Регистрация

Большая культурная встряска: в Италии сменились директора двадцати музеев

Мне нравится4       0  
«Все поменять!» — как гром в музеях грянул. Впрочем, тучи сгущались давно, и теперь неэффективные музеи Италии переходят под новый менеджмент. С осени в сокровищницах страны приступают к своим обязанностям 20 новых директоров, отобранных по конкурсу. Некоторые престижные учреждения — включая Галерею Уффици во Флоренции, — впервые в истории будут управляться иностранцами. Но что неладно было в славном королевстве, и что за чудо-меры принимаются? Узнать — более чем интересно.
Новые руководители, в числе которых трое немцев, два австрийца, один британец и француз, а также четверо итальянцев, вернувшихся в страну из-за границы, были представлены в середине августа.

Италия пасёт задних

Зал в галерее Боргезе. Фото: Photoservice Electa via Meduza
Италия занимает первое место в мире по количеству памятников культуры (49 объектов в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО 2013 года), там хранятся произведениями Леонардо да Винчи, Микеланджело, Караваджо и других великих мастеров. Однако местные музеи находятся в удручающем состоянии.
Поразительно: ни одна итальянская галерея не входит в ТОП-10 самых посещаемых музеев мира. Лувр ежегодно привлекает 8,5 млн посетителей, Британский музей — 5 млн, а галерея Уффици, одна из главных туристических достопримечательностей Италии, — лишь 1,5 млн.
Полотно «Рождение Венеры» Сандро Ботичелли выставлено в Галерее Уффици. Достойное соперничество с «Джокондой» в Лувре! Однако показатели посещаемости об этом не свидетельствуют. Пока что…

Но что неладно в славном королевстве?

Музеям и художественным галереям уже давно мешают старомодные сайты, многие из которых содержат тексты только на итальянском, внезапные закрытия залов и целых комплексов, отсутствие средств, тотальная бюрократия и профсоюзы.

Как пишет сайт Meduza, 24 июля у билетных касс в Помпеях выстроилась очередь из более двух тысяч человек, потому что профсоюзы решили созвать внеочередное собрание, и город-призрак попросту некому было охранять.

Вот ещё несколько моментов:
— из-за плохого состояния в Помпеях закрыты для посещений 50 из 73-х домов: туристам находиться там опасно;
— в ноябре 2010 года обрушилась гладиаторская школа Скуола Арматурарум; три года спустя ЮНЕСКО предъявила ультиматум: либо Италия обеспечит хотя бы минимальный уход за памятниками Помпей, либо город будет вычеркнут из списка Всемирного наследия;
— из-за скудного государственного финансирования обслуживать 3 тысячи итальянских музеев, 100 тысяч церквей и капелл вынуждены всего 453 искусствоведа;
— музеи своей страны посещают менее 10% населения Италии, тогда как в Англии, Франции и США эти показатели выше в два — три раза.

«Давид», мраморная статуя работы Микеланджело, — главная достопримечательность галереи Академии во Флоренции. Еще один верный «кандидат» на привлечение большего внимания публики!
С оглядкой на эту печальную картину правительство страны решило объявить конкурс на замещение постов директоров 20-ти музеев. Восемь месяцев назад на сайте журнала Economist было размещено соответствующее объявление. Несмотря на жёсткие требования и невысокие зарплаты (от 78 тыс. до 145 тыс. евро в год, тогда как директор Метрополитен-музея получает более миллиона долларов), на него откликнулись 1222 претендента.

Кто они, мастера культуры?

Каждый, кто приезжает в Рим, должен посетить галерею Боргезе, утверждает сайт Walks of Italy
Теперь в авангарде культурных реформ в Италии встанут четырнадцать искусствоведов, четыре археолога и специалисты по менеджменту в сфере культуры. Средний возраст директоров составляет 50 лет (что считается молодостью для руководителей в Италии), половина из них — женщины.
Картина «Чудо святого Марка» кисти Тинторетто «прописана» в Пинакотеке Брера. Все ли слышали об этом музее?
Помимо ежедневного менеджмента, новым боссам им придётся подумать над обновлением культурных программ, которые впечатлят местных жителей и иностранцев, и творчески подойти к финансовым вопросам. Например, найти альтернативные пути пополнения бюджетов через благотворительные пожертвования, — перед лицом сильно похудевшей государственной казны.

Главой Пинакотеки Брера — ведущей художественной галереи Милана, где хранятся произведения Рафаэля, Рубенса, Тициана, Тинторетто и Караваджо, — стал британско-канадский гражданин Джеймс Брадбёрн (James Bradburne).

