Регистрация

В гостях у сказки: мир детства глазами иллюстраторов от Конашевича до Булатова и Пивоварова

Мне нравится4       0  
Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина устроил сказочное путешествие в мир иллюстраций Владимира Конашевича, а также Эрика Булатова, Олега Васильева, Ильи Кабакова и Виктора Пивоварова (автора знаменитого лого «Веселые картинки» с человечками). Любимые книжные рисунки - не только из частных коллекций, но и из запасников музея, — изумительная выставка «Сказочники» проходила в музее весной-летом 2015 года. Заглянем?
«Плывет, плывет кораблик…» на иллюстрации Владимира Конашевича
«Владимир Михайлович Конашевич (1888—1963) — один из ведущих художников книги середины ХХ века. Он получил известность как оформитель произведений отечественных и зарубежных писателей и поэтов — Пушкина, Маяковского, Чуковского, Маршака, Барто, Михалкова, Перро, Андерсена, а также сказок народов мира — русских, французских, китайских. Владимир Михайлович был первым иллюстратором книг Чуковского и Маршака. На выставке представлены около 200 произведений художника 1930−1960-х годов» — ориентируют публику организаторы, представляя замечательную выставку.
За каждой иллюстрацией Конашевича — целый мир нашего сказочного детства!
Выставка «Сказочники» приурочена к целому циклу проектов в рамках Года литературы. Самую большую часть выставки занимают иллюстрации Конашевича, а художники-нонконформисты, предлагая свое видение мира книжных сказок, выступают в роли «наследников» художника. Таков замысел организаторов.
«Сделать выставку Конашевича было нашей давней мечтой, и она связана с нашим собственным любовным отношением к этому материалу и теми прекрасными воспоминаниями детства и юности, которые живут в нас" — рассказывает директор музея Марина×Марина – это вид пейзажа, на котором изображено море. Также маринами называют конкретные картины или гравюры морской тематики. Слово «марина» (итал. marina) произошло от латинского marinus – морской. читать дальше Лошак.
Тематически и хронологически организаторы выставки разделили выставочное пространство на три части. Первая часть состоит из ранних работ Владимира Конашевича (целое царство!), вторая — из работ нонконформистов, и третья — из иллюстраций Конашевича к изданию для взрослых под названием «Атлас переливания крови».
Открывают выставку 200 ранних работ Владимира Конашевича. Сначала он был первым иллюстратором Маршака и Чуковского, а позднее и сказок Агнии Барто и Ганса Христиана Андерсена. Из всей плеяды представленных художников только Конашевич считал своим истинным призванием рисовать для детей.
Лишь начав вспоминать книги, проиллюстрированные художником, листаем — не можем остановиться! Эти образы просто впечатались в память…
Воспитанный в классических художественных традициях Серебрянного века, и работавший в сталинское время, которое постоянно склоняло хужожников к реализму, Конашевич сумел сохранить свой стиль. Авангардные, утонченные и изящные орнаменты — изгнанные из официальной советской школы, все равно продолжали жить в детской литературе.

Илья Кабаков писал: «Я испытал значительное влияние творчества „отца иллюстрации“, Владимира Конашевича… Он создал стиль сентиментального рисунка для детей. Впоследствии этот стиль был фактически канонизирован».

Поделиться   Поделиться  Поделиться  
Узнать стиль Конашевича можно не только по рисункам, но и по… буквам и цифрам. Филигранно созданные буквы алфавита художник рисовал для своей дочери в письмах, находясь далеко от дома. Потом, созданный им детский алфавит стал первой его авторской книгой.



«Сначала я должен хорошенько подумать, как я буду делать рисунки. Ведь русские сказки я буду иллюстрировать совсем не так, как китайские, а китайские не так, как эстонские…
Затем в сказках я должен найти самые интересные, самые важные события, к которым я сделаю картинки. И продумать весь план иллюстрирования книги. Вот теперь я могу приступить к работе» — Владимир Конашевич.

Поделиться   Поделиться  Поделиться  

Нонконформисты и детская книга

Вторая часть выставки посвящена книжной графике Эрика Булатова, Олега Васильева, Ильи Кабакова и Виктора Пивоварова. В 1950-е годы многие художники-нонконформисты вынуждены были сотрудничать с издательствами, так требовала система. Работали с издательствами «Детская литература» и «Малыш», в которых продолжали свои творческие эксперименты.


Илья Кабаков отдавал предпочтение иллюстрациям, посвященным детской научной литературе. В книгах о строгих знаниях художник экспериментирует со стилями и техниками, которые потом можно без труда угадать в его тотальных инсталляциях. Всего на выставке можно увидеть 10 работ художника, датируемых концом 1960-х годов.

Поделиться   Поделиться  Поделиться  
В 50-ти работах Виктора Пивоварова легко узнать стиль автора. В детской зарубежной литературе художник сразу разглядел философский и «взрослый» смысл сказок.
«Веселые картинки»: автор знаменитого лого — В. Пивоваров!
«Виктор Пивоваров оформил более 50 книг, сотрудничал с журналами „Знание — сила“, „Мурзилка“ и „Весёлые картинки“ (именно он создал знаменитый логотип этого журнала, состоящий из „букв-человечков“). Известность ему принесли иллюстрации к детским книгам, особенно к сказкам Г. Х. Андерсена» — напоминают организаторы выставки.
«Азбука» В. Пивоварова, напечатанная в «Веселых картинках» в 1981 году
«…в своем „Оле-Лукойе“ я свёл Андерсена и Босха. Я слил в единое целое андерсоновские мечты, фантазии своего убогого впечатлениями детства и авангардную психоделику Босха — увлечение своей художественной юности» Виктор Пивоваров.
Творческий тандем Эрика Булатова и Олега Васильева посетители выставки могут оценить в иллюстрациях, представленных в разделе «эры иллюстраций» с 1959 по 1989 год. Это работы к сказкам «Золушка» и «Спящая красавица» Ш. Перро и «Чудесному путешествию Нильса с дикими гусями» С. Лагерлёф.





«Мы выработали такого художника, который был не Олегом Васильевым и не Эриком Булатовым. Это был некто третий. Все наши книжки проиллюстрированы этим художником» Эрик Булатов.

Поделиться   Поделиться  Поделиться  
Позже каждый из художников отойдет от детского рисунка и реализует себя во «взрослом» творчестве. Илья Кабаков — в инсталляциях, Олег Васильев и Эрик Булатов посвятят себя живописи, Виктор Пивоваров отдаст предпочтение живописи и керамике. Но до этого самостоятельного пути каждый смог отточить свой собственный, узнаваемый стиль и манеру, витая в облаках мира «детских» фантазий.

"Атлас переливания крови"

Под таким названиям открывается третий раздел выставки, посвященный самому большому иллюстрированному труду Конашевича для взрослых — «Атласу переливания крови». Еще до войны сотрудники Ленинградского института переливания крови решили выпустить в свет издание для широкого круга читателей. Над книгой работали многие художники, в том числе и Владимир Конашевич, чей труд как раз выпал на блокадные годы. В «Атласе» показаны сцены переливания крови с I века н.э. до начала XVII века и портреты знаменитых ученых.
Вернуться в детство или впервые познакомиться с хрестоматийными иллюстрациями детской книги можно до 28 июня на выставке «Сказочники» в ГМИИ им. А.С. Пушкина, по адресу: Москва, Волхонка, 10.
Комментировать Комментарии
HELP