных картин я могу сделать за год целую кучу, так что никто не поверит, что один человек может все это сделать. На этом можно кое-что заработать, при старательной же работе не сдвинешься с места.

Полезное составляет большую часть прекрасного. Поэтому то, что в человеке бесполезно, то некрасиво.

Недостаток чего-либо в каждой вещи есть порок. Как избыток, так и не достаток портит всякую вещь. Можно найти большую соразмерность в одинаковых вещах. Но чтобы знали, что бесполезно — то бесполезна хромота и много подобное. Поэтому хромота и ей подобные некрасивы.

Чем точнее художник изображает жизнь, тем лучше смотрится его картина.

Бог нередко дарует одному человеку такой разум и такие способности учиться и создавать прекрасное, что подобного ему не найдёшь ни в его время, ни задолго до него…
Заглавная иллюстрация: фрагмент автопортрета Альбрехта Дюрера из Прадо.

Собрала Анна Вчерашняя