Регистрация

Штрихи к портрету. Тициан и Венеция: что нужно знать о городе на воде, чтобы лучше понимать Тициана

Мне нравится16       0  
Искусствоведы любят рассуждать: Флоренция предпочитала линии, а вот Венеция — исключительно краски. Поэтому, дескать, только в Венеции и мог сформироваться лучший в мире колорист Тициан. Но наши истории — совсем не об этом. Мы расскажем вам о Венеции в других ракурсах: о её политике и проститутках, о такси и газетах, о пище и эпидемиях, а также о том, как всё это определило биографию Тициана (и отчасти его современников — от да Винчи до Вазари).
Венеция в эпоху Тициана была не просто городом, а небольшим государством и сильнейшей морской державой. Ведь художник жил в XVI веке, когда Италия еще не была единым государством и только стояла на пороге национального объединения. Будущая Италия составилась из отдельных городов-коммун. И Венеция, гордо называвшая себя Республикой Святого Марка, была из них самой амбициозной.

Венецию ненавидели сменяющиеся римские Папы. Она не смущаясь захватывала области, издревле принадлежащие святому престолу: Равенну, Римини, Фаенцу. Падуя, Виченца и Верона платили Венеции дань. В апреле 1509 года Папа Юлий II наложил на Венецию за её захватническую политику интердикт — запрет любых церковных действий на её территории. Оказывается, и так бывает: целый город можно отлучить от церкви.

Вторым злейшим врагом Венеции во времена молодости Тициана был германский правитель Максимилиан, порывавшийся объединиться с испанскими Габсбургами и завоевать итальянские земли. Ну, а самый крутой замес случился, когда Максимилиан вознамерился встретиться с римским Папой, пообещавшим короновать его как императора. Одна загвоздка: чтобы добраться до Рима, воинственному германцу надо было пересечь Венецию. И Венеция ему это законодательно запретила! Конечно, рассвирепевший Максимилиан прошёлся тогда по ней «огнём и мечом», но сам факт запрета впечатляет.

Вот в такой город — дерзкий, наглый, самоуверенный — приезжает из провинциального Кадора юный Тициан, чтобы остаться там навсегда и составить мировую славу и себе, и Венеции.
Матушка Тициана Лючия Вечеллио не хотела отпускать его в Венецию. Но это будет потом, когда Тициан станет приезжать «на побывку» и рассказывать, какие у них там, в Венеции, нравы, карнавалы и факельные шествия. А вначале именно из-за матери Тициана и отправили учиться в город на воде. Подростком он однажды нарисовал на беленой стене дома Деву Марию. Вернувшаяся с воскресной мессы Лючия разрыдалась: пресвятая Дева была, как две капли воды, похожа на неё.

Отец Тициана тогда постановил: пусть едет в Венецию и учится рисовать. Но мать так сокрушалась, что за компанию с Тицианом отправили и его брата Франческо: вдвоём всё-таки не так страшно, да и повеселее будет. Так братья Вечеллио стали учениками мозаичиста. Мозаики у венецианцев были популярны, а вот фресок почти никто не писал. Фрески в разъедающе-влажном воздухе Венеции, содержащем солёную морскую взвесь, просто не выживали — разрушались ещё при жизни своих создателей.

Каждый раз после каникул, проведённых дома в Кадоре, Тициан и Франческо возвращались в Венецию, навьюченные, как верблюды. Чем же? Биограф сладострастно перечисляет: «сырокопчёными окороками, колбасами, головками острого овечьего сыра, бутылями оливкового масла и бурдюками с добрым домашним вином…» Уж о чем о чем, а о пище донна Лючия Вечеллио заботилась крепко. А как иначе, если в этой самой Венеции едят — мама миа, противно даже подумать! — морских гадов и эти ужасные макароны, завезённые из Китая Марко Поло.
Тициан Вечеллио. Богоматерь скорбящая
Тициан Вечеллио. Скорбящая Богоматерь (Мадонна Долороса с разведенными руками)
  • Тициан. Богоматерь скорбящая, 1550, Лувр
  • Тициан. Богоматерь скорбящая, 1554, Прадо
Бичом Венеции была чума, но Тициан, вопреки устоявшемуся заблуждению, умер не от этого. Да, смерть Тициана пришлась на год жесточайшей эпидемии, но версия о том, что и он стал жертвой чумы, вызывает сомнения. Дело в том, что Тициан был погребён не на чумном кладбище, а в венецианском соборе Санта-Мария Глориоза деи Фрари. От чумы скончался другой Вечеллио — Орацио, сын Тициана, тоже художник. А сам Тициан, будучи весьма преклонных годов, тихо умер в своей мастерской, согласно преданию, с картиной в руках.

Но чума и вправду сыграла в жизни Тициана роковую роль. Когда Тициан только пытался покорить Венецию, там гремело другое имя — Джорджоне. Венецианцы готовы были носить на руках этого легкомысленного и гениального художника с необыкновенно лиричной манерой письма. Он был безумно популярен у местных интеллектуалов и коллекционеров, но умер от чумы довольно молодым. Тициан чудом успел оказаться у дома Джорджоне, когда рядом уже пылали костры: в них сжигали зачумлённые вещи покойника. Рискуя жизнью, Тициан спас от огня несколько картин Джорджоне, включая знаменитую «Спящую Венеру». А потом поклонники Джорджоне обратились к Тициану с просьбой дописать некоторые картины, которые не успел закончить их кумир. И хотя Тициан сделал всё на совесть и не претендовал на авторство дописанных работ, ему потом очень долго пришлось доказывать авторство уже собственных картин: злые языки нашёптывали, что их написал Джорджоне, а Тициан пытается присвоить себе чужую славу.

Интересно, что до испепеляющей чумы 1510 года, знаменитые венецианские гондолы были яркими и разноцветными. Но им пришлось перевозить жуткую ношу. Тысячи и тысячи трупов плыли по Большому каналу на острова Сан-Ладзаро и Лидо, где были чумные кладбища. Городская легенда гласит, что именно тогда власти Республики Святого Марка в память об умерших постановили оставлять гондолы просто покрашенными черным лаком.
В Венеции в середине XVI века было 11 тысяч легализованных проституток, и Тициан не брезговал их услугами. В первую очередь, речь, конечно, идёт о позировании. Но и об удовольствии — тоже. Тициан был от природы силён, крепок и наделён несокрушимым здоровьем. К тому же довольно долго (даже прижив двоих сыновей) официально оставался холостяком. Вполне природно, что он прибегал к услугам жриц любви, а они платили степенному и доброму Тициану пылкой привязанностью.

11 тысяч проституток — целый социальный класс! Они исправно пополняли венецианскую казну своими налогами. В богатой Венеции уже в XVI веке была высокоразвитая полиграфия и раз в году для удобства граждан печатался каталог жриц любви — с именами, адресами и ценами, которые различались в зависимости от удалённости от центра города. Ограничений для куртизанок было немного: например, им предписывалось выходить из дома исключительно в жёлтой шали, чтобы клиенты, не доведи господь, не перепутали их с благочестивыми женщинами.

Личные предпочтения Тициана не были секретом. Будучи и сам могуч и статен, он всегда любил крупных женщин. О-о-очень крупных, широкоплечих, мощных — куда там Рубенсу! Вот как биограф, прибегая к извиняющимся аналогиям и экивокам, пишет о вкусах Тициана — не то художественных, не то интимных: «Художник не любил предрассветную дымку, начало дня и хрупкость юных дев. Ему больше по душе начало осени, часы перед закатом, и он отдаёт предпочтение полнокровной и уже познавшей прелести жизни натуре».
Тициан Вечеллио. Портрет женщины
Тициан Вечеллио. Флора
  • Тициан. Женский портрет. 1508-1510, Национальная галерея, Лондон
  • Тициан. Флора. 1515, Уффици
Витторе Карпаччо. Куртизанки (Две венецианки)

Довольно долго, с лёгкой руки критика Джона Рескина, принято было считать, что на этой картине Карпаччо изображены две венецианских проститутки в ожидании клиента. На это, якобы, указывали и их откровеннейшие декольте, и стоящие у балюстрады цокколи — шлепанцы на высокой платформе, любимая обувь венецианских дам полусвета, и выжидательные взгляды и позы, и записка, прижатая лапой собаки. Павел Муратов, автор знаменитых «Образов Италии», даже полагал, что на террасе куртизанки сушат волосы после покраски их в моднейший в Венеции колорит — рыжевато-золотой. Правда, после того, как во 2-й половине ХХ вка была найдена недостающая верхняя часть доски (благодаря ей, в частности, становится понятно, что цветок в вазоне — это белая лилия, символ непорочности), дамы были «реабилитированы» и теперь считаются просто знатными венецианками, ожидающими мужей с охоты.

Врагом Венеции № 3 (после Папы и германского императора) были турки. Но какое отношение, спросит читатель, этот факт имел к художественной жизни? Да самое непосредственное! Современник Тициана Леонардо да Винчи бывал в Венеции. Именно в городе на воде его посетила гениальная идея создания подводной лодки. Леонардо считал, что только так у Венеции появится реальный шанс отбиться от турецкого флота.

В течение трёхсот лет Венеция умудрялась с турками одновременно и воевать, и торговать. Учитель Тициана Джентиле Беллини (старший брат Джованни, позже Тициан перейдет учиться к нему) жил при турецком дворе, помогая своим искусством наводить мосты между враждующими субъектами — огромной Османской империей и маленькой, но гордой Республикой Святого Марка. Профильный портрет султана Мехмеда II Завоевателя работы Беллини, по словам современного писателя и лауреата Нобелевской премии Орхана Памука, и до наших дней в Турции является культовым — примерно как портрет Че Гевары на Кубе.

Когда Джентиле осмелился преподнёсти Мехмеду II в дар полотно с отрубленной головой Иоанна Крестителя, султан заметил, что жилы, торчащие из головы, написаны неправильно. Джентиле попробовал возразить. Мехмед немедленно выхватил саблю, отсёк голову стоящему рядом слуге и принялся объяснять тонкости анатомии на живом (точнее, уже не живом) примере.

