Регистрация

Кино на уик-энд: "Из машины". Климт и Поллок помогают сформулировать новые законы роботехники

Мне нравится3       0  
Две знаменитые картины в фильме «Из машины» (Ex Machina, 2015, реж. Алекс Гарленд) объясняют разницу между инстинктами и разумом, а также обозначают границу между абстрактным и реальным. Когда в сюжет требуется поддать философии, режиссер обращается к картинкам, притом высшей пробы — выходит доходчиво и эффектно.

О чем фильм?

Холостой программист Калеб (актер Донал Глисон) на неделю призывается в секретное поместье миллиардера Нейтана (Оскар Айзек), который между пьянками и похмельем создал искусственный разум и хочет, чтобы человек со стороны протестировал робота по имени Ава (актриса Алисия Викандер, которую мы скоро встретим в роли художницы Герды Вегенер в фильме «Девушка из Дании«). Калеб и Нейтан видят Аву насквозь: она почти бестелесна, потому ее «железо» буквально просвечивает сквозь изящную талию, а ее мозг и вовсе можно подержать в руках. Дело за малым: выяснить, способна ли эта симпатичная машинка думать по-человечески. Но вскоре после завязки и герои, и зрители с тревогой зададутся вопросом: кто, вообще, в этом треугольнике кого тестирует и какого Тьюринга в IT-лаборатории то и дело гаснет свет?..

Где здесь живопись?

В кабинете Нейтана висит огромное абстрактное полотно, в котором зритель должен легко признать «Номер 5» Джексона Поллока (оригинал сейчас принадлежит таинственному миллиардеру из Мексики — не исключено, тоже украшает кабинет). Картину показывают часто, долго и любовно, пока наконец перед ней и в связи с ней не происходит страстный диалог.

Герои обсуждают, всегда ли в основе человеческих действий — осознанное желание и представление о конечном результате. И приходят к очевидному выводу: если бы Джексон Поллок в моменты творчества не отключал свой разум или отказывался приниматься за работу, пока в его голове не созреет четкий план, он не то что этой картины не «набрызгал» бы — и штриха бы на плотно не нанес.
Джексон Поллок. Номер 5

В каталогах «Номер 5» Поллока часто изображают вертикально. В фильме же картина висит горизонтально — в конце концов, так она совпадает с форматом киноэкрана.

Впрочем, вряд ли в случае с работами Поллока можно говорить о том, как правильно. Достаточно вспомнить, как он создавал их. Картина лежала на полу, а он танцевал вокруг нее, разбрызгивая краску. Как тут определишь, где верх, а где низ? Ответа не найти. А вот повод для скандала — вполне. Недавно Музей американского искусства Уитни уличили в том, что картина Поллока «Номер 27» висела неправильно.

В интервью режиссер фильма «Из машины» Алекс Гарленд рассказывает о сцене, которая не вошла в финальный монтаж. Размышляя о том, что есть оригинал, а что копия, Нейтан создает точную копию купленного на миллионы полотна Поллока, потом смешивает две версии и уничтожает одну из двух одинаковых картин, сам не зная — копию или оригинал.

Сцена, надо полагать, яркая, но в этот фильм она не попала совершенно справедливо. Во-первых, эта выходка — скорее в духе Тони Старка (героя Роберта Дауни из комикса «Железный человек»). Во-вторых, «Из машины» — кино восхитительно минималистичное, как в смысле визуальности, так и в смысле нарратива. Уничтожение картины Поллока — слишком эксцентричное происшествие для него. Словом, режиссер отлично проявил себя, отсекая лишнее.
Не станем рассказывать, впечатление от какого сюжетного поворота усиливает картина Густава Климта, — чтобы не испортить удовольствие от просмотра. Будьте уверены: выбор не случайный — важен даже цвет платья героини портрета.
Густав Климт. Портрет Маргарет Стонборо-Витгенштейн

Густав Климт. Портрет Маргарет Стонборо-Витгенштейн

Отец Маргарет заказал этот портрет по случаю грядущей свадьбы дочери: ее ожидает новый статус, новая жизнь — и она на портрете вглядывается в будущее.

Маргарет — сестра знаменитого философа Людвига Витгенштейна, чьи труды Алекс Гарленд (а он не только срежиссировал «Из машины», но и сам написал его сценарий) проштудировал, прежде чем приступить к работе над фильмом. Имеются и другие намеки на этот счет. Миллиардер Нейтан — создавший робота герой Оскара Айзека — владеет крупнейшим поисковиком BlueBook, а так называется одна из книг Витгенштейна («Голубая книга»).

Кстати

Рисованием увлекается и робот Ава: она даже делает портрет своего визави. К премьере был создан сайт, где можно перекинуться с Авой парой слов и заказать ей свой портрет. Не упустите случая.

Вот, например, портрет вашего обозревателя, созданный роботом Авой. Кажется, Ава схватила самую суть: по сияющим глазам обозревателя видно, что он слишком часто любуется «Звездной ночью над Роной» Ван Гога.

Ждем в комментариях ваши портреты в исполнении Авы и впечатления о фильме.
Комментировать Комментарии  1
HELP