• Facebook
  • Vkontakte
  • Twitter
  • Ok
Войти   Зарегистрироваться

Танцы с кисточкой: кто оформлял Русские Сезоны Дягилева?

Мне нравится3  Поделиться    Поделиться    Твитнуть  В одноклассниках  
Балетная труппа Дягилева ворвалась на европейскую сцену — и покорила ее. Антрепренер крепко подружил балет с изобразительным искусством. Благодаря его постановкам в начале прошлого века о России заговорили как о стране с богатым фольклором и тонким искусством. Но Дягилев привлекал не только русских «звезд» живописи. Кто же из художников помогал формированию образа Русских Сезонов?

Пабло Пикассо

Вместе со сценаристом Жаном Кокто и композитором Эриком Сати работал над балетом «Парад», который стал самой смелой постановкой того времени — настолько смелой, что многие зрители освистывали артистов, а критики плевались ядом в рецензиях. Труппа от этого только выиграла: резонанс привел к переполненным залам.

Как оживали платья

Александр Васильев написал книгу «История моды. Выпуск 2. Костюмы русских сезонов Сергея Дягилева», в которой собраны фото великих танцоров в костюмах, сшитых по эскизам великих художников.

(фото с сайта www.runivers.ru)

Пабло Пикассо. Персонажи двух управителей из балета "Парад" русского балета Дягилева
Персонажи двух управителей из балета "Парад" русского балета Дягилева
Пабло Пикассо
XX век
Балеты труппы Дягилева, которые оформлял Пикассо — это, фактически, его картины. которые вдруг ожили и закружилисьв танце. Вначале прошлого века не каждый был готов к такому зрелищу. Сегодня очевидно, что оно — прекрасно.

Пикассо создал сценографию и даже приложил руку к переменам в сценарии «Парада». В свою очередь, русские балеты открыли для художника чудо масштабной работы. А еще здесь он познакомился с первой женой — балериной Ольгой Хохловой.

После резонансного «Парада» Пикассо создал декорации и костюмы для балета «Треуголка». Под влиянием танцев великий мастер отклонился от курса минимализма и снова увлекся декоративностью и театральностью.
Пабло Пикассо. Занавес к балету Парад.
Занавес к балету Парад.
Пабло Пикассо
1917

Тот случай, когда не только оформитель повлиял на театр, но и театр — на оформителя. Полное взаимопроникновение индивидуальностей.

Огромный занавес к балету «Меркурий», созданный Пикассо, сейчас можно увидеть на выставке в Центре Помпиду вместе с масштабными работами других мэтров.

Леон Бакст

Мастер русского происхождения сделал эскизы костюмов для «Жар-птицы» — первого балета в репертуаре труппы на русскую тематику. Также Бакс создал декорации и костюмы для балетов «Клеопатра», «Шахерезада», «Карнавал», «Нарцисс», «Дафнис и Хлоя». Тонкая и изящная работа мастера спровоцировала в Европе моду на все экзотическое, русское и восточное.

Лев Самойлович Бакст (Леон Бакст). Эскиз декорации к балету "Шехеразада" на музыку Н. А. Римского-Корсакова
Эскиз декорации к балету "Шехеразада" на музыку Н. А. Римского-Корсакова
Лев Самойлович Бакст (Леон Бакст)
1910, 130×110 см
Леон Бакст был знаком с Дягилевым еще со времен художественного объединения «Мир искусства». В 1898 великий антрепренер организовал выставку Secession в Мюнхене и ряд других выездных экспозиций российских мастеров, в которых участвовали в том числе работы Бакста.

Леон Бакст создал бесчисленное количество эскизов к костюмам Русского балета:

Александр Бенуа

Основатель и главный идеолог объединения «Мир искусства» в Париже зарабатывал созданием декораций и костюмов для Русского балета.
История сотрудничества прерывалась почти на 10 лет, пока весной 1923 года Дягилев высказал старому приятелю Бенуа письменную просьбу восстановить творческие отношения. Результатом стали декорации к опере «Лекарь поневоле» — легкие, воздушные, совсем не похожие на резких гигантов Пикассо.
Тем не менее, сотрудничество долго не продолжилось.

