Регистрация
#неделя японского искусства
  Японское искусство: тематическая неделя в Артхиве

Танцы с кисточкой: кто оформлял Русские Сезоны Дягилева?

Мне нравится3  Поделиться    Поделиться    Твитнуть  В ОК  
Балетная труппа Дягилева ворвалась на европейскую сцену — и покорила ее. Антрепренер крепко подружил балет с изобразительным искусством. Благодаря его постановкам в начале прошлого века о России заговорили как о стране с богатым фольклором и тонким искусством. Но Дягилев привлекал не только русских «звезд» живописи. Кто же из художников помогал формированию образа Русских Сезонов?

Пабло Пикассо

Вместе со сценаристом Жаном Кокто и композитором Эриком Сати работал над балетом «Парад», который стал самой смелой постановкой того времени — настолько смелой, что многие зрители освистывали артистов, а критики плевались ядом в рецензиях. Труппа от этого только выиграла: резонанс привел к переполненным залам.

Как оживали платья

Александр Васильев написал книгу «История моды. Выпуск 2. Костюмы русских сезонов Сергея Дягилева», в которой собраны фото великих танцоров в костюмах, сшитых по эскизам великих художников.

(фото с сайта www.runivers.ru)

Пабло Пикассо. Персонажи двух управителей из балета "Парад"
Персонажи двух управителей из балета "Парад"
Пабло Пикассо
1917
Балеты труппы Дягилева, которые оформлял Пикассо — это, фактически, его картины. которые вдруг ожили и закружилисьв танце. Вначале прошлого века не каждый был готов к такому зрелищу. Сегодня очевидно, что оно — прекрасно.

Пикассо создал сценографию и даже приложил руку к переменам в сценарии «Парада». В свою очередь, русские балеты открыли для художника чудо масштабной работы. А еще здесь он познакомился с первой женой — балериной Ольгой Хохловой.

После резонансного «Парада» Пикассо создал декорации и костюмы для балета «Треуголка». Под влиянием танцев великий мастер отклонился от курса минимализма и снова увлекся декоративностью и театральностью.
Пабло Пикассо. Занавес к балету "Парад"
Занавес к балету "Парад"
Пабло Пикассо
1917, 1050×1640 см

Тот случай, когда не только оформитель повлиял на театр, но и театр — на оформителя. Полное взаимопроникновение индивидуальностей.

Огромный занавес к балету «Меркурий», созданный Пикассо, сейчас можно увидеть на выставке в Центре Помпиду вместе с масштабными работами других мэтров.

Леон Бакст

Мастер русского происхождения сделал эскизы костюмов для «Жар-птицы» — первого балета в репертуаре труппы на русскую тематику. Также Бакс создал декорации и костюмы для балетов «Клеопатра», «Шахерезада», «Карнавал», «Нарцисс», «Дафнис и Хлоя». Тонкая и изящная работа мастера спровоцировала в Европе моду на все экзотическое, русское и восточное.

Лев Самойлович Бакст (Леон Бакст). Эскиз декорации к балету "Шехеразада" на музыку Н. А. Римского-Корсакова
Эскиз декорации к балету "Шехеразада" на музыку Н. А. Римского-Корсакова
Лев Самойлович Бакст (Леон Бакст)
1910, 130×110 см
Леон Бакст был знаком с Дягилевым еще со времен художественного объединения «Мир искусства». В 1898 великий антрепренер организовал выставку Secession в Мюнхене и ряд других выездных экспозиций российских мастеров, в которых участвовали в том числе работы Бакста.

Леон Бакст создал бесчисленное количество эскизов к костюмам Русского балета:

Александр Бенуа

Основатель и главный идеолог объединения «Мир искусства» в Париже зарабатывал созданием декораций и костюмов для Русского балета.
История сотрудничества прерывалась почти на 10 лет, пока весной 1923 года Дягилев высказал старому приятелю Бенуа письменную просьбу восстановить творческие отношения. Результатом стали декорации к опере «Лекарь поневоле» — легкие, воздушные, совсем не похожие на резких гигантов Пикассо.
Тем не менее, сотрудничество долго не продолжилось.

