Регистрация

Реставрация да Винчи, Бернини, ван Лейдена и египетской пелены: новые открытия и первозданный вид

Мне нравится4       0  
Во Франции секреты раскрыл «Святой Иоанн Креститель» Леонардо да Винчи, в Риме снова сияет скульптура «Экстаз святой Терезы», а «Мадонна с младенцем» из Рейксмузеума опять приписана Лукасу ван Лейдену. Реставрации старинных шедевров - неизменно громкие истории в мире искусства: что обнаружили на этот раз?

«Экстаз святой Терезы»

Фото: marc-haegeman-photography.com
В Риме отреставрировали одно из самых известных религиозных произведений в мире — скульптура «Экстаз святой Терезы» (1652) Джованни Лоренцо Бернини, которая является центром интерьера церкви Санта-Мария-делла-Виттория.
Джованни Баттиста Пиранези, «Вид на фонтан дель Аква Феличе и термы Диоклетиана». На заднем плане — церковь Санта-Мария-делла-Виттория. Иллюстрация: milestonerome.com


В предыдущий раз этот шедевр эпохи барокко обновлялся не так давно — 19 лет назад. Но белый мрамор уже успели затемнить слои пыли и грязи, ведь церковь находится в оживлённом районе в центре Рима. Реставраторы рассчитывали только «почистить» скульптуру, однако неожиданно обнаружили, что камень в её тыльной части в 18 — 19 веке кто-то покрасил жёлтой краской.

Слева: фрагмент скульптуры со следами тестовой очистки. Фото: milestonerome.com

На «palchetti» — маленьких балкончиках слева и справа от статуи — были восстановлены в прежнем виде гирлянды, ангелочки и скульптурные портреты членов семьи Корнаро.
Джованни Лоренцо Бернини. Автопортрет в юном возрасте

Бернини высоко ценился при папском дворе, особенно во время понтификата Урбана VIII. По его заказу художник создал такие шедевры, как площадь Святого Петра, бронзовый балдахин в базилике святого Петра и фонтан Тритона. Следующий глава Католической церкви Иннокентий Х (Памфили) не выказывал такого интереса к искусству: с благословения Памфили Бернини создал лишь Фонтан Четырёх рек. Но мастер выполнял и частные заказы. Например, для кардинала Федерико Корнаро, который выбрал церковь Санта-Мария-делла-Виттория в качестве места своего захоронения и предложил художнику оформить её.

Джованни Лоренцо Бернини, «Автопортрет в юном возрасте» (1623)

Центральная группа «Экстаза» высечена из сияющего каррарского мрамора, и фигура Терезы, в восторге раскинувшейся на мягких облаках, настолько ассоциируется с чувственной негой, что зрители подчас забывают о духовных причинах её экстаза.

«Справа от себя увидела я маленького Ангела… и узнала по пламеневшему лицу его Херувима… Длинное, золотое копье с железным наконечником и небольшим на нём пламенем было в руке его, и он вонзал его иногда в сердце моё и во внутренности, а когда вынимал из них, то мне казалось, что с копьём он вырывает и внутренности мои. Боль от этой раны была так сильна, что я стонала, но и наслаждение было так сильно, что я не могла желать, чтобы кончилась боль» (из автобиографии святой Терезы, перевод Дмитрия Мережковского).



И снова о реставрации: дополнительное сияние скульптурной группе придает свет из окна за алтарным тимпаном, украшенного белым и жёлтым стеклом. Но через это же окно проникали дождевая вода и пыль, вредившие шедевру Бернини. Реставраторы герметизировали этот «источник загрязнения».

«Иоанн Креститель»

Восстановление работ Леонардо да Винчи — щекотливая тема для Лувра. Музей пережил настоящую бурю по поводу обновления «Мадонны с младенцем и святой Анной» (1503 — 1519) и с большими предосторожностями реставрировал «Прекрасную ферроньеру» (1490 — 1496). Теперь очередь дошла до «Святого Иоанна Крестителя» (1513 — 1516).
«СМИ оказывают на нас мощное давление, — признался Себастьян Аллар (Sébastien Allard), директор департамента картин. — Осторожность и прагматизм — вот наша доктрина».
«Мадонна с младенцем и святой Анной» Леонардо да Винчи до и после реставрации. Коллаж×
Коллаж (от фр. collage - наклеивание) – метод, применяемый в изобразительном искусстве и заключающийся в создании аппликации из различных фрагментов, разных по цвету и фактуре. Данным термином также обозначают работу, выполненную в этой технике. Первыми её привнесли в изобразительное искусство футуристы и кубисты, в частности, Пабло Пикассо и Жорж Брак. Они совмещали на холстах обрывки ткани, фотографий и обоев. Среди известных коллажистов - кинорежиссер Сергей Параджанов, который объединял фотографии, обрывки кружев, фарфор и высушенные растения.
Декораторский прием часто пробуют разнообразить живописными инструментами: кистью с краской или пером с тушью. Творческий жанр отличается пестротой и смелостью идей. Родственной техникой является ассамбляж, который подразумевает совмещение на одной поверхности разнообразных предметов и их частей. Большой популярностью сегодня пользуются фотоколлажи.
читать дальше
via next.liberation.fr
Эксперты неизменно спорят по поводу восстановления 15-ти дошедших до нас картин Леонардо. В 2011 — 2012 годах одни выступали за радикальное истончение слоя лака, покрывавшего его «Святую Анну», другие считали, что удаление должно быть более умеренным. После проведения работ реставраторов порой упрекали в том, что «лицо Мадонны местами потеряло контур». Скептики были обеспокоены и последующим восстановлением «Прекрасной ферроньеры», которое завершилось в 2015 году (картина отправилась в турне). Теперь пессимисты считают реставрацию успешной, поскольку «вмешательство было умеренным».
Фрагмент портрета «Прекрасная ферроньера» Леонардо да Винчи до и после реставрации
«Иоанна Крестителя» снимут с его места в Большой галерее в конце января. Последний раз картина подвергалась обработке в XIX веке. Тогда лак добавляли, чтобы «придать работе глубину». Он окислился, пожелтел и приобрёл коричневый оттенок, а между его слоями накопилась грязь. Шкуры животных на фигуре святого и крест в левой руке едва заметны на тёмном фоне. Когда картину изучили более внимательно, оказалось, что крест, напоминающий посох, окутан нежным светом, который ныне не просматривается.

Команду специалистов, которая будет работать над «Иоанном Крестителем», возглавит Регина Морейра (Regina Morieara), известная безупречным восстановлением рембрандтовского «Купания Вирсавии» (1654). За процессом станет наблюдать международный комитет из десяти экспертов. Лувр обещает, что все специалисты по творчеству да Винчи смогут поближе взглянуть на реставрацию. Это поможет выяснить, является ли «несколько грубый» рисунок руки и кисти результатом чрезмерно агрессивной чистки в XVI или XIX веке, либо это намеренная незавершённость, характерная для поздних работ да Винчи.

«Мадонна с младенцем»


Реставрация «Мадонны с младенцем» в Рейксмузеуме раскрыла новые факты, благодаря которым автором произведения вновь назван Лукас ван Лейден (1494 — 1533). Музей приобрёл картину в 1949 г., отнеся к Лукасу ван Лейдену. Однако позже в авторстве возникли сомнения, и её приписали к мастерской художника.

Исследования показали, что доска, на которой написана картина, датируется примерно 1530 годом и вырезана из того же дерева, что и крылья его знаменитого триптиха «Поклонение Золотому тельцу» (иллюстрация слева — фрагмент этой работы)

Под следами последней реставрации специалисты обнаружили более тонкие элементы, эффекты затенения и большую глубину, чем была видна ранее. Под краской на лице Богородицы была найдена красновато-коричневая штриховка, которую можно видеть на других работах художника. Не оставляет сомнений и манера письма, характерная для ван Лейдена.

Египетская пелена

Государственный музей изобразительных искусств им. Пушкина в Москве собирает средства на реставрацию уникальной египетской погребальной пелены II века н. э. Это один из шести сохранившихся в мире саванов того периода.


Этот погребальный саван был приобретён у египтолога Владимира Голенищева в 1909 году: тогда в мастерской Каира закрепили оригинальную ткань на дублировочной глютеновым клеем, и, натянув на подрамник, продали коллекционеру. Со временем красочный слой отслаивался, и ценному экспонату грозит полная утрата изображения.

Реставраторы рассмотрели пелену в ультрафиолетовом и инфракрасном свете, а также сравнили снимки при рассеянном и боковом освещении.

На данный момент собрано 72% необходимой для восстановления суммы. Проект включает физико-химическую и микробиологическую экспертизу с участием специалистов Всероссийского художественного научно-реставрационного центра, Государственного Эрмитажа, Лувра и Метрополитен-музея. И все это — под наблюдением широких зрительских масс: отличная «новая мода» в цеху реставраторов.
По материалам milestonerome.com, artdaily.com, theartnewspaper.com и museumconservation.ru
КомментироватьКомментарии
HELP