Неожиданные открытия сделали эксперты, которые в течение четырёх лет изучали картину «Разносчица воды» Франсиско Гойи. Этот вариант полотна хранится в частной коллекции в Токио и уже 40 лет не выставлялся для публики. Учёные убедились, что моделью для живописца послужила совершенно конкретная девушка.
Исследование, финишировавшее в 2016 году, также показало, что несёт она вовсе не воду, а сам художник скрыл в произведении политический подтекст.
Франсиско Гойя, автопортрет (1815)
Картину «Разносчица воды» сам Гойя хранил у себя до конца жизни. В 1974 году её приобрела группа выдающихся японских бизнесменов, сыгравших важную роль в активизации японской экономики после Второй мировой войны, лидером которых был Ичиро Цубои. Его сын Казутака собрал международную команду экспертов, раскрывших тайны полотна и внёсших вклад в изучение наследия художника.
Проведя глобальное исследование «Разносчицы воды» (напомним, один из вариантов находится в Музее изобразительных искусств в Будапеште), её иконографии, первоисточников и провенанса, искусствоведы идентифицировали женщину, которую Гойя выбрал в качестве модели.
Оказалось, что это — Мария Агустин, народная героиня Испании времён войны с Наполеоном. Когда Гойя писал полотно, то идеализировал её образ, превратив в архетип всех женщин, которые поддерживали испанские войска в боях с французами.
Разносчица воды
1812, 68×50 см
Анализ также показал, что женщина, написанная Гойей, несёт не воду, как считалось в течение нескольких столетий, а… бренди.
Мария Агустин, которая поставляла своим соотечественникам алкоголь на поля сражений, описана другими художниками и писателями, и этот факт её биографии был хорошо известен испанцам.
Мария Агустин, которая поставляла своим соотечественникам алкоголь на поля сражений, описана другими художниками и писателями, и этот факт её биографии был хорошо известен испанцам.
Ниже: Франсиско Гойя, офорты из серии «Бедствия войны»
Установлено и то, что в 1808 году, Гойя (к тому времени уже оглохший) побывал в Сарагосе, где из первых рук собирал информацию об испанском сопротивлении. Учёные нашли косвенные доказательства того, что художник создал «Разносчицу» в короткие сроки. Тогда он сделал множество картин и эскизов, которые частично были уничтожены французами, а частично — перекрашены, поскольку были антифранцузскими и происпанскими по содержанию.
Из-за победы французов Гойя намеренно скрывал то, что в «Разносчице воды» содержится политический контекст. Якобы поэтому посыл, заключённый в картине, неправильно толковался в течение нескольких поколений.
Из-за победы французов Гойя намеренно скрывал то, что в «Разносчице воды» содержится политический контекст. Якобы поэтому посыл, заключённый в картине, неправильно толковался в течение нескольких поколений.