Регистрация

Интервью с художницей Натальей Фоминой: «Создание куклы – это магия и таинство»

Мне нравится4       0  
Куклы Натальи Фоминой словно пришли из сказочных снов: Нимфа лесных озер, Влюбленная Ведьмочка, Ловец снов, Лесной Человечек… Художница знакомит нас со своими персонажами, рассказывая о них удивительные истории, открывает секреты мастерства и показывает новую коллекцию грядущей выставки.


Наталья Фомина училась на графика в художественной школе при Институте искусств в Ленинграде у Е. И. Ухналёва и А. Л. Слепеча.

Более 20 лет Наталья занимается художественной куклой, участвовала в Салоне авторской куклы «Киевская сказка» в Мыстецком Арсенале в 2010 г. и других выставках. На Международном конкурсе в Америке ее кукла «Зеленый чай» завоевала первую премию.

Куклы Фоминой находятся в частных собраниях в Украине, России, Германии, США, Франции, Бельгии и Корее. Живет художница в Киеве.

Из серии «Киевские панянки»
— Наталья, вы учились у знаменитого художника Е. И. Ухналёва, о котором сейчас прежде всего пишут как об «авторе современного герба России, высших государственных наград…» Но для вас он прежде всего - учитель. Что остается «за кадром»?
— Когда я училась у Евгения Ильича, он был главным архитектором и художником Эрмитажа. Это был замечательный человек с очень сложной судьбой. В молодые годы он был репрессирован и почти десять лет провел в лагерях, в нем чувствовалась некая надломленность… Через много лет после окончания учебы я написала картину, навеянную петербургскими улицами, и только потом заметила, насколько она напоминает мне работы моего учителя.

— Вы пишете городские пейзажи, как и ваш учитель?

— Мои картины отражают мои впечатления, кто-то видит в них аллюзию на работы Моне, Дега… У меня много абстрактных работ, которые существуют в контексте с моими куклами. Я долго искала свою технику и фактуру, мне хотелось в живописи передать объем, «продлить» кружева, передать все нюансы вроде каких-то шероховатостей, потертости… В итоге ко мне пришла идея работы в манере «под гобелен», делать нечто а-ля «старые фрески». Мои работы напоминают сухой осенний лист, ковер цветущих полевых цветов, — именно эта удачно найденная фактура очень точно передает мои желания.

Н. Фомина «Весенняя рапсодия»

Н.Фомина «Гобелен»
— Как случилось, что график, художник четкого линейного ритма, вы увлеклись совершенно другим направлением и стали создателем роскошных кукол?
— Для меня самой это было неожиданностью. Помню, во время учебы часто проходила мимо мастерских скульпторов и наблюдала за их работой. Для меня нереальным казалось само создание трёхмерного объекта, потому что мне как графику форма виделась светом и тенью, когда плоское изображение становилось объемным простым нажатием карандаша. Когда я закончила учебу, начался развал Союза, пришли сложные времена, и я не видела себя в профессии художника. Совершенно случайно я пришла к созданию кукол и поняла, что именно это меня всегда интересовало.
— Какой счастливый случай подарил вам возможность заняться этим искусством?

— Однажды ко мне обратились знакомые с просьбой отреставрировать старинную куклу — восстановить головку и детали костюма. Когда она оказалась в моих руках, я почувствовала что-то на уровне божественного прикосновения. Это было необыкновенно!



— Одетая по последней парижской моде с расписанной фарфоровой головкой, кукла принадлежала французскому мастеру П.-Ф.Жюмо, его мануфактура была самой известной в Европе в ХІХ веке. Я настолько увлеклась работой, что начала изучать историю куклы, а после реставрации пришло желание делать куклы самой.


Кукла П.-Ф.Жюмо второй половины ХІХ века

— В конце ХІХ века француз Леопольд Ламбер придумал механизм и наладил производство механических кукол. Как-то мне попалась его кукла — «Курящий клоун» 1890 года, она уникальна тем, что ее изготавливали на трех мануфактурах! Существовал определенный тираж каждой куклы, и чем он меньше — тем дороже кукла. Интересно, что куклы служили также рекламой предприятий, например, фарфоровые головки рекламировали Мейсен, Севр, Веджвуд. Самая большая коллекция в Российской империи была у императора Николая ІІ - это не игровая кукла, а предмет роскоши, награда детям за хорошее поведение.
Эдгар Дега. Маленькая четырнадцатилетняя танцовщица

— Если мы уже коснулись истории куклы, интересно, кто был автором первой художественной куклы и насколько популярно у нас сейчас это направление?

— Первой авторской куклой считают «Маленькую танцовщицу» Эдгара Дега — это бронзовая скульптура, одетая в настоящую балетную пачку. К нам авторская кукла пришла в 1970-е годы, сейчас она развивается в стиле «фьюжн», когда в творчестве одновременно сочетаются несколько видов искусства — скульптура, роспись и дизайн. В Киеве работают интересные мастера куклы — Петр Пинчук и галерея «Парсуна».

Э. Дега «Маленькая танцовщица»

— Не знаю, насколько здесь присутствует мистика, а насколько здравый смысл, но мои куклы они рождаются. Их создание связано с магией и таинством.
— Наталья, расскажите немного о самом процессе создания куклы.

— Хара́ктерная кукла предполагает создание образа, для меня в каждой новой кукле заключена вся Вселенная. Первоначально приходит образ, и он требует воплощения и диктует мне, какую эмоцию я должна сделать. Я начинаю лепить головку: где-то приложила складочку — изменилась форма губ, носа, появился новый оттенок эмоции… Главное — вовремя остановиться, ведь когда уже нельзя вернуть исходный удачный вариант, становится обидно: ведь даже я не могу повторить себя! Итак, головка готова, и тогда я понимаю, какую позу примет кукла: как согнется ножка, ручка именно таим образом, чтобы чтобы передать нужное настроение.

…В какой-то момент всё может остановиться и полуготовая кукла будет лежать долгое время, потому что она молчит. Не знаю, насколько здесь присутствует мистика, а насколько — здравый смысл, но мои куклы… Они рождаются. Их создание связано с магией и таинством. Наконец, финальные этапы работы — это роспись и костюм. Готовая кукла — как «Черный квадрат» Малевича: последняя точка или новый отсчет.
— Я искренне верю, что по ночам мои куклы живут своей жизнью. Пока их никто не видит, они разговаривают.
— Наталья, куклы всегда считались необычными игрушками, да и вы говорите о куклах, как о живых существах…

— Я искренне верю, что по ночам мои куклы живут своей жизнью. Пока их никто не видит, они разговаривают. Создавая скульптуру, придавая ей позу, я вдыхаю в нее жизнь, и она живет, я словно даю ей вторую жизнь. В костюм куклы вплетаются кружева и кусочки ткани, которым по 100 и 200 лет, она переходит из рук в руки и напитывается энергетикой каждого человека. Роспись, живопись, скульптура, вся история переплетается в этой кукле, потому что творчество — вечно.
…Бывают моменты, когда кукла готова, но я понимаю, что она не хочет быть так одета, и тогда я начинаю что-то делать по-новому. Например, эта кукла изначально задумывалась как «Волшебная лампа Аладдина», а после изменений превратилась в «Слушаю и повинуюсь».

— Мне очень нравится кукла «Отче наш» после переделки. Изначально она была одета во множество крошечных листиков, вырезанных вручную из японской бумаги на текстильной основе. Кукле этот наряд не понравился, и я придумала новый костюм из кусочков ткани разной фактуры.

Каждая деталь этой куклы сочетается с образом: стеклянная опора-ваза, означающая хрупкость мира, и деревянный с серебром крестик из Фатимского монастыря в Португалии… Получилось что-то немыслимое — этот образ несет неимоверную силу.

Изначально я назвала ее «Молитва», а затем «Отче наш». Это моя молитва за Украину — я патриот и мне хотелось вселить в людей веру и надежду.

Н.Фомина «Отче наш»
— С какими сложностями в работе вы встретились, когда началось самостоятельное творчество?

— Как-то мне сделали заказ на портретную куклу по фотографии для корейца из Сеула. Я делаю ее и понимаю — что-то не так. Целый месяц не могла понять, почему не получается голова, и выяснила, что проблема — в форме черепа. Я изучила строение черепа у людей разных рас и народов, и оказалось, что у африканцев лобная доля лицевой кости больше, а у корейцев вся лицевая часть черепа приплюснута. Вообще, даже в портретной кукле перед художником не стоит задача сделать точную копию, поэтому в работе угадывается только общее сходство. Я — художник, и я так вижу. Кукла очень понравилась заказчику, он у меня получился таким модником!
— Какие материалы вы используете в работе, и как долго может рождаться кукла?

— Я беру только натуральные материалы — «паперклей» и «эфапласт». Из них лепятся открытые части куклы — головка, ручки, ножки… С помощью воды детали можно смягчать и переделывать, в отличие от искусственного пластика, который к тому же недолговечный. Для каркаса выбираю медную проволоку и обшиваю его поролоном. Чтобы кукла была устойчива, обязательно нахожу три точки опоры. Изготовление одной работы может длиться год и два. На свои куклы ставлю клейма, это я у Жюмо подсмотрела: вдруг через сто лет кто-то будет реставрировать мою куклу?
— Авторская кукла — это как мозаика×
Мозаика (от фр. Mosaïque – то, что посвящается музам) – вид монументального и декоративно-прикладного искусства, которое предполагает создание изображения посредством соединения и закрепление на определенной поверхности цветных камней, фрагментов плитки или смальты. Различают римскую, флорентийскую и византийскую мозаики.
читать дальше
, должно сложиться множество компонентов… Мою куклу нельзя повторить — даже я не смогу этого сделать.
«Зеленый чай»
— Роскошные костюмы ваших героев словно созданы французским кутюрье — вы подсматриваете какие-то фасоны или выкройки в журналах, следите за модой?

— Как и все женщины, я модница, люблю листать журналы, интересуюсь модой и историей костюма, особенно люблю XVIII—XIX вв. Для нарядов моих кукол люблю шить из старинных тканей и подбирать украшения — антикварные аксессуары, натуральные камни… Костюмы придумываю и шью сама, часто вышиваю бисером или нитками. Если у меня исторический персонаж, подбираю вышивку нужного периода и максимально пытаюсь использовать в костюме ткани этого же времени. Например, перечитав роман Гюго «Отверженные», ко мне пришел образ Фантины, и у меня даже нашлись французские кружева 1860-х годов — времени создания этого произведения!
— Многие ваши куклы щеголяют изысканными нарядами с кружевами, как вы находите и подбираете эти детали костюмов?

— Облачные, легкие, воздушные… это невероятно красивый материал и очень благодатный для работы. Для меня он тоже как вид искусства. Я очень люблю вставлять в костюмы старинные кружева. Везде, где бываю, покупаю их, мои знакомые привозят мне кружева и детали старинных нарядов из Европы. Муж смеется, говорит, что я покупаю одежду для кукол дороже, чем себе. А для меня кукла, как бесконечность: мне хотелось бы кружевами придать ей объема, продлить красоту!
— Я изучаю историю кружев, раньше это был самый дорогой подарок — дороже бриллиантов. Екатерина Медичи привезла моду на кружева из Италии в Париж, а Мария Стюарт — в Шотландию. Кружева настолько были в моде, что ими обшивали даже отвороты на сапогах — ботфортах. Изобрели кружева итальянцы. Кружевницы работали на острове Мурано, им даже запрещали выезжать с острова, чтобы секрет не был раскрыт. Кстати, в Англии кружевницами были мужчины.


— В костюм Святого Патрика, покровителя Ирландии, я не могла не вставить ирландское старинное кружево, которое у меня было. Авторская кукла — это как мозаика: должно сложиться множество компонентов, поэтому здесь янтарь, кружева и даже цвет костюма — все подобрано для этого образа. А так как это мое видение Святого Патрика, поэтому он у меня получился таким троллем. Иногда, когда я смотрю на готовую куклу, думаю, что это сделала не я. Мою куклу нельзя повторить — даже я не смогу этого сделать.

Н.Фомина «Святой Патрик»

— Любовь к куклам связана как-то с детскими сказками, впечатлениями, переживаниями? Какие сказки были любимыми в детстве?

— Честно говоря, не могу сказать, что какая-то сказка повлияла на мой выбор. Мне безумно нравились сказки Льюиса Кэрролла, сказка «Питер Пэн»… наверное, все-таки фантастическое, волшебное меня всегда притягивало. Ведь кукла — это соединение кино, сказки, реальности и вымысла! Недавно перечитала «Алису в стране чудес» и поняла, что мое детское восприятие этой сказки и эмоциональное переживание не изменились.

Н.Фомина «Алиса в стране чудес»

— Наталья, ваши куклы действительно с характером, и не всегда угадаешь, кто перед тобой и какая скрывается мифология. Познакомьте нас еще с каким-то из ваших персонажей!

— Да, каждая кукла имеет свою историю и содержание. Это богиня Веста. Я ее посадила на домик, потому что она хранительница домашнего очага и покровительница честных сделок. В день праздника богине приносили дары, поэтому в домике я сделала маленький алтарь, на котором можно оставить монетку — дар богине. Этот персонаж был навеян путешествием в Рим. Костюм украшают натуральные камни: яшма, сердолик, нефрит, янтарь, созданные великим творцом — Природой. Они также несут свою энергетику.


— Кстати, одна из версий этимологии слова «невеста» связана с этой богиней. В храм богини Весты отдавали служить девочек 6 — 10 лет, их называли весталками. Когда мужчина брал опеку над девушкой, она уже не принадлежала Весте, она была не-Веста.
— «Ловец снов» навеян индийской мифологией, в которой есть бог — Хранитель снов. В индийских домах на переплетенных веревочках подвешивают звоночки. По поверьям, если к спящему приходит плохой сон, то он запутывается в этих нитях, как в паутине. И хотя я не нашла изображений этого бога, — кукла получилась роскошной: французские, голландские, немецкие и мальтийские кружева в одном костюме — результат какой-то космической информации!
«Ловец снов»

— Художественная литература и путешествия — ваши главные источники вдохновения?

— Да, люблю активный отдых и много путешествую. Как говорил Марк Твен, «любовь и путешествия — самое главное в жизни». Люблю ходить в музеи, рассматривать архитектуру, гулять по маленьким улочкам, останавливаться в красивых старых отелях, — я вижу вдохновение во всем! Последняя моя поездка была в Италию, до этого у меня был кризис, и я долгое время ничего не делала. Так получалось, что я часто бывала в Европе, но ни разу в Риме, и не ожидала увидеть его таким величественным! Рим — как глоток свежего воздуха: я вернулась и уже заканчиваю новую коллекцию, готовится выставка.



— Вы автор портретной куклы, сказочных персонажей и мифологических, были ли у вас серии кукол, посвященные одной теме?


— Серия «Киевские барышни» — это яркий характер, каждая красотка была одета в изысканный костюм и прелестные ботиночки, сшитые вручную. Идея серии «Лесные люди» заключалась в том, чтобы показать, насколько люди одиноки. У каждого человечка был мешочек с солью — это соль земли, — самые ценные дары, с которыми каждый человек приходит в этот мир. Костюмы для этой серии сшиты из натуральной кожи.

Из серии «Лесные люди»

Из серии «Лесные люди»
— В Европе лет десять назад появилась кукла со следами насилия — подбитый глаз, страшный шрам на лице, даже мультфильмы с такими персонажами не редкость, вспомним мультфильм-триллер «Альма». Что вы думаете о такой кукле?

— Когда я смотрю на красивые произведение искусства, появляется желание прогрессировать, а глядя на эти куклы, мне становится страшно. Я даже не знаю, как их можно объяснить — либо это накопление какой-то энергии, которая требует выхода, либо это психическое расстройство, и тогда можно говорить о куклотерапии.
- Для меня агрессивная кукла неприемлема. Я считаю, что творчество должно вдохновлять, а не пугать.

— Глядя на ваши куклы, получаешь огромное эстетическое удовольствие. Вы их рассматриваете как предмет коллекционирования?

 — Прежде всего это искусство, это творчество. Я долго работаю над куклой, и, как любая «намоленная» вещь, она несет на себе какую-то авторскую нагрузку. Любой творец может передать только то, что есть в нем, ничего другого он дать не может. Если во мне нет эмоции, а я передаю её в кукле, тогда это штамповка, — я могу передать только то, что есть внутри меня.

— Наталья, с куклами у вас складываются трепетные отношения. Сложно ли вам расставаться с ними?

— Когда я отдаю свою куклу, я с ней прощаюсь. Долгое время созваниваюсь с человеком и узнаю, как она себя ведет. Был у меня такой момент: у меня приобрели куклу, а через некоторое время звонит покупательница и говорит: «Ты знаешь, она как-то вся поникла». Я могу связать это с освещением, с механическим воздействием, вполне может быть, но… Другой покупатель — одинокий мужчина рассказывал, что любит пить чай в компании с куклой. Не знаю, насколько она ему отвечает?! (смеется). С куклами у нас складываются особые отношения, потому что эти маленькие существа — отражение нас, это маленькая копия человека.
— Наталья, расскажите о своих творческих планах.

— Я заканчиваю свою новую коллекцию, которую назвала «В стране чудес», и на конец мая запланирована выставка в Киеве, где можно будет увидеть Алису, Святого Патрика…
— Наталья, о чём мечтаете в творчестве?

— Мне хотелось бы открыть свою школу куклы. В Киеве это направление не развито, изредка проводятся курсы и мастер-классы. У нас много талантливых людей, у которых есть желание заниматься, а кукла — это момент творчества, а для детей вообще новый этап для их развития.

Кукла не имеет возраста и пола. Древние люди делали куклы, они появились задолго до икон, пусть это была простая «мотанка». Когда девушка выходила замуж, она брала с собой куклу как память о доме… Когда женщина рожала, ей клали под подушку куклу, чтобы роды были легкие, ребенку дарили куклу как талисман… Я думаю, что общение человека с куклой можно назвать куклотерапией.

— Божественное в нас говорит о нашей способности к творчеству, и эта божья искра есть в каждом из нас, не важно, какой профессией мы владеем.
О прошедшей международной выставке авторской куклы в Москве читайте в иллюстрированном материале «Искусство куклы»: сказочная выставка в столичном Гостином дворе".
Фото для материала предоставлены Н. Фоминой и публикуются с согласия автора
Комментировать Комментарии
HELP