«Италия управляет примерно восьмьюдесятью процентами культурного наследия всей Европы. После войны она создала грандиозную структуру, призванную заботиться о нём. Проблема в том, что эта система стала очень громоздкой и неэффективной», — считает он.

Брадбёрн, музейный куратор с более чем 30-летним стажем, ранее руководил Музеем декоративного искусства во Франкфурте и был главой департамента образования в Музее науки Немо в Амстердаме.
В Пинакотеке Брера. Фото: Massimo Di Nonno / Getty Images via Meduza

Галерею Уффици — дом «Поклонения волхвов» Леонардо, «Венеры Урбино» Тициана и автопортрета Рафаэля, — возглавит Эйке Шмидт (Eike Schmidt), 47-летний немецкий искусствовед, которые ранее занимал должности в Институте искусств Миннеаполиса, Национальной галерее искусств в Вашингтоне и Музее Пола Гетти в Лос-Анджелесе.

«У меня до сих пор дрожат руки, — признался он итальянской прессе. — Я надеялся возглавить галерею Боргезе в Риме, а Уффици была далёкой мечтой. Я жил и учился во Флоренции в течение семи лет, и всегда буду в долгу перед городом».
«Положение во гроб» Рафаэля — одна из жемчужин коллекции галереи Боргезе в Риме
Заметим в скобках, что руководитель галереи Боргезе Анна Колива (Anna Coliva) оказалась единственным директором, который сохранил свой пост. И это несмотря на то, что этим летом из-за удушающей жары в зале деформировалась картина Рафаэля «Положение во гроб»: в течение полугода просьбы отремонтировать кондиционер в помещении оставались без внимания.

Согласные и негодующие

Галерея Академии во Флоренции — дом не только для Давида Микеланджело, но и для множества других скульптур. Фото: museumsinflorence.com
Однако, сменив директора галереи Уффици Антонио Натали (Antonio Natali) на немца, правительство спровоцировало негативную реакцию со стороны многих кураторов и искусствоведов. Наиболее громко заявил о своём несогласии арт-критик Витторио Сгарби (Vittorio Sgarbi). На одном из телешоу он заявил, что наём такого количества иностранцев — это «пощёчина народу Италии», а методы отбора назвал «глубоко несправедливыми и неправильными».

Стоит отметить, что Сгарби — автор книги «Сокровища Италии. Предчувствие Ренессанса», в предисловии к которой много говорится о прискорбном состоянии итальянских музеев.

Фото: lettera43. it

«Поцелуй» Франческо Айеца, одного из ведущих художников эпохи романтизма середины XIX века, из Пинакотеки Брера
Другой искусствовед, Филиппе Даверио (Philippe Daverio), назвал назначения «абсурдным выбором». «Эти решения показывают, что правительство выбросило полотенце», — сказал он газете Corriere Della Sera.
Рафаэль Санти. Обручение Богородицы

А бывший директор Галереи Академии во Флоренции Анджело Тартуфери (Angelo Tartuferi), которого заменит 48-летняя немка Сесил Хольберг (Cecilie Hollberg) — резко ответил на реплику министра культуры Италии Дарио Франческини (Dario Franceschini). Тот сказал, что новые руководители должны «наверстать упущенное за десятилетия». «Италия изобрела методы музейного курирования, так что вообще-то немецкие специалисты обязаны тут учиться», — парировал обиженный менеджер.


Слева: Рафаэль Санти, «Обручение Девы Марии». Пинакотека Брера, Милан

Но другие эксперты поддержали новые назначения. Акилле Бонито Олива (Achille Bonito Oliva), профессор истории искусств римского университета Ла Сапиенца сказал: «Наконец в Италии восторжествовала меритократия». В свою очередь арт-директор мадридского музея Тиссена-Борнемисы Гильермо Солана задал в Твиттере лаконичный вопрос: «Когда же и в Испании?».
Ещё один шедевр из собрания Галереи Уффици — «Благовещение» Леонардо да Винчи
Впрочем, так ли важна национальная принадлежность, когда речь идёт о мировом художественном наследии? Джеймс Брадбёрн уверен, что через десять лет новое поколение музейных директоров из Италии будет готово трансформировать культурное пространство.
«Мы стоим на пороге изменений и оптимизма. Италия много раз становилась во главе искусства; настало время вернуть ей это лидерство», — сказал он в интервью The Guardian.
Главная иллюстрация: канцлер Германии Ангела Меркель осматривает Галерею Уффици. Фото: Alamy
Комментировать Комментарии
HELP