Александр Николаевич Бенуа. Эскиз декорации 2-го действия к комической опере Шарля Гуно "Лекарь поневоле"
Эскиз декорации 2-го действия к комической опере Шарля Гуно "Лекарь поневоле"
Александр Николаевич Бенуа
1924, 39×29 см
После отъезда Бенуа Русский балет вернулся к новаторам: с Дягилевым сотрудничали Пикассо, Андре Дерен, Брак, Хуан Миро, Август Маке, прекрасные пейзажист Морис Утрилло и ряд русских авангардистов в эмиграции.

Наталья Гончарова

Арт-дива, рожденная на просторах Русской империи, была из тех представителей русского авангарда, к сотрудничеству с которыми Дягилев очень тяготел. Во-первых — они были новаторами, которые вызывали у публики легкий шок — великий антрепренер это любил. Во-вторых, для него такое сотрудничество было возможностью утолить свою ностальгию по родине.

Интересно, что Наталья Гончарова была правнучатой племянницей полной своей тезки, жены А. Пушкина. Помимо прочих балетов, художница оформляла «Сказки о царе Салтане», поставленные по произведению родственника из прошлого.

Александр Головин

Человек, который был бессловесным поэтом Серебрянного века: обличал эмоции не в слова, а в рисованные образы.

В юности известный мастер занимался музыкой, поэтому в мире балета чувствовал себя прекрасно. Прекрасны были и его эскизы для труппы Дягилева, выполненные в стиле модерн: сочные, яркие, с четкими линиями и утонченными образами.

Работы мастера этой весной можно увидеть в Третьяковской галерее.

Николай Рерих
Создал прекрасную сценографию и костюмы к опере «Князь Игорь», а главное — декорации и костюмы для «Весны священной» — балета, который вошел в историю театрального искусства. Композитором выступил Игорь Стравинский, хореографом — Вацлав Нижинский. Премьера состоялась 29 мая 1913 года в театре Елисейских Полей.
Несмотря на неоднозначность реакции зрителей, «Весна священная» оставалась одним из любимых балетов Дягилева. Николай Рерих вспоминал слова антрепренера: «Вот это настоящая победа! Пускай себе свистят и беснуются! Внутренне они уже чувствуют ценность, и свистит только условная маска. Увидите следствия». Так и случилось: балет стал классикой.

Анри Матисс

Оформлял однотактный балет «Песнь соловья» на музыку Стравинского и постановку «Странная фарандола», в которой звучит Первая симфония Шостаковича (премьера состоялась в 1939 году в Монте-Карло).

Коко Шанель

Если художник велик, мода — тоже искусство. Шанель и Дягилев в первую очередь связывали дружба и уважение двух сильных личностей. В 1919 году дизайнер приложила руку к костюмам для «Весны священной» (вместе с Рерихом), а в 1924 создала наряды к балету Нижинского «Голубой экспресс».
ДОСЬЕ
Сергей Дягилев — великий антрепренер, один из первых продюссеров в мировом искусстве, который научился продвигать творчество и создавать на его основе рабочую бизнес-модель.
Покинул Россию после Первой мировой войны. Создал за границей труппу
«Русский балет».
В течение 20 лет с Дягилевым работали лучшие танцовщики, хореографы, художники и композиторы. Маэстро не боялся экспериментов и имел нюх на таланты. Балеты, созданные Дягилевым, до сих пор идут на мировых сценах.
Автор: Lena Skachkova
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями
Мне нравится3  Поделиться    Поделиться    Твитнуть  В одноклассниках  

Комментарии

Для комментирования необходимо указать и подтвердить электронную почту или телефон
loading...

Артхив не только интересно пишет об искусстве, это целая социальная сеть с огромными возможностями. Регистрируйтесь и получайте информацию из первых рук

Зарегистрироваться

подписывайтесь на наши новости любым удобным способом: