• Facebook
  • Vkontakte
  • Twitter
  • Ok
Войти   Зарегистрироваться

Страсти по Борису: русский авангардист Григорьев - на арт-передовой

Мне нравится4  Поделиться    Поделиться    Твитнуть  В одноклассниках  
Волнения среди петербургской арт-общественности не утихают: один из самых дорогих русских художников ХХ века, Борис Григорьев, стал героем скандала. Вместе с ним на передовицы СМИ попала и Елена Баснер, мировой специалист в сфере русского авангарда, дочь известного российского композитора Вениамина Баснера, написавшего нетленный хит «С чего начинается Родина». Тем временем, работы авангардиста продолжают пребывать среди самых популярных лотов аукционных домов с мировым именем. В чем же секрет обаяния их автора?
Портретист-фельетонист
Внебрачный сын очень образованной шведской матери Клары фон Линденберг и простого управляющего банком Дмитрия Григорьева, будучи усыновленным официально впоследствии, вырос, выучился, прославился, и в наши дни стал именоваться «выдающийся живописец и график Серебряного века Борис Григорьев». После революции он эмигрировал в Европу, поэтому на Родине его биография и достижения долгое время задвигались в закулисье.

Автор отличался весьма гротескным видением. Поэтому перед его картинами легко почувствовать себя, как во время диалога с остроумным собеседником. Хлесткие образы консьержки, старухи-молочницы, мужика с бородой и сборщика устриц не уступают в яркости и весе Репину и Айвазовскому. А еще он был «модным» портретистом, который передавал и суть, и настроение, и характер. Недаром актеры МХАТа после гастролей позировали ему, в чем есть — то есть… в гриме! Григорьев написал Шаляпина в домашнем халате, возлежащего на диване, и театрального режиссера Мейерхольда в цилиндре, печальную Ахматову и Максима Горького в окружении персонажей пьесы «На дне» (но специально пригласивший художника в Италию писатель остался не слишком доволен портретом — хорошо, что сам факт этой работы спас Григорьева от сталинских лагерей…)


Бориса Гриогрьева считают «новатором», и очень осторожны с определением стиля, в котором работал художник. Реализм в картинах Григорьева чудным образом соединился с элементами символизма, кубизма и футуризма. При этом мастер никогда не покидал рамок фигуративной живописи, полагая, что все эти растекания краской по холсту — от лукавого.
«Пропустить через себя» творчество художника можно, посетив Третьяковскую галерею и Русский музей, располагающие картинами, преимущественно русского периода. Помимо этого работы находятся в Музее изобразительных искусств им. Пушкина, Художественном музее Филадельфии и Пражской национальной галерее. Большинство же полотен пребывают в частных коллекциях. Сегодня работы автора по-прежнему желанны как в музеях, так и на аукционах. А недавно имя художника оказалось в эпицентре скандала.

Портретист-фельетонист

Последние дни авангардиста (в смысле передовых идей творчества) прошли во Франции, на вилле «Борисэлла», название которой является симбиозом имен Григорьева и его жены. Писал художник много и славился чрезвычайной трудоспособностью, посему славу, постигшую его еще в молодые годы, принимал как справедливую награду. Правда, и слова матери, которую боготворил, не забывал: «Знаю я, что толку из тебя не будет». Она говорила о коммерческой стезе, и даже тут — ошиблась! При жизни работы Григорьева были очень востребованы. Выставки в разных странах — тому подтверждение.

Искусствоведы подмечают: «настоящий» Григорьев появился в 1913-ом, после того, как с ним «произошел»… Париж! Именно так, как «одушевленное» событие. Путевые рисунки и альбомные наброски, созданные во время путешествия, открыли в нем наблюдательного насмешника. Вооружившись минимумом: линией и иронией, он создавал на бумаге персонажей некоего пестрого балагана. С юмором Григорьев писал и свою эротическую серию Intimite, эпатируя ею ханжескую российскую общественность и развинчивая воздушный образ романтичной дамы.


Борис Григорьев Портрет Анны Ахматовой
Борис Григорьев Портрет Максима Горького
Борис Григорьев Портрет В. Э. Мейерхольда

Лже-Григорьев

Жил-был петербургский коллекционер Андрей Васильев. Однажды посредник Шумаков предложил ему приобрести картину великого русского авангардиста Бориса Григорьева «В ресторане» за 250 тыс долларов. Согласно провенансу или истории полотна, ранее оно находилось в коллекции генерала Тимофеева. И все бы ничего, но полотно оказалась, так называемым «фальшаком»: этот факт всплыл на поверхность на выставке в Москве, куда собственник и отправил работу. Более того, выяснилось, что оригинал под названием «Парижское кафе» находится в фондах Русского музея, экспертом которого являлась знаменитая искусствовед Елена Баснер. Она в свое время и подтвердила покупателю подлинность картины. Специалиста финского аукционного дома Буковски (Bukowskis), автора множества научных работ, лектора и героиню культурного Олимпа Питера арестовали 31 января по подозрению в мошенничестве в особо крупных размерах. Сегодня она находится под домашним арестом, речь идет о возможной уголовной ответственности и сроке лишения свободы до 10 лет, а в истории поддельной картины обнаруживаются совсем уж сомнительные моменты. Вспоминают и заслуги Баснер, не исключают и многоходовую комбинацию, в которой искусствовед — отнюдь не главное звено. А в фокусе — работа Григорьева и все его творчество.
Борис Григорьев «Парижское кафе»

Впрочем, последние десятилетия картины художника и без скандалов приковывают внимание аукционистов. В 2009-ом на торгах Sotheby`s его работа «Мать и дитя», на которой изображены жена и сын автора, стала топ-лотом и ушла с молотка за 1 370 500$. Причем первоначально картину оценивали в 500−700 000 $.
Также почти в два раза дороже эстимейта (предпродажной оценки) приобрели и другие полотна Григорьева — «Лики России» и «Понт-Ивент. Вечер». В прошлом году григорьевская «Герань» на Sotheby`s была продана за 50 000$. Тем временем, в 2010-ом на аукционе Christie`s отдали 1 099 644$ за «Портрет мужчины». А в 2011-ом коллекционеров привлек потрет старца, «Монах», написанный художником в начале 20-ых годов прошлого века и ушедший за 816 500$.
Так что если пожелаете купить картину Григорьева, скажем одно: дорого. Порой — рискованно, ведь «зарубежное» наследие плодовитого художника мало изучено, как признают эксперты. Но соблазн велик: тот редкий случай, когда ценное новаторство просто… красиво!

Автор: Яна Сасина
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями
Мне нравится4  Поделиться    Поделиться    Твитнуть  В одноклассниках  

Комментарии

Для комментирования необходимо указать и подтвердить электронную почту или телефон
loading...

Артхив не только интересно пишет об искусстве, это целая социальная сеть с огромными возможностями. Регистрируйтесь и получайте информацию из первых рук

Зарегистрироваться

подписывайтесь на наши новости любым удобным способом: