Регистрация

"Живопись - это не повторение природы, а преображение". Интервью с киевской художницей Ольгой Акаси

Мне нравится6       0  
На картинах Ольги Акаси много удивительного — одухотворенные взгляды, изящные жесты, прорезающий тьму свет, поэтичные названия, высочайшее мастерство исполнения. Но, возможно, самое удивительное — время создания этих работ: они написаны в XXI веке. «Артхив» расспросил художницу, как она создает свои полотна и рисунки, не прибегая к помощи машины времени.
Ольга Акаси. Бутон, 2003. Холст, масло, 76×52 см.

Ольга Акаси родилась в Киеве, в 1970-м году и по сей день остается киевлянкой. Работает в стиле старых мастеров, предпочитая жанр портрета. При этом ее картины не являются ни копиями, ни даже подражаниями — все они оригинальны. Работы Ольги Акаси можно встретить в частных коллекциях Украины, Франции, Японии, США и других стран.


Ольга Акаси. «Черно-белые страницы. Диптих. Карандаш, торшон.
— Ольга, у героев ваших работ нездешние, несовременные не только лица, глаза, но даже руки! Где вы находите своих моделей? Или все дело в глазах — ваших?

— О, натура! Иногда буквально на улице. Или знакомые знакомых. У кого есть силы позировать несколько часов. Иногда те люди, портреты которых я делаю. Ищу людей в соответствии со своими представлениями о человеческой красоте, глазах, руках, через которые я смотрю на мир. Перенести внешний вид человека на холст такой, какой он есть в повседневной жизни, — зачем? Репортажная съемка в красках? Зачем? Интересно показать человека изнутри. Модель можно разговорить, поставить в иные условия, и она проявляется другой. В каждом человеке есть красота. Надо ее достать из него или нее.
Ольга Акаси. Завтра найденный смысл, 2008
  • Сага о размышлении (Мифический диптих)
  • Мягкое символическое прикосновение
«Живопись — это не отображение реальности, не повторение природы, а преображение».
— Да, тем, кто сейчас, в 21-м веке, отдает предпочтение реалистической манере, «доброжелатели» часто задают вопрос: зачем соревноваться с фотоаппаратом?

— Никто ни с кем не соревнуется. При появлении кинотеатров театры не исчезли. Появился интернет, но книги не исчезли. Фотоискусство и живопись — разные виды искусства. Соревнуется тот художник, который пытается работать как фотограф, копируя красками фотографию. Вот эта «фотографичность» делает работу живописца как бы бессмысленной. «Прямо как на фотографии» — это как раз признак негативный для живописи. Искусство — это выбор, отбор. Живопись — это не отображение реальности, не повторение природы, а преображение.

— Вы выбрали не только реалистичность, но еще и стиль, атмосферу, сюжеты, недвусмысленно намекающие на старых мастеров. Не ищите легких путей?

— Интересно преодолевать сложное. Написать пластмассовый портрет а-ля Сафронов — минутное дело. И поэтому гордиться здесь нечем. Написать изящную улыбку, лукавый взгляд, светящийся как бы изнутри сложный цвет с десятками слоев — это работа и еще раз работа. Наверное, я трудоголик. Наверное, это амбиции — быть мастером. Писать портрет так, как это не делает никто другой — хотя бы здесь, в этой стране. Это не скромно, но здесь я достигла некоторых успехов. И человек. Мне интересен человек в живописи, кино, литературе. Мои портреты — не всегда заказные портреты. Я пишу портрет Паскаля, Макиавелли, Боэция, Абеляра, Лауры. Читаю их творения, про них, про их жизнь, погружаюсь в эту атмосферу. Реалистичность — потому что психология. Чужд например, абстракционизм, потому что нет психологии, мне не интересно.
  • Аниций Манлий Северин Боэций. Последний римлянин
  • Портрет Макиавелли
Картины слева направо:
— Рожденная в Сен-Жермэн-ан-Лэ, третья дочь Екатерины Медичи Маргарита де Валуа
— Портрет Блеза Паскаля, философа и математика
— «Вся суета земли скользила мимо…», или Портрет Лауры де Нова
— Юный Гамлет
— Все творческие люди любопытны, пробуют разное, ищут. У Малевича есть милые импрессионистские картины, у Пита Мондриана — вполне реалистичные пейзажи и натюрморты… Вы наверняка тоже экспериментировали с разными стилями и направлениями, пока не нашли свой?

— Эксперименты, конечно, были. Но у меня больше эксперименты чисто технического порядка. Я и сейчас постоянно экспериментирую. Но так или иначе всё было подчинено портрету. Человек, психология, взгляд, улыбка — вот главные эксперименты, и главная сложность.

— У вас в Фейсбуке есть интересная папка «Мои камертоны». Там пока не так много картин, которыми вы вдохновляетесь, но и из имеющегося понятно, насколько глубоко вы знаете и как тонко чувствуете старых мастеров, понятно, что не Гольбейном и Дюрером едиными И все же, кто те самые-самые, на которых вам просто физически необходимо взглянуть, когда грустно (или весело — и хочется, чтоб было еще лучше), когда устали, когда задерживается в пути вдохновение?

— Просто не хватает времени расширить эту папку. Надо будет обязательно это сделать. Это мне необходимо для работы, а не просто выложить картинку. И для себя, для собственного глаза — держать себя всегда в тонусе, ориентировать на сильных. И для тех, кто мне задает вопрос, подобный вашему. Часто использую эти камертоны в работе с учениками, на примере этих образцов объясняя, как, и что, и почему. В студии у меня огромное количество альбомов. Раньше скупала всё, что выходило. Сейчас меньше — в интернете много качественных репродукций в отличном разрешении появилось. Самые-самые для меня — это Ленардо да Винчи, Луини, Кристус, Рафаэль, Боровиковский, ранний Тициан, Кранах, Рембрандт, Энгр, Левицкий. Конечно, Жорж де Латур — как он работает со светом.
  • Инфанта, 2002
  • Лик Времени, 2004
Ольга Акаси. «Устами сна, в созвучиях тишины», 2008
— Ренуар говорил: «Лишь там, в музее, получаешь любовь к живописи, которую природа одна не в состоянии дать вам. Не перед прекрасным видом говорят себе „я стану художником“, а перед картиной». У вас есть такая картина?
Дмитрий Григорьевич Левицкий. Портрет великой княжны Елены Павловны

— «Портрет великой княжны Елены Павловны» Левицкого. Я тогда жила в доме, который рядом с Национальным музеем. А детсад находился рядом с Музеем Ханенко и Киевским музеем русского искусства. Меня часто приводили в эти музеи. В пять лет эта картина произвела на меня сильное впечатление. И тогда, кажется, впервые я захотела стать художником, чтобы сделать такое чудо. До сих пор считаю эту картину жемчужиной наших собраний.

«У меня в жизни не было ни одного толкового учителя. Я бы хотела быть учеником Рафаэля».
— Почему-то невозможно представить вас стоящей в восхищении перед «Черным квадратом» Малевича. Покупающей билет на выставку Дэмиена Херста. Ошибаюсь?

— Не ошибаетесь. Не интересны.

— Кто из современных художников вам интересен?

— Такие есть, но отвечу эгоистично — целиком и полностью поглощена собственным бесконечным совершенствованием.

— Вам комфортно жить в 21-м веке? На какой поменяли бы, будь такая возможность?

— У меня в жизни не было ни одного толкового учителя. Я бы хотела быть учеником Рафаэля.

— Вы носите кроссовки? Пользуетесь смартфоном?

— Кроссовки ношу в путешествиях. В условиях дикой природы. Очень люблю странствовать. Но это даже не кроссовки, а такая, знаете, треккинговая обувь со специальной подошвой, непромокаемые, крепкие. Потому что могу ходить по 10−20 километров. В городе кроссовки ношу, когда устраиваю на выходной длительные прогулки. Смартфоном не пользуюсь. У меня дорогой, хороший, но обычный телефон.

(на фото — Ольга Акаси)

— Какую музыку вы слушаете? Какие фильмы любите?

— Музыку слушаю разную. Очень люблю классическую. Это наша филармония. В последний раз была в восхищении от «Поэмы экстаза» Прокофьева, когда слушала это произведение в горах. Эта музыка так сочеталась с природой!

Очень ценю и уважаю Вакарчука. Джаз или блюз — в городе. Этно — на природе. Все зависит от настроения и окружения. Энергичное, испанское — во время прогулок или пробежек. Никогда — поп-музыка, эстрада. Никогда не слушаю радио, в такси прошу выключить. Не люблю потока внешнего шума и музыку как фон.

Кино? Авторское европейское. Идеал творчества в кино, чтобы было понятно, Бергман, Тарковский, Параджанов, Шепитько. Недавно смотрела много фильмов с Дорониной. Превосходная тонкая игра! Очень понравился Годфри Реджио, его всепланетный эпос. Из недавних новых — режиссер Юрий Быков.

— Как думаете, откуда у людей такая любовь к старине, что ее даже коммерчески эксплуатируют? Ведь большой популярностью пользуются винтажная или нарочно состаренная мебель, посуда, сделанные под старину открытки и афиши, есть даже лаки для ногтей с эффектом кракелюра!

— У человека всегда есть тяга к старому, истории, к прошлому. А когда все меньше создают оригинального сейчас, то эта тяга к старине увеличивается. Тяга с старому доброму проверенному временем. Это, наверное, психологическое объяснение. А с другой стороны, в вашем вопросе уже есть ответ — «коммерчески эксплуатируют». Производителю товаров легче использовать старые наработки, чем придумывать что-то новое.
  • Cherry Study, 2006
  • Мальчик с мороженым, 2001
Ольга Акаси. Дни и ночи наших странствий (фрагмент)
— Вернемся к вашему творчеству. Стиль вашей живописи требует особых приемов, материалов? Вы изучаете специально ремесленные секреты старых мастеров?

— Да, изучала. Много лет. Классический подход: как раньше художники изучали живопись мастеров, прежде чем самим становиться мастерами. Учителей у меня не было, таких, которые бы действительно что-то бы дали мне как ученику. Поэтому постигать все секреты приходилось самой. Буквально в музеях. Очень много в питерских и московских музеях. А своих учеников сейчас вожу в киевские музеи, чтобы рассказать и показать то, что в учебниках не прочитаешь и что ни один экскурсовод не расскажет. Материалы, краски — это все стандартно. Допустим, никогда не использую отечественный холст, потому что грубый, много узлов, а моя живопись требует идеального ровного холста. Поэтому обычно итальянский холст. Сотни кистей. Иногда за один рабочий день. Использую ли чьи-то наработки? Скорее, можно сказать, что использую собственные, к которым пришла в результате бесконечных экспериментов.

Заглавная иллюстрация: Ольга Акаси. Переплетение пальцев (деталь), 2004

За исключением портрета кисти Левицкого, все приведенные в материале произведения созданы художницей Ольгой Акаси.
Комментировать Комментарии
HELP