В пору расцвета таланта Тициана османами правил уже другой султан — Сулейман I Великолепный. Тем, кто смотрел турецкий сериал «Великолепный век», не нужно объяснять, кто он был такой. В 1521-м году Сулейман подписал мир с Республикой Святого Марка. Не слишком ясно, бывал ли при дворе султана Тициан, но, например, его портрет Лауры Дианты (любовницы герцога Альфонсо д`Эсте, занявшей место его законной жены Лукреции Борджиа) из-за чалмы на её голове одно время ошибочно считался портретом жены султана. И, к сожалению, до сих пор достоверно не известно, изображена ли на двух приведённых ниже портретах жена Сулеймана Хюррем или его дочь Камерия (Михримах), а также принадлежат ли они самому Тициану, которому приписываются, или живописцам его мастерской.
  • Камерия, дочь султана Сулеймана (?). Холст, масло. 1555. Местонахождение неизвестно.
  • La Sultana Rossa (Рыжеволосая Султана). Ок. 1550. Музей Ринглинга. Сарасота, США
Венеция эпохи Тициана — родина такси и газет. И это совсем не преувеличение и шапкозакидательство из разряда «родина слонов и футбола», а чистая историческая правда.

Венеция славилась свободой слова и фельетонами антифеодальной направленности. Так что вполне закономерно, что именно там начали выпускать бойкий печатный листок под названием «Гадзеттино», от которого произошло слово газета. А название первому медиа Венеции дала мелкая монетка с изображением сороки (по-итальянски — gazza) — как раз столько тогда стоила газета.

В начале XVI века Джованни Таксис, предприниматель из Бергамо, открыл в Венеции, у самого моста Риальто, почтово-транспортную контору. Экипажи Таксиса могли отвезти хоть в Верону, хоть в Падую, и очень скоро он стал в своей сфере монополистом. Есть версия, что и название «такси» происходит от его имени. Так это или нет, но Тициан с удовольствием пользовался услугами вновь изобретённого сервиса, заказывая дилижансы в конторе Таксиса. Особо приятно было, что в холодное время года в некоторых из них предусматривался подогрев. Единственное, что расстраивало, — дилижансы Таксиса не хотели везти на родину Тициана в Кадор: это была труднопроходимая гористая местность, пересечённая реками, и к тому же — в сравнении с Венецией — жуткая глушь.
Тициан Вечеллио. Портрет молодого человека с перчатками
Тициан Вечеллио. Портрет благородного венецианца
  • Тициан. Мужчина с перчаткой. 1520, Лувр
  • Тициан. Портрет венецианского дворянина. 1507, Национальная галерея искусств, Вашингтон
Чтобы занять в Венеции выгодную административную позицию, Тициан пытался «подсидеть» Джованни Беллини. Была такая традиционная для города должность — соляной посредник. Тогда считалось, что в минералах (неважно, пигменты это для красок или соль для употребления в пищу) лучше всего разбираются именно художники. По правде сказать, ко времени Тициана функция посредника была чисто номинальной. Зато она автоматически давала множество преимуществ: должность главного художника республики, 100 не облагаемых налогом золотых дукатов ежегодно, двоих помощников и роскошную мастерскую.

Тициан использовал все наработанные связи, чтобы занять это место, хотя соляным посредником уже много лет числился престарелый Джованни Беллини, его учитель. Интриги Тициана сработали. Он получил, что хотел, и сверх этого — недостроенный дворец Франческо Сфорца на Большом канале для устройства мастерской. Там было всё: просторные залы, стеклянный потолок, дающий невероятное нужное для работы освещение и даже личный причал. Однако дряхлый Беллини, узнав о таком нечеловеческом коварстве, враз передумал умирать и через суды восстановил свои утраченные было права.

Только после его смерти раскаявшийся в ослепившей его алчности Тициан всё же станет соляным посредником.
Джорджо Вазари ревновал Тициана к Венеции. Известно, что Вазари, этот неутомимый человек-оркестр и ходячая энциклопедия, не включил Тициана в первое издание своих знаменитых «Жизнеописаний». И это было так нелогично и странно: каких-то третьестепенных авторов Вазари описывает подробно, а такую «глыбу и матерого человечища», как Тициан, — нет. А ведь они даже были лично знакомы, встречались несколько раз. И во второе издание «Жизнеописаний», выпушенное через 15 лет после первого, Вазари всё же, скрепя сердце, главу о Тициане включил.

Но почему же он проигнорировал Тициана в первом? Оказывается, из чисто цеховой ревности. Вазари было важно доказать, что родина великого искусства — это Рим и его любимая Флоренция, а не какая-то там возомнившая о себе Венеция.
Цитаты взяты из книги Александра Махова «Жизнь и творчество Тициана».

Заглавная иллюстрация: Тициан. Автопортрет. 1550−1562. Берлинская картинная галерея

Автор: Анна Вчерашняя
Художники, упоминаемые в статье
Джорджоне
Биография • Работы
Джованни Беллини
Биография • Работы
Леонардо да Винчи
Биография • Работы
Тициан Вечеллио
Биография • Работы
КомментироватьКомментарии
HELP