войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

«Неведомые тайны разной наглой мазни»: как Илья Репин громил декадентов

Для нас перелом от классики к модерну в русском искусстве — дела давно минувших дней, покрывшиеся пушистой архивной пылью. Но на рубеже ХIX и ХХ веков это было острейшее противостояние с переходом на личности.

Мирискусники
Где-то аккурат между трагизмом передвижников и ломающим академические устои авангардом в России конца 19 века сформировалось сообщество художников, тяготеющих к красоте в классическом понимании этого слова. «Мир искусства», хоть и просуществовал в рамках первоначальной идеи всего чуть более десятка лет, успел стать решающим фактором в созревании и становлении русского модерна. Читать дальше
разрушали репутации и свергали с пьедестала былых кумиров. Возмущенный подобным варварством Репин берётся защищать «сброшенных с парохода современности», но главное — он развенчивает новые культовые фигуры, камня на камне не оставляя от Дега, Милле, Родена, Моне, Галлен-Каллелы, Леона Фредерика, Константина Сомова и прочих, по репинским словам, «развязных дилетантов».
«Неведомые тайны разной наглой мазни»: как Илья Репин громил декадентов
Артхив решил повнимательнее рассмотреть картины и художников, которых с таким сердечным жаром защищал Илья Ефимович и в особенности — тех, кого он столь изобретательно бранил. Предоставляем ему слово.

Илья Репин:
«Особенно неприятно поразил меня отзыв журнала („Мир искусства“ — ред.) о знаменитом историческом художнике, польском, МатейкеИгорь Грабарь, сообщая о больших полотнах Матейка на венской выставке, называет их „безжизненными, сухими громадами, без признака художественного темперамента (!), без искры какого бы то ни было увлечения, кроме патриотического“. „Всё это считалось искусством“, — изумляется Грабарь. Очевидно, он слеп, чтобы видеть весь потрясающий трагизм этих исторических картин и незабываемую пластику фигур и лиц, первостепенных, по своей характерности и форме, которыми полны все картины Матейка».
«Неведомые тайны разной наглой мазни»: как Илья Репин громил декадентов
Илья Репин: «Это направление — декадентство, в буквальном значении. Его идеал — атавизм в искусстве. Дилетантизм ставится в принцип школы».

Илья Репин: «Бездарный Леон-Фредерик был представлен на последней международной выставке в подавляющем количестве, как образчик современной школы рисовальщика. При одном воспоминании об его распухлых, как в спиртовых банках, точно мёртвых младенцах, при его неумении рисовать и писать — тошнит. А между тем всё это бесчисленное количество упражнений этого глуповатого любителя, назойливо отравлявшего всю выставку, уже приобретено нашими меценатами в назидание русской школе».
«Неведомые тайны разной наглой мазни»: как Илья Репин громил декадентов
Илья Репин: «Впрочем, они (мирискусники — ред.) не считают его (Леона Фредерика — ред.) гением. Их гений — финн Галлен. Это — образчик одичалости художника. Его идеи — бред сумасшедшего, его искусство близко к каракулям дикаря».
Слева — портрет Аксели Галлен-Каллела работы Ильи Репина. 1920. Справа — поздний автопортрет Репина.
Слева — портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
Аксели Галлен-Каллела работы Ильи Репина. 1920. Справа — поздний автопортрет
Автопортреты писали не только художники-портретисты. Познание мира через исследование собственного образа широко распространено среди мастеров кисти всех времен. Читать дальше
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
Репина.
Илья Репин: «Пейзажисты — Моне, Розье и многое множество рабов нового поветрия, Анктен, Кондор и т. п. развязные дилетанты почувствовали почву для анархии в искусстве и делают себе карьеру. Все молодые финляндцы, а наши Алекс.Бенуа, К.Сомов, Малютин и другие недоучки с благоговением изучают манеры этих бойцов за невежество в искусстве и надеются на славу в потомстве. Их враги — академии. Традиции, знания, логические наблюдения законов форм и колорита природы клеймятся ими, как самый большой порок в искусстве. Они признают за собою право начать искусство снова и заполнить им весь мир, уничтожив всё „академическое“. Им необходимо прежде всего свергнуть авторитет академического образования в искусстве и поставить на его место дилетантизм».
«Неведомые тайны разной наглой мазни»: как Илья Репин громил декадентов
Илья Репин: «Сбить с толку любителей, отуманить покупателей, внушить им неведомые тайны разной наглой мазни и возбудить биржевой ажиотаж на незначительные картинки своего избранника — вот интрига ловкого лавочника. И еще так недавно русская публика видела посредственные картинки Дегаса (Эдгара Дега — ред.) и была ошеломлена ценами. За 40, 000 руб. продавались „Жокеи“! (картинке красная цена 400 р.), Дюран-Рюэлю уже предлагали американцы 100,000 фр. (есть телеграмма из Америки). Русские господа-любители предлагали 25,000 руб. (факт). И возьмёт 40, 000 руб. Только бы побольше говорили. Разыграется повторение истории с картинкой Милле „Анжелюс“, ушедшей было в Америку за 550,000 фр., но, к счастию для Франции, вернувшейся в Париж за 600,000 фр. А ведь это посредственная картинка».
«Неведомые тайны разной наглой мазни»: как Илья Репин громил декадентов
Илья Репин: «Биржевая цена — вот чем теперь определяются достоинства художественного произведения. Картинные торговцы должны заменить профессоров: им известны потребности и вкусы покупателей. Они теперь всемогущие творцы славы художников, от них всецело зависит в Европе имя и благосостояние живописцев. Пресса, великая сила, тоже в их руках. Интерес к художественному произведению зависит от биржевой игры на него. Возбудить ажиотаж к картинке и нажить состояние — вот тайна современного успеха художественного произведения. Без гения, без божка, конечно, им нельзя обойтись. Еще недавно состоял таковым скромный, посредственный Пювис-де-Шаван. Он умер. Нужен новый, такой же безобидный…»
Илья Репин: «В скульптуре их гений — Роден. Статуи Бальзака, как и статуя Евы, бывшая у нас на французской выставке, близки уже к каменным бабам, украшавшим скифские могилы на юге России. Это направление породило уже легионы подражателей во всех родах искусства».
Огюст Роден. Статуя Оноре де Бальзака. Статуя Евы.
Огюст Роден. Статуя Оноре де Бальзака. Статуя Евы.
Рекомендуемые художники
«Неведомые тайны разной наглой мазни»: как Илья Репин громил декадентов
Илья Репин: «Господин Грабарь кичится тем, что уразумел сумеречный тон Вистлера — всё долой, что не в сумеречном тоне! Молодой человек с образованием, с энергией, много видевший, и такая узость, такая ограниченность! Посягать на Матейка!

Торопитесь, господа, не трудно предсказать, что не пройдёт и 10 лет, как ваша хвалёная декадентщина и ваш невежественный дилетантизм, развившись — очень естественно, как все плевелы и сорные травы, до самопожирающих размеров — так опошлится, так опротивеет, что все любители, сдвинув плечами и покачав головами, скажут: „И это называлось еще так недавно искусством!“

