войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Мошенник по имени Микеланджело и фальсификатор из сарая: происхождение подделок и мотивы их создателей

Поразительные истории собраны в книге о «сокровищах», обманувших даже признанных мировых экспертов, включая специалистов Британского музея. Американский арт-историк и романист Ной Чарни (Noah Charney) в своей работе «Искусство подделки» с ловкостью фокусника потчует нас подробностями о работе их создателей, один из которых стал гигантом эпохи Возрождения, а другой работал в садовом сарае.
Мошенник по имени Микеланджело и фальсификатор из сарая: происхождение подделок и мотивы их создателей

Сначала – мастер-фальсификатор?

До того, как мир услышал о Микеланджело Буонаротти, наиболее ценными скульптурами на итальянском арт-рынке эпохи Ренессанса были древние римские мраморные статуи.
Из нескольких биографических источников известно, что даже такой великий художник, как Микеланджело,


Из нескольких биографических источников известно, что даже такой великий художник, как Микеланджело, не гнушался умышленно подделывать свои изваяния «под древнеримские». И это никак не запятнало его репутацию. Напротив, успешный обман помог ему в начале блестящей карьеры, показав, что у Микеланджело есть технические навыки и творческий гений, соперничающий с мастерством его предков.

Паоло Джовио, первый биограф Микеланджело, описывал, как молодой скульптор высек мраморную статую «Спящий Амур» («Спящий купидон») и придал ей вид античной. Затем она была продана кардиналу Раффаэлю Риарио (Cardinal Raffaele Riario), внучатому племяннику папы Сикста IV и крупному коллекционеру римских древностей (который, возможно, должен был разбираться в них получше).
Тинторетто. «Венера, Вулкан и Марс» (фрагмент)
Тинторетто. «Венера, Вулкан и Марс» (фрагмент)
Обнаружив подлог, Риарио обратился к торговцу антиквариатом Бальдассаре дель Миланезе (Baldassare del Milanese), продавшего ему «Амура». Тот принял «Спящего купидона» обратно и выставил на продажу уже под именем реального автора, который входил в моду. Дилер не прогадал, потому что спустя несколько лет Микеланджело обрёл настоящую славу как автор пьеты, которая была установлена в базилике Святого Петра в Риме.
  • Микеланджело Буонаротти, «Оплакивание Христа» (пьета), фрагмент
  • Микеланджело Буонаротти, «Оплакивание Христа» (пьета), фрагмент
После создания выдающегося «Оплакивания Христа» (пьеты) между 1498 и 1499 годами ранние подделки Микеланджело были переоценены
Став жертвой обмана, кардинал Риарио (иллюстрация слева) нисколько не разозлился. Мало того, он стал



Став жертвой обмана, кардинал Риарио (иллюстрация слева) нисколько не разозлился. Мало того, он стал первым покровителем Микеланджело в Риме, заказав ему ещё несколько работ.

Это один из примеров повторяющейся истории: успешный обман не всегда вызывает ярость у того, кто мнит себя экспертом, — иногда он проникается симпатией к фальсификатору.
Между тем, «Спящий Амур» — далеко не единственный «фейк» авторства Микеланджело. Известный биограф Джорджо Вазари отмечал: «Он также подделывал рисунки старых мастеров так искусно, что копии были неотличимы от оригиналов, он коптил и тонировал бумагу, чтобы „состарить“ её. У него была возможность взять оригинал и подменить его копией».
Увы, сейчас мы не знаем, какие рисунки стали объектами этого «ренессансного мошенничества». Но история даёт представление об образе мыслей великого художника, который, кажется, был также великим фальсификатором и вором, и демонстрирует тонкую грань между художественным гением и криминалом.

Мастерская в садовом сарае

16 ноября 2007 года неудавшийся 46-летний художник Шон Гринхалж (Shaun Greenhalgh) был признан виновным в изготовлении и сбыте подделок невиданных до тех пор масштабов и разнообразия. Его родители, 80-летние Олив и Джордж, также были осуждены за участие в сложном плане продаж произведений своего сына. За 17 лет семья сбыла более 120 фальшивых произведений искусства, заработав не менее £ 825 тыс.
Они обвели вокруг пальца экспертов таких учреждений, как Christie’s, Sotheby’s и Британский музей. Скотланд-Ярд до сих пор опасается, что более сотни подделок там помечены как оригиналы.
Семья Гринхалж: Шон, Джордж и Олив
Семья Гринхалж: Шон, Джордж и Олив
Обычно фальсификаторы специализируются на произведениях в стиле определённого художника или периода. Гринхалж же производил буквально всё — «древнеегипетские» статуи, телескоп 18-го века и акварели века 19-го, скульптуры «под Барбару Хэпуорт» середины 20-го века и так далее. Поймали же его на простейшей оплошности: в попытке подделать древний ассирийский барельеф, он сделал ошибки в нескольких словах клинописи.
  • «Ассирийская» резьба по камню, выполненная Шоном Гринхалжем
  • Этот «Фавн» радовал поклонников Поля Гогена в Чикаго, пока не был объявлен подделкой в 2007 году
Шон Гринхалж не имел формального художественного образования, но его отец Джордж, инженер-чертёжник, поощрял увлечение сына рисованием. Однако после того как несколько галерей неоднократно отвергли картины Шона, тот заимел зуб на мир искусства.
Чтобы отомстить художественному сообществу и заодно поправить семейный бюджет, члены семейства Гринхалж придумали план. Они продавали поделки сына, используя старые аукционные каталоги с расплывчатыми характеристиками вроде «антикварные вазы, возможно римские». Шон делал искусственно состаренную вещь, подходящую под описание, и эксперты попадались в ловушку, «обнаружив» старый провенанс для нового арт-объекта. По словам Шона, он создавал свои творения «в садовом сарае на заднем дворе».
Сыну помогал отец, который исполнял роль обаятельного инвалида в коляске, убеждая экспертов, что под



Сыну помогал отец, который исполнял роль обаятельного инвалида в коляске, убеждая экспертов, что поддельные произведения искусства передавались в его семье из поколений в поколения. Джордж никогда не указывал прямо на происхождение объекта, но оставлял намёки. Идя по ним, как гончие по следу, специалисты самостоятельно делали «крупные открытия».

Экспертам всегда предоставляли возможность прийти к выводу, что перед ними — объект, указанный в провенансе и до сих пор считавшийся утерянным.
Это оригинальное древнеримское серебряное блюдо, найденное близ Корбриджа. На нём изображены боги и 
Это оригинальное древнеримское серебряное блюдо, найденное близ Корбриджа. На нём изображены боги и богини — Минерва, Диана, Юнона, Веста и Аполлон. Поднос, помещённый на алтарь, предназначался для пожертвований в виде фруктов, кусков мяса и т. д.
Так, например, существуют записи 1736 года о некоем пахаре, который обнаружил в графстве Дербишир серебряное храмовое блюдо времён римской оккупации Британии. Он распилил его на куски, которые раздал своим друзьям в качестве сувениров. С тех пор никаких упоминаний о находке не встречалось. В 1991 году Гринхалжи предложили серебряное «древнеримское» произведение Британскому музею.
Они купили относительно недорогие оригинальные римские серебряные монеты и переплавили их в миниатюрной печи. Затем Шон создал блюдо, сделав линии припоя видимыми, как если бы оно было реконструировано в соответствии с описаниями. Британский музей купил этот «шедевр».
Из садового сарая появились скульптуры «от» Константина Бранкузи, Гогена и Мана Рэя, бюсты Джона Адамса и Томаса Джефферсона, картины «под» Отто Дикса, Л. С. Лоури и Томаса Морана, чьи работы, как хвастал Шон, он мог «намалевать за полчаса». Двумя самыми прибыльными его творениями были 20-дюймовая скульптура египетской принцессы Амарны из кальцита, обозначенная 1350 — 1334 годами до н. э., и ассирийские каменные рельефные таблички (ок. 700 года до н. э.).
Статуя принцессы Амарны в 2003 году была продана музею Болтона в британском графстве Ланкашир за £ 4
Статуя принцессы Амарны в 2003 году была продана музею Болтона в британском графстве Ланкашир за £ 440 тыс. Это одна из самых удачных афер семьи Гринхалж
Ассирийские рельефы, якобы из дворца Сеннахирима в Месопотамии, дали повод для первых подозрений в о



