войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Назад в будущее: ипотечный кризис, Евровидение и другие катастрофы, предсказанные Босхом 500 лет назад

Биограф Иеронима Босха — Линда Харрис — считает, что ее герой обладал даром предвидения. В своих картинах, уверена она, Босх предсказывал будущие войны, эпидемии и экологические катаклизмы. Что-то подобное предсказывали многие: не нужно быть антропологом, чтобы понимать — болеть и воевать люди будут до тех пор, пока не вымрут. Однако Босх не просто предвидел «апокалипсис сегодня», он в точности знал, как этот апокалипсис будет выглядеть. Достаточно вглядеться в его картины попристальней, чтобы убедиться: Босх достоин войти в историю не только как великий живописец, но и как автор пугающе конкретных прозрений.
Назад в будущее: ипотечный кризис, Евровидение и другие катастрофы, предсказанные Босхом 500 лет назад

Мировая геополитика

На первый взгляд, картина «Фокусник» — незатейливый образчик жанровой живописи. Катала дурачит простака посредством старого как мир трюка с «наперстками». Пока тот зачарованно следит за руками, уличный воришка «подрезает» его кошелек. Один из зевак, воспользовавшись тем, что всеобщее внимание приковано к столу фокусника, щупает девицу. За происходящим с живым интересом наблюдают сова, специально обученная собачка и переодетый монахиней Путин — у него здесь явно свой интерес.

Кручу-верчу, мирового господства хочу: Босх в точности предсказал, как будет выглядеть в наше время всякая геополитическая заварушка. Тут и очередной секс-скандал, и дрессированные лоббисты, и молчаливое покровительство духовенства. Но главное — суть. Пока «на сцене» показывают фокусы с кредитами, санкциями и прочими гипнотическими реструктуризациями, кто-нибудь у кого-нибудь что-нибудь отжимает: самое интересное всегда происходит за кулисами.

Сальвадор Дали

Некоторые считают, что картины Иеронима Босха были для Сальвадора Дали могучим источником вдохновения. Другие полагают, что Сальвадор попросту заимствовал у Босха персонажей, сюжеты и интонации. Куда любопытней теория, согласно которой Босх не только предвосхитил появление сюрреализма в живописи, но и предсказал пришествие его главного героя.
К примеру, некоторые горячие головы видят недвусмысленный намек во фрагменте «Сада земных наслаждени

К примеру, некоторые горячие головы видят недвусмысленный намек во фрагменте «Сада земных наслаждений». Это ключ, бородка которого напоминает латинскую «S», а общий силуэт — букву «D». Впрочем, зачем искать инициалы, если на левой «райской» створке триптиха Босх нарисовал самого Дали.

Прибрежный камень и ящерки складываются в снисходительно-дружеский шарж, посредством которого Босх как бы говорит своему наследнику: «Ты, конечно, и сам с усами, но все сюрреалистические чудеса (включая тебя самого) я видел еще в XV веке». В целом это можно считать напутствием. Босх видел в Дали достойного преемника. В противном случае, поместил бы его на правую створку.

ГМО

Клубника размером с амбар, синичка-переросток, летучая сельдь, которая произвела бы впечатление на Хемингуэя и Спилберга. Все то, чем вскоре будут гордиться современные генетики, у Босха колосилось, кишело и плескалось уже 500 лет тому. Как и полагается истовому католику, едва ли он был в восторге от идеи подправить замысел творца. В том, что сегодня генетика отрастила гигантскую кукурузину и меряется с другими науками за статус главнейшей, Босх явно видит приметы завтрашнего апокалипсиса. «Не убий, не укради, не модифицируй», — предостерегает он потомков, живописуя последствия, вызванные поеданием трансгенов.
Назад в будущее: ипотечный кризис, Евровидение и другие катастрофы, предсказанные Босхом 500 лет назад
Все «генетически модифицированные продукты» — с центральной части триптиха «Сад земных наслаждений».
Рекомендуемые художники
Назад в будущее: ипотечный кризис, Евровидение и другие катастрофы, предсказанные Босхом 500 лет назад
Назад в будущее: ипотечный кризис, Евровидение и другие катастрофы, предсказанные Босхом 500 лет назад
Назад в будущее: ипотечный кризис, Евровидение и другие катастрофы, предсказанные Босхом 500 лет назад
Назад в будущее: ипотечный кризис, Евровидение и другие катастрофы, предсказанные Босхом 500 лет назад
Назад в будущее: ипотечный кризис, Евровидение и другие катастрофы, предсказанные Босхом 500 лет назад

Реалити-шоу

Голые люди за стеклом? Каким-то непостижимым образом — через годы, через расстоянья — Иероним Босх не только увидел расцвет реалити-ТВ, но и предугадал название одного из первых и самых резонансных шоу.
Вообще, «Сад земных наслаждений» — это довольно подробное отображение современного телевидения, можно сказать, полная сетка
Трафаретная печать – это процесс воспроизведения изображений и надписей, при котором чернила проходят через сетчатую форму на печатную поверхность. На форме создаётся трафарет – области, непроницаемые для печатной краски. Краска, которая проходит через сетку, формирует печатное изображение. Читать дальше
вещания. Левая створка триптиха — это эфир официальных имперских телеканалов. Здесь царят благолепие и процветание, и если кто-то кого-то ест, то исключительно ради укрепления национальной идеи, восстановления исторической справедливости и тому подобных богоугодных задач. Центральная часть — развлекательный сегмент с интеллектуальными аттракционами вроде «Дома 2», «Последнего героя» и «Адской кухни». Ну, а правая створка — это, конечно, новости и сериалы телекомпании HBO.

Ипотечный кризис-2007

Если посмотреть на картину «Искушение святого Антония», на заднем плане можно разглядеть вполне современные здания. Не иначе, это высотки Уолл-стрит, а Антоний — святой человек, который лишь однажды поддался соблазну и взял ипотеку. Вы можете видеть, как в отдалении судебные приставы выносят имущество Антония — лестницу, тряпки, спутниковую антенну. Но и этого мало: Антоний со всех сторон окружен кредиторами — один из них даже пришел с молотком. Антоний — задумчив, в его глазах читаются вопросы: «где я ошибся?», «когда все пошло не так?». В самом деле, рынок недвижимости казался таким устойчивым. И только Босх в ХVI веке знал, чем все обернется. К слову, теме финансового кризиса посвящены многие работы Иеронима Босха. Поэтому его герои столь скудно одеты и часто обитают в дуплах.
Рекомендуемые работы
Юрий Валентинович Зорко. Полдень в Крыму
Полдень в Крыму
2000-е , 60×62 см
$541
Оригинал
Nina Rassen. "Космические Ксалахары все легенды вселенной "
  • Реклама
"Космические Ксалахары все легенды вселенной "
2023, 2000×3000 см
€200
Цифровая копия
Геннадий Николаевич Жихарев. Человек-дерево
  • Реклама
Человек-дерево
08.03.1989, 127×67 см
$20
Оригинал
Эдуард Поташев. Путь
  • Реклама
Путь
2024, 85×25 см
Владимир Сергеевич Барков. ПЕНТАТОНИКА
  • Реклама
ПЕНТАТОНИКА
Февраль 2022, 130×160 см
$10 839
Оригинал
Наталия Припутникова. Стрекоза-2
  • Реклама
Стрекоза-2
2023, 50×60×1.5 см
$271
Оригинал

Евровидение

Верно, группа «Lordi» и Кончита Вюрст перещеголяли самые смелые фантазии Иеронима Босха. Но в целом, направление, в котором будет развиваться главный песенный конкурс планеты в третьем тысячелетии, художник предсказал довольно точно: парад-алле типичных конкурсантов «Евровидения» можно обнаружить едва ли не в каждой его работе.

Что касается правой створки «Сада земных наслаждений», так называемого «Музыкального ада», ее искусствоведы трактуют неверно. Принято считать, что музыкальные инструменты, выполняющие функции пыточных орудий, появились у Босха, поскольку в его времена церковь считала грехом всякую полифоническую музыку. Это не так. «Распятие на арфе», заключение в барабан, флейта, размещенная там, где ей самое место, — все это коллективная мечта о воздаянии вполне конкретным финалистам. Это не то, чего Босх боялся сам или хотел напугать потомков. Это то, чем он грезил.

Автор: Андрей Зимоглядов