Регистрация

Арт-криминал: фальшивый Джакометти, возвращённый Матисс и недовольство в семье Гуггенхайм

Мне нравится2       0  
Швейцарский художник и скульптор Альберто Джакометти, чья работа недавно побила рекорд аукционной стоимости среди скульптур, пользуется популярностью ещё и среди мошенников. В Германии вокруг подделки под «Шагающего человека» разворачивается нешуточный скандал! Тем временем, наследники владельцев полотен Матисса и Либермана из коллекции Гурлитта готовятся забрать произведения из хранилища, а внук Пегги Гуггенхайм не даёт покоя управляющим коллекцией его легендарной родственницы.
В материале использованы сведения из источников artdaily.com, news.artnet.com, The Art Newspaper, The Guardian, официальных сайтов музеев.

Не так шагаешь, человек!

Печальная судьба постигла группу мошенников, которые настойчиво пытались сбыть фальшивую скульптуру Альберто Джакометти «Шагающий человек». Три сделки подряд были сорваны, пока на четвёртый раз дилеры не нарвались на детектива под прикрытием. Так и подмывает спросить: ребята, что ж вы намёков-то свыше не понимаете?
Существует множество подделок скульптуры Альберто Джакометти «Шагающий человек»
Как сообщает Süddeutsche Zeitung, в состав группы входили пять человек. 67-летнему эксперту Вольфу Г. и 60-летнему арт-дилеру по имени Ганс К. были предъявлены обвинения в мошенничестве и подделке документов. Бывшая жена Вольфа, Ульрике Г., а также 63-летняя адвокат и её 92-летняя мать обвинены в соучастии.


Вольф Г. приобрёл фальшивую скульптуру в 2008 году по бартеру у члена группировки во главе с Робертом Дриссеном (Robert Driessen) — скульптором, чьим «профилем» были подделки «под Джакометти». Дриссен (на фото слева) с подельниками надеялись сколотить 8 млн евро на продаже фальшивок, но в 2011 году были раскрыты. На складе полицейские обнаружили свыше тысячи бронзовых скульптур. Все находки были отправлены на переплавку, но, как видно, часть подделок уже были «слиты» на рынок.

В марте 2009 года Вольф Г. попытался заинтересовать поддельным «Идущим человеком» аукционный дом в Швейцарии, запросив за него $ 5,3 млн. Однако местный эксперт распознал копию и отправил её обратно. Тогда фальшивку попытались сбыть в частной сделке за € 350 тыс., но коллекционер не смог расплатиться. Третьей мишенью жуликов стало отделение Sotheby’s во Франкфурте, и там копию снова «завернули».
Когда же предприятие увенчалось успехом и скульптура была продана за $ 1,6 млн, оказалось, что покупатель — следователь под прикрытием.
Немецкая пресса уже сравнивает «дело о фальшивом Джакометти» с историей арт-мошенника Вольфганга Бельтракки, которого в январе нынешнего года досрочно освободили из тюрьмы.

Матисс и Либерман, на выход!

Германия завершила реституцию двух самых ценных произведений из спорной «коллекции Гурлитта», сообщает Wall Street Journal. Наследников бывших владельцев «Женщины с веером» Анри Матисса (1923) и «Всадников на берегу» Макса Либермана (1901) известили, что они могут получить полотна из хранилища в Мюнхене.
Адвокат семьи Розенберг Кристофер Маринелло с возвращённой картиной. Фото: Вольф Хайдер-Савалл/The Art Recovery Group
«Коллекция Гурлитта», насчитывающая более 1200 работ, была изъята в 2012 году из квартиры в Мюнхене, где жил Корнелиус Гурлитт. Он унаследовал произведения искусства от своего отца, составлявшего собрание для художественного музея, который Гитлер планировал открыть в Вене. Некоторые работы были отняты нацистами у владельцев насильно или проданы под давлением.
Так, «Женщину с веером» изъяли у арт-дилера Пола Розенберга. Теперь его потомки заявили: «Другие жертвы нацистских преследований могут почувствовать воодушевление от того, что безоговорочное возвращение произведений искусства по-прежнему возможно, и, прежде всего, что время не является препятствием для правосудия».
Макс Либерман, «Всадники на берегу» (1901)
Представитель Давида Торена (David Toren), которому возвращена картина Либермана, сказал WSJ, что полотно планируется забрать «как можно скорее, а то кто знает, что может случиться…».

Чего хотела бабушка?

А вот наследники Пегги Гуггенхайм недовольны судебным вердиктом в тяжбе с менеджментом её коллекции и подают апелляцию.
Коллекционер из США Пегги Гуггенхайм в 1968 году стоит перед картиной Пикассо «На берегу» в музее в Венеции. Фото Тони Ваккаро/Getty Images
В нежном возрасте 13 лет Пегги Гуггенхайм унаследовала немыслимые богатства, когда её отец Бенджамин, сталелитейный магнат, погиб на «Титанике». Она стала собирать коллекцию современного искусства, куда среди прочих вошли работы Кокто, Пикассо, Миро, Матисса и Дали. Бесценные произведения наследница демонстрировала во дворце Venier dei Leoni на Большом канале в Венеции, купленном специально для этих целей. Незадолго до своей смерти в 1979 году Пегги Гуггенхайм передала палаццо и коллекцию из 326 работ в управление Фонда Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке.
Палаццо Venier dei Leoni на Большом канале в Венеции, где находится коллекция Пегги Гуггенхайм. Фото: Canalgrandevenezia. it
Но теперь, как сообщает The Guardian, один из внуков Пегги, Сандро Рамни (Sandro Rumney), запустил судебный процесс, настаивая, что коллекция должна быть восстановлена в первоначальном виде. «Согласно пожеланию Пегги Гуггенхайм, собрание должно оставаться нетронутым», заявил истец.
Он недоволен тем, что во дворце сейчас выставляются полотна из других собраний, что, якобы, нивелирует работу его родственницы. Например, в 2013 году в залах были вывешены 94 картины из коллекции Гуггенхайма и 75 — из коллекции Ханнелор и Рудольфа Шулхоф.
Сальвадор Дали, «Рождение жидких желаний» (1931−32). Масло и коллаж на холсте. Коллекция Пегги Гуггенхайм
Помимо этого внук желает, чтобы во внутреннем саду палаццо «была защищена» доска, отмечающая место захоронения пепла Пегги — это место, по мнению Сандро Рамни, было «осквернено».
Апелляцию будут рассматривать во Франции, где живут истец и его дети. Ранее суд низшей инстанции отклонил жалобу на основании того, что в 1990 году было объявлено, что коллекцию нельзя рассматривать как «защищённую».
  • Аршиль Горки, «Без названия» (1944). Коллекция Пегги Гуггенхайм
  • Василий Кандинский, «Пейзаж с красными пятнами №2» (1913). Коллекция Пегги Гуггенхайм
В свою очередь Фонд Гуггенхайма заявил, что «гордится тем, что более 30 лет добросовестно соблюдал волю Пегги Гуггенхайм, сохранял коллекцию нетронутой», восстанавливал дворец и сделал его «самым посещаемым музеем современного искусства в Италии».
Пауль Клее, «Портрет госпожи П. на юге» (1924). Коллекция Пегги Гуггенхайм
Все истории, вошедшие в этот дайджест, объединены под знаком торжества справедливости. Однако во всех трёх случаях этого только предстоит достичь: мошенники с фальшивкой Джакометти должны получить сроки, наследники жертв нацизма — принадлежащие им картины, а внук Пегги Гугенхайм — моральное удовлетворение или повод для очередного скандала.
КомментироватьКомментарии
HELP