Регистрация

Мода и картины: уникальная выставка исторического костюма "Музей-Couture" в Киевском музее им.Ханенко

Мне нравится6       0  
В киевском Музее западного и восточного искусства им. Богдана и Варвары Ханенко проходит «месяц высокой моды». В роскошных интерьерах старинного особняка на выставке «Музей-Couture» представлены исторические костюмы XIV—XX вв. — начиная от средневековой готики и заканчивая модерном. Наряд сестры Наполеона, в котором она выходила замуж и платье инфанты Маргариты, рыцарские доспехи и рубаха с оборочкой, как на «Автопортрете» Дюрера… Около 30 изысканных нарядов, созданных к выставке — сказочная экскурсия!

Создатели нарядов — дизайнеры студии «Десятое королевство», вдохновленные произведениями искусства старых мастеров.
Нам удалось не только взглянуть на «блистательное дефиле», но и узнать тонкости и причуды исторической моды у главного создателя прелестных костюмов — Екатерины Ляшенко.

Блеск Средневековой готики XIV века

  • Жан І де Бурбон и его супруга (Гербовник Оверни Гийом Ревель, 1401-1500, Национальная библиотека в Париже)
  • Неизвестный художник, миниатюра "Битва при Невилз Кросс", 1414г. (Жан Фруассар "Хроники", Муниципальная библиотека в Безансоне)
— Эти средневековые костюмы мы нашли на миниатюрах XV в. Кавалер и дама одеты в геральдическую одежду, которую надевали исключительно на важные церемонии — коронацию или венчание. Женское платье «катарди» полностью расшито геральдическими эмблемами, причем только одна сторона — «женская», где изображен герб ее рода, а другая сторона — с эмблемой рода супруга. Наша дама — англичанка: у нее английский герб, золотые лилии на синем фоне и золотые леопарды на красном. На мужчине — свадебный костюм с длинными широкими рукавами.



— У замужних дам голова и шея полностью закрыты, но сквозь прозрачную ткань можем «подсмотреть» прическу. Думаете, принцесса Лея из «Звездных войн» щеголяла фантастической прической? Отнюдь!

- …Еще средневековые женщины закручивали волосы жгутиками и наматывали по бокам — получалась «ракушка улитки». А волосы, заплетенные в косы и накрученные так, как представлено у нас, — такая прическа называлась «бараньи рога».

Мода позднего Средневековья

— В XV в. Бургундия диктовала моду всей Европе. Очень модна была завышенная линия талии и S-образный силуэт, когда женщины казались «в положении». Что ж, в то время дамы, вынашивающие дитя, очень почитались, — это было связано с культом Богородицы.
  • Луазе Льеде и Поль Фрюи, миниатюры 1472 г. к "Истории Карла Мартелла" Давида Обера. Музей Гетти
  • Луазе Льеде и Поль Фрюи, миниатюры 1472 г. к "Истории Карла Мартелла" Давида Обера. Музей Гетти
— Основных элементов одежды было три: рубашка, нижнее и верхнее платье. Интересно, что кроме рубашки, другого белья женщины не носили, в то время как у мужчин были «брэ» (предшественники кальсонов, трусов). Верхнее платье из очень дорогой ткани никогда не стирали, его проветривали на солнце, чистили. А те части, которые затирались — отпарывали и меняли на новые.
Чулки (шоссы) изначально были исключительно мужским элементом одежды, они завязывались каждый отдельно.
Рогир ван дер Вейден. Портрет дамы

— Головной убор «атур» превращал средвневековых девушек в сказочных фей, он мог доходить до одного метра длиной (!) в зависимости от знатности дамы. Под такой убор дамы выбривали брови и волосы, чтобы лоб казался выше, и атур одевали на самую макушку.

А мужской головной убор «шапирон» получился от капюшона с пелериной, как носил Робин Гуд. Когда было жарко, его закатывали и носили на голове, а сверху был хвостик, — мужчинам понравилось так ходить и головной убор начали кроить отдельно.

— Обувь называлась «пулены», причем правая от левой ничем не отличалась, они становились таковыми в процессе носки. Подошвы были деревянные, и женские пулены носились как шлепанцы. Носки доходили до 50 см, а если они мешали ходить, то их подвязывали к ноге, иногда даже подвешивали бубенчики.

— Пояс был очень важным аксессуаром.
Он говорил о высоком статусе его обладателя и даже о его состоянии. Чем роскошнее пряжка, металлические накладки и наконечник, — тем богаче человек. Все металлические элементы поясов на выставке нам отливали мастера по историческим формам соответственно эпохе и стране.

Доспехи герцога Зигмунда, ХV в. Германия

— Наш доспех, реконструкция конного доспеха герцога Зигмунда, — сделан из каленой стали и весит около 25 кг. Под доспехи одевали куртку — армдублет, подбитый холщовой тканью до 20-ти слоев. На руки — варежки, которые позволяли прекрасно фехтовать мечем, а на ноги сабатоны с очень длинными носками, чтобы ноги рыцаря держались в стременах. При необходимости носки снимались оруженосцем и воин мог ходить.
  • Рыцарские доспехи Зигмунда, сына Фридриха IV Габсбурга, 1485. Музей истории искусств, Вена
  • Реконструкция доспехов Зигмунда, сына Фридриха IV Габсбурга

Италия в XVI в. – законодательница мод

— Переворот в сознании происходит в период Ренессанса, когда начинают подчеркивать красоту тела. Происходит и революция в тканях — научились делать ткань белее и тоньше. Чем тоньше и белее рубашки, тем выше статус. Комплект рубашек стоил баснословных денег, поэтому белые рубашки всячески старалась показать и делали множество разрезов на одеждах — особенно на рукавах.
— Оборочку на мужской рубашке, как на «Автопортрете» Дюрера, мы делали вручную параллельно по кругу восьмью иголками — на это ушла неделя. А вот его причудливый головной убор для того времени — не исключение. Молодые люди могли наматывать как угодно на голове ткань, а на следующий день так ходил весь город!
Альбрехт Дюрер. Автопортрет
Костюм венецианки XV века
Якопо Тинторетто. Молодая венецианка


— Модницы-венецианки носили корсеты, любили разрез спереди, крахмалили воротнички и обязательно делали очень низкую линию декольте. Грудь, правда, прикрывали прозрачными пелеринками — шемизет. И обязательно делали красивые прически — заплетали косы, украшали волосы жемчугом.

- … Почему мы часто на картинах видим белокурых венецианок? Оказывается, они высветляли волосы — надевали широкополые шляпы с дыркой посередине, раскладывали волосы на полях шляпы, намазывали их уксусом и часами сидели на солнце, дожидаясь нужной степени «блонда»!
Тициан Вечеллио. Виоланта
Тициан Вечеллио
1510-е , 64.5×50.8 см
Тициан Вечеллио. Портрет женщины в белом
Тициан Вечеллио
1555, 102×86 см
Тициан Вечеллио. Красавица
Тициан Вечеллио
1536, 100×75 см
Тициан Вечеллио. Девушка с корзиной фруктов (Дочь художника Лавиния)

Эпоха королевы Елизаветы. XVI в. Англия

— Это апогей декора Елизаветы — большую помпезность даже сложно придумать! Чем старше становилась королева, тем больше белело лицо, рыжели парики и тем грандиознее становилось ее платье с уймой драгоценностей из золотых брошей с настоящими камнями и жемчугом. Украшая свой наряд, она пыталась отвлечь внимание от своего возраста. Со смертью королевы эти платья вышли из моды и дамы упростили себе жизнь. И это не просто слова: например, огромный воротник платья поддерживала металлическая планка на всю спину.

Так выглядел ритуал одевания платья «елизаветинской моды»
Еще один небезысвестный англичанин — герцог Бэкингем, — был тем еще модником!
— Костюм Бэкингема мы украсили жемчугом, он его очень любил. Говорят, уходя с бала, он мог невзначай порвать нить жемчуга, и идти с таким шлейфом перламутровых бусинок, бегущим за ним. Портупея из золотого шитья герцога могла быть дороже, чем весь костюм, хотя и он стоил огромных денег. Еще наш денди обязательно надевал кружевной воротничок, который только научились плести и всячески подчеркивали в наряде.
Янсон Михиль   ван Миревельд. Портрет Джорджа Вилльерса, герцога Бэкингем

Гвардаинфанта

Грандаинфанта — самый загадочный придворный наряд. Каркас из китового уса и металлических деталей, а также множество юбок, защищавших тело, делал платье чрезвычайно громоздким. Его даже король Филипп запретил носить при дворе (но его никто почему-то не слушал). Существует легенда, что такой фасон придумали французские модистки, чтобы дамы могли скрыть «нежелательную» беременность (перевод названия платья с французского означает «хранить дитя»).
— В таком платье изображена инфанта Маргарита по случаю обручения с Леопольдом І Австрийским. На реконструкцию этого платья у нас ушло около 15 метров ткани (не считая нижних юбок), а еще несколько метров тяжелой металлической проволоки. И для нас остается загадкой, как его носила 14-летняя инфанта?! Тем более, что в этом платье невозможно сидеть.
Впрочем, мы видели высокие стульчики, на которых не без помощи служанок моднице в каркасе можно было угнездиться «сидя-стоя» (прим. ред)
Хуан Батиста Мартинес дель Масо. Портрет инфанты Маргариты в детстве

Французская мода эпохи рококо×Рококо называют самым легкомысленным и бездумным из всех стилей в искусстве. Почему тогда рококо столь значимо для русской изобразительной культуры? Почему определение от слова «рококо» звучит для нашего уха так экзотически – «рокайльный»? В чем основное различие рококо и барокко, которые люди малосведущие часто путают? Наконец, почему рококо – это прямой и непосредственный предок современной глянцевой культуры? Обо всем этом пойдёт речь ниже. читать дальше



— У дамы платье называлось «а-ля полонез».
Длинные юбки поднимались сзади и подвязывались к талии. Юбку украшали рюши, которые очень любила мадам Помпадур. Орнамент ткани дамы выбирали «натуральный», без симметрии. А мужской костюм у нас немного поскромнее: его украшает лишь роскошный воротник жабо и вышитый жилет. Очень скоро такой костюм превратится во фрак.

Во времена рококо×Рококо называют самым легкомысленным и бездумным из всех стилей в искусстве. Почему тогда рококо столь значимо для русской изобразительной культуры? Почему определение от слова «рококо» звучит для нашего уха так экзотически – «рокайльный»? В чем основное различие рококо и барокко, которые люди малосведущие часто путают? Наконец, почему рококо – это прямой и непосредственный предок современной глянцевой культуры? Обо всем этом пойдёт речь ниже. читать дальше дамы любили платья с цветочками и себя украшали такими же букетиками.

Наполеоновский ампир начала XIX века

— Во времена Наполеона мода очень изменилась, она вернулась к античности. Мы воссоздали наряд сестры Наполеона, в котором она выходила замуж. Платье из натурального шелка, расшитое пайетками и мате-де-ке — бархатное манто длиной 4 метра, которое могли носить только принцессы крови — супруга Наполеона и его сестры.
Элизабет Виже-Лебрен. Портрет Каролины Мюрат, сестры Наполеона с дочерью Летицией
  • Э.Вижи-Лебрен "Портрет Каролины Мюрат, сестры Наполеона"
  • Авторская реконаструкция платья наполеоновского ампира

— В таких платьях-кринолин Вивьен Ли играла роль Скарлетт в «Унесенных ветром». А это не так-то просто — дамы одевали 11 деталей одежды!

И даже Вивьен с ее осиной талией 53 см. должна была носить под платьем множество юбок и туго затянутый корсет, чтобы «почувствовать эпоху», как говорил режиссер. Вот почему дамы так часто падали в обморок, а художники изображали супермодные кринолины в карикатурах, когда к дамам даже было сложно подойти.

Костюм украинского барокко×
Сменивший Ренессанс стиль барокко, в отличие от искусства Возрождения, сохранявшего дистанцию между произведением и зрителем, стремился потрясти душу. Разумеется, успешно: живописные жемчужины тех времен  - истинные сокровища.
читать дальше

— Украинский костюм очень похож на шляхетский польский наряд. Его особенность — огромное внимание ко всем мельчайшим деталям. Например, девушки полностью полностью вышивали «запаску» очень мелким рисунком. Мы так и сделали, причем по старинным образцам — наша желтая запаска вышита изящными цветочками, а издалека они смотрятся, как рисунок на ткани.
Мы вас познакомили лишь с фрагментами увлекательного рассказа Екатерины, а о «модном» искусстве можно слушать бесконечно. Красивая тема и замечательная выставка: картины со «своими» нарядами, словно покинувшими рамы!
По воскресеньям Екатерина читает лекции в окружении своих звезд-моделей! (по предварительной записи). Выставка «Музей-Couture» открыта в Киевском музее западного и восточного искусства до 7 июня 2015 года.
Комментировать Комментарии
HELP