Регистрация

«Прекрасная ферроньера»: муза Леонардо отправилась в длительный тур, сохраняя инкогнито

Мне нравится4       0  
Один из самых известных портретов кисти Леонардо да Винчи, «Прекрасная ферроньера», совершает первое путешествие после реставрации. До 19 июля картина будет находиться у себя на родине, в Милане, затем отправится в вояж на Ближний Восток. И этот тур таинственная незнакомка проделает инкогнито: сняв слой лака с картины, реставраторы выявили её тонкие черты лица, но так и не смогли определить личность.

Логично, что первым значительным «выходом» отреставрированной картины Леонардо «Прекрасная ферроньера» стала поездка в Милан — город, где это произведение было написано пять веков назад. Работа, «прописанная» в коллекции парижского Лувра, на время вернулась «на родину». Там она участвует в экспозиции под названием Leonardo da Vinci 1452 — 1519. Il Disegno del Mondo в Королевском дворце (Palazzo Reale) в рамках Всемирной выставки Expo — 2015. В следующем году «Прекрасная ферроньера» отправится в Объединённые Арабские Эмираты на открытие Лувра Абу-Даби.

Тонкие черты девушки, цвет и нежная текстура кожи были восстановлены благодаря реставраторам французского Центра исследований и реставрации (Centre de Recherche et de Restauration des Musées de France). Они сделали тоньше слой лака, толщина которого колеблется от 40 до 60 микрон, что примерно равно толщине красочного слоя.
Но незнакомка продолжает хранить тайну своей личности. Никто не знает, что за девушка изображена на картине, и когда эта работа попала в королевскую коллекцию. Никакой ясности в эту путаницу не привносит и название. Одни считают, что красавица — это мадам Ле Феррон, любовница короля Франциска I. По другой версии, да Винчи написал портрет Анны Болейн — второй жены короля Англии Генриха VIII и матери будущей королевы Елизаветы I (заметим в скобках, что произведение датируется 1490 — 1496 годами, тогда как Анна Болейн родилась в 1507-м — по крайней мере, так значится официально).
Винсент Делювин (Vincent Delieuvin), куратор, отвечающий в Лувре за итальянскую живопись 16-го века, считает, что это может быть портрет Чечилии Галлерани (Cecilia Gallerani), любовницы герцога Милана Людовико Сфорцы, или его супруги Беатриче д’Эсте (Beatrice d’Este), «хотя ничто не может подтвердить какую-либо из этих гипотез».
Исследования подтверждают, что картина написана на 8-миллиметровой панели из ореха, который Леонардо использовал во время работы в Милане. Но эксперты исключили вероятность того, что она была вырезана из того же куска дерева, что и для «Дамы с горностаем» (1489 — 1490 годы). Этот портрет известен как образ Чечилии Галлерани и сейчас находится в коллекции Музея Чарторыйских в Кракове. «С помощью Х-рентгенограммы мы смогли доказать, что эти две панели определённо не относятся к одной доске», говорит исследователь Элизабет Раву (Elisabeth Ravaud).
Необычно и то, что в качестве грунта применялись свинцовые белила, а не гипс. Подобная технология была использована при написании другого портрета Галлерани, а также легендарной Моны Лизы. Розоватый оттенок на челюсти модели и шее по-прежнему видны, и её лицо всё так же покрыто жёлтым лаком, хотя его количество было значительно уменьшено.
Леонардо да Винчи. Мона Лиза (Джоконда)



«Мы предложили три варианта осветления лака, и научный комитет выбрал промежуточный из них», говорит реставратор Аньес Мальпель (Agnès Malpel). Во Франции все реставрационные проекты контролируются группой пуристов, и эти консерваторы крайне щепетильно относятся к историческим работам — включая и ошибки в них. Будет интересно узнать, какой подход они выберут, когда придёт время очистить Мону Лизу.

…До тех пор, пока исследовали творчества Леонардо да Винчи не найдут ключ к разгадке личности таинственной красавицы, её изображение будет именоваться по названию украшения на лбу — ferronnière. С добавлением слов «прекрасная» и «портрет неизвестной».
КомментироватьКомментарии
HELP