Ассирийские рельефы, якобы из дворца Сеннахирима в Месопотамии, дали повод для первых подозрений в отношении Гринхалжей. Специалисты Британского музея, куда «древности» принесли на аутентификацию, нашли орфографические ошибки в клинописи.

История Шона Гринхалжа и его семьи показывает, как фальсификаторы стремятся обмануть арт-сообщество, мстя за пренебрежение их собственными оригинальными произведениями. Как сказал детектив Ян Лоусон из Скотланд-Ярда, «[Шон] считал, что заткнул за пояс многих людей, которые назывались знатоками». Но, в отличие от большинства фальсификаторов, которые, кажется, наслаждаются своей скандальной славой, Шон Гринхалж отказался давать интервью и избегал внимания после того, как вышел из тюрьмы в 2011 году.
Вольфганг Бельтракки, один из самых известных мошенников наших дней, освободившись из заключения, от
Вольфганг Бельтракки, один из самых известных мошенников наших дней, освободившись из заключения, открыл в мае 2015 года выставку собственных произведений под названием Freiheit, «Свобода»
Но для тех, кого отверг мир искусства, Шон Гринхалж стал кем-то вроде народного героя, эдакого Робин Гуда. Впечатление усиливалось и тем, что для его семьи прибыль не была главной мотивацией. Несмотря на солидный доход, они продолжали жить скромно. Когда Шона спросили, почему он предпочитал держать деньги в банке, он ответил: «У меня в шкафу есть пять совершенно новых пар носков. Чего мне ещё хотеть?».
Конечно, две истории из прошлого и настоящего, приведённые в работе Ноя Чарни, — далеко не единствен



Конечно, две истории из прошлого и настоящего, приведённые в работе Ноя Чарни, — далеко не единственные случаи мошенничества. «Умельцы», подделывающие арт-объекты, существовали и будут существовать до тех пор, пока живо само искусство. Какие бы мотивы — мести, наживы или самореализации — не двигали этими людьми, книгу «Искусство подделки» наверняка придётся ещё не раз дополнять и переиздавать.

Рекомендуемые работы
Эдуард Иосифович Базилянский. Тёплый вечер
Тёплый вечер
1993, 50×70 см
$2 131
Оригинал
Роман Анатольевич Зеленцов. Программа передач
  • Реклама
Программа передач
Райан Валдем. Крутой Микки
  • Реклама
Крутой Микки
Февраль 2024, 80×80 см
$535
Оригинал
Ildar Kozhaev. Spotted dog cooler RGB
  • Реклама
Spotted dog cooler RGB
XXI век, 140×110 см
Kristina Bondarenko. Ok
  • Реклама
Ok
XXI век, 21×15 см
$54
Оригинал
Kristina Bondarenko. Два
  • Реклама
Два
XXI век, 30×25 см
$80
Оригинал
Анна Андреевна Чернядьева. Объёмная Белая интерьерная картина
  • Реклама
Объёмная Белая интерьерная картина
70×70 см
$193
Оригинал
Главная иллюстрация: поддельная и оригинальная картины Фрэнка Уэстона Бенсона на выставке в Музее американского искусства в Новой Британии
По материалам статьи The secrets of the master forgers на BBC Culture