Александр Николаевич Бенуа. Эскиз декорации 2-го действия к комической опере Шарля Гуно "Лекарь поневоле"
Эскиз декорации 2-го действия к комической опере Шарля Гуно "Лекарь поневоле"
Александр Николаевич Бенуа
1924, 39×29 см
После отъезда Бенуа Русский балет вернулся к новаторам: с Дягилевым сотрудничали Пикассо, Андре Дерен, Брак, Хуан Миро, Август Маке, прекрасные пейзажист Морис Утрилло и ряд русских авангардистов в эмиграции.

Наталья Гончарова

Арт-дива, рожденная на просторах Русской империи, была из тех представителей русского авангарда, к сотрудничеству с которыми Дягилев очень тяготел. Во-первых — они были новаторами, которые вызывали у публики легкий шок — великий антрепренер это любил. Во-вторых, для него такое сотрудничество было возможностью утолить свою ностальгию по родине.

Интересно, что Наталья Гончарова была правнучатой племянницей полной своей тезки, жены А. Пушкина. Помимо прочих балетов, художница оформляла «Сказки о царе Салтане», поставленные по произведению родственника из прошлого.

Александр Головин

Человек, который был бессловесным поэтом Серебрянного века: обличал эмоции не в слова, а в рисованные образы.

В юности известный мастер занимался музыкой, поэтому в мире балета чувствовал себя прекрасно. Прекрасны были и его эскизы для труппы Дягилева, выполненные в стиле модерн: сочные, яркие, с четкими линиями и утонченными образами.

Работы мастера этой весной можно увидеть в Третьяковской галерее.

Николай Рерих
Создал прекрасную сценографию и костюмы к опере «Князь Игорь», а главное — декорации и костюмы для «Весны священной» — балета, который вошел в историю театрального искусства. Композитором выступил Игорь Стравинский, хореографом — Вацлав Нижинский. Премьера состоялась 29 мая 1913 года в театре Елисейских Полей.
Несмотря на неоднозначность реакции зрителей, «Весна священная» оставалась одним из любимых балетов Дягилева. Николай Рерих вспоминал слова антрепренера: «Вот это настоящая победа! Пускай себе свистят и беснуются! Внутренне они уже чувствуют ценность, и свистит только условная маска. Увидите следствия». Так и случилось: балет стал классикой.

Анри Матисс

Оформлял однотактный балет «Песнь соловья» на музыку Стравинского и постановку «Странная фарандола», в которой звучит Первая симфония Шостаковича (премьера состоялась в 1939 году в Монте-Карло).

Коко Шанель

Если художник велик, мода — тоже искусство. Шанель и Дягилев в первую очередь связывали дружба и уважение двух сильных личностей. В 1919 году дизайнер приложила руку к костюмам для «Весны священной» (вместе с Рерихом), а в 1924 создала наряды к балету Нижинского «Голубой экспресс».
ДОСЬЕ
Сергей Дягилев — великий антрепренер, один из первых продюссеров в мировом искусстве, который научился продвигать творчество и создавать на его основе рабочую бизнес-модель.
Покинул Россию после Первой мировой войны. Создал за границей труппу
«Русский балет».
В течение 20 лет с Дягилевым работали лучшие танцовщики, хореографы, художники и композиторы. Маэстро не боялся экспериментов и имел нюх на таланты. Балеты, созданные Дягилевым, до сих пор идут на мировых сценах.
Автор: Lena Skachkova
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями
Мне нравится3  Поделиться    Поделиться    Твитнуть  В ОК  

Комментарии

loading...

Артхив не только интересно пишет об искусстве, это целая социальная сеть с огромными возможностями. Регистрируйтесь и получайте информацию из первых рук

Зарегистрироваться

подписывайтесь на наши новости любым удобным способом:

HELP