А Матейко всё будет стоять колоссом, и его национальная стоимость даже никогда не соприкоснётся с оценкой картинной лавки. А ваши плевки пигмеев не достигнут даже подножия его пьедестала».
Илья Репин: «Недавно еще, в одном доме, я увидел на стене картинки с вашей выставки и невольно покраснел и скорее отвёл глаза. Что висит на выставке курьёзов — забавно; но повесить эти кричащие чудачества в жилых помещениях!.. Одна картинка висела у них целый год верхом вниз. Автор увидел, обиделся; перевесили — все те же пятна и так же никто не понимает, что изображено художником».
Илья Репин: «Да, очевидно, вы загипнотизированы, ослеплены и лезете на стену. Если бы вставить „Нимфу“ Нефа в картину Пювис-де-Шавана, вы бы растаяли от похвал и удовольствия. Молодого Иоанна Грозного из картины Плешанова вы бы превознесли на весь мир, если бы увидели его на холсте Делакруа».
  • Тимофей Нефф. Купальщица
  • Павел Плешанов. Иван IV и протопоп Сильвестр во время большого московского пожара 24 июня 1547 года
«Неведомые тайны разной наглой мазни»: как Илья Репин громил декадентов
Илья Репин: «Нет у вас никакого чувства уважения к таким почтенным сединам самобытного таланта, каким всегда был Айвазовский. Если бы вашему невменяемому рамолисменту (фр. ramolissement — размягчение, расслабленность, маразм — ред.) в живописи Моне, вечно танцующему от печки жёлтеньких и лиловеньких бессмысленных тоников, удалось хотя однажды достичь такого общего впечатления картины, каким проникнут „Потоп“ Айвазовского, вы бы подняли его на щитах и раструбили бы на весь мир. А это наверное случилось бы только тогда, если бы картины Айвазовского скопились, как собственность, у Дюран-Рюэля».
«Неведомые тайны разной наглой мазни»: как Илья Репин громил декадентов
Илья Репин: «Попробуйте выкинуть у французов Энгра, у немцев Овербека!.. Они не стыдятся этих художников, историческое значение за ними прочно установлено. А у нашего Моллера одна пьяная вакханка, в его картине „Иоанн на Патмосе“, перетянет на весах много их картин.
В каждой из перечисленных вами картин найдутся достоинства и особенности, имеющие значение в росте нашей школы; не говоря уже о таком талантливом художнике, как Трутовский, „Колядки“ которого так характерны и так свежи и даже так в духе нынешних картинок общего впечатления, что ваше посягательство на неё, даже с вашей точки зрения на искусство, не понятно: в ней нет и признака академизма».
Илья Репин: «В ваших мудрствованиях об искусстве вы игнорируете русское, вы не признаёте существования русской школы. Вы не знаете её, как чужаки России. То ли дело болтать за европейцами: Давид, Делакруа, Бодлер, Зола, Рескин, Вистлер; вечно пережёвываете вы европейскую жвачку, достаточно устаревшую там и мало кому интересную у нас. А, сказать правду, выставки ваши поддерживаются все же такими художниками, как: Серов, Рябушкин, Эдельфельд, Головин, Давыдов, Поленов и др., вовсе не имеющими острого характера упадка в роде бедного калеки-уродца К.Сомова, которого вы ставите во главе движения вашей школы. Я же знаю этого способного юношу и понять не могу его притворства в напускании на себя такой детской глупости в красках, как его зелёная травка, такого идиотизма, как сцены его композиций с маленькими выломанными уродцами, лилипутами».
«Неведомые тайны разной наглой мазни»: как Илья Репин громил декадентов
Илья Репин: «И в „Мире искусства“ я высоко ставлю энергию г. Дягилева, его умение хлопотать, ездить далеко за экспонатами, улаживать с собственниками художественных произведений. На это немногие способны. Нельзя не дорожить этим образованным молодым человеком, так полюбившим искусство. Но не верится даже, что человек с таким светским лоском, с таким разносторонним интересом ко всякого рода искусствам (пению, музыке), что этот же самый элегантный аристократ переносит в живописи такие безобразия, как Леон Фредерик, Галлен, такие жалкие уродства, как К. Сомов, Анктен, Кондор и др., и пропускает такие вульгарные выходки, как приведённые мною выше, в журнале „Мир искусства“, которому нельзя отказать во внешнем интересе».
«Неведомые тайны разной наглой мазни»: как Илья Репин громил декадентов
От редакции: приведённые здесь остро-полемичные высказывания Ильи Репина сначала были опубликованы в 15-м выпуске журнала «Нива» за 1899-й год и в том же году перепечатаны в 10-м номере журнала «Мир искусства» вместе с ответом Репину Сергея Дягилева. При цитировании сохранено авторское написание имен собственных.
Рекомендуемые работы
Юрий Валентинович Зорко. Полдень в Крыму
Полдень в Крыму
2000-е , 60×62 см
$541
Оригинал
Nina Rassen. "Космические Ксалахары все легенды вселенной "
  • Реклама
"Космические Ксалахары все легенды вселенной "
2023, 2000×3000 см
€200
Цифровая копия
Эдуард Поташев. Путь
  • Реклама
Путь
2024, 85×25 см
Владимир Сергеевич Барков. ПЕНТАТОНИКА
  • Реклама
ПЕНТАТОНИКА
Февраль 2022, 130×160 см
$10 839
Оригинал
Наталия Припутникова. Стрекоза-2
  • Реклама
Стрекоза-2
2023, 50×60×1.5 см
$271
Оригинал
Геннадий Николаевич Жихарев. Человек-дерево
  • Реклама
Человек-дерево
08.03.1989, 127×67 см
$20
Оригинал
Собрала и проиллюстрировала: Анна Вчерашняя
Дизайн: Николай Скоробогатько