Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина устроил сказочное путешествие в мир иллюстраций Владимира Конашевича,а также Эрика Булатова,Олега Васильева,Ильи Кабакова и Виктора Пивоварова(автора знаменитого лого«Веселые картинки» с человечками). Любимые книжные рисунки - не только из частных коллекций,но и из запасников музея, — изумительная выставка«Сказочники» проходила в музее весной-летом 2015 года. Заглянем?
«Плывет,плывет кораблик…» на иллюстрации Владимира Конашевича
«Владимир Михайлович Конашевич(1888—1963) — один из ведущих художников книги середины ХХ века. Он получил известность как оформитель произведений отечественных и зарубежных писателей и поэтов — Пушкина,Маяковского,Чуковского,Маршака,Барто,Михалкова,Перро,Андерсена,а также сказок народов мира — русских,французских,китайских. Владимир Михайлович был первым иллюстратором книг Чуковского и Маршака. На выставке представлены около 200 произведений художника 1930−1960-х годов» — ориентируют публику организаторы,представляя замечательную выставку.
За каждой иллюстрацией Конашевича — целый мир нашего сказочного детства!
Выставка«Сказочники» приурочена к целому циклу проектов в рамках Года литературы. Самую большую часть выставки занимают иллюстрации Конашевича,а художники-нонконформисты,предлагая свое видение мира книжных сказок,выступают в роли«наследников» художника. Таков замысел организаторов.
«Сделать выставку Конашевича было нашей давней мечтой,и она связана с нашим собственным любовным отношением к этому материалу и теми прекрасными воспоминаниями детства и юности,которые живут в нас" — рассказывает директор музея Марина
Марина – это вид пейзажа, на котором изображено море. Также маринами называют конкретные картины или гравюры морской тематики. Слово «марина» (итал. marina) произошло от латинского marinus – морской. Читать дальше
Лошак.
Тематически и хронологически организаторы выставки разделили выставочное пространство на три части. Первая часть состоит из ранних работ Владимира Конашевича(целое царство!), вторая — из работ нонконформистов,и третья — из иллюстраций Конашевича к изданию для взрослых под названием«Атлас переливания крови».
Открывают выставку 200 ранних работ Владимира Конашевича. Сначала он был первым иллюстратором Маршака и Чуковского,а позднее и сказок Агнии Барто и Ганса Христиана Андерсена. Из всей плеяды представленных художников только Конашевич считал своим истинным призванием рисовать для детей.
Лишь начав вспоминать книги,проиллюстрированные художником,листаем — не можем остановиться! Эти образы просто впечатались в память…
Воспитанный в классических художественных традициях Серебрянного века,и работавший в сталинское время,которое постоянно склоняло хужожников к реализму,Конашевич сумел сохранить свой стиль. Авангардные,утонченные и изящные орнаменты — изгнанные из официальной советской школы,все равно продолжали жить в детской литературе.
Илья Кабаков писал: «Я испытал значительное влияние творчества „отца иллюстрации“, Владимира Конашевича… Он создал стиль сентиментального рисунка для детей. Впоследствии этот стиль был фактически канонизирован».
Узнать стиль Конашевича можно не только по рисункам,но и по… буквам и цифрам. Филигранно созданные буквы алфавита художник рисовал для своей дочери в письмах,находясь далеко от дома. Потом,созданный им детский алфавит стал первой его авторской книгой.
«Сначала я должен хорошенько подумать,как я буду делать рисунки. Ведь русские сказки я буду иллюстрировать совсем не так,как китайские,а китайские не так,как эстонские… Затем в сказках я должен найти самые интересные,самые важные события,к которым я сделаю картинки. И продумать весь план иллюстрирования книги. Вот теперь я могу приступить к работе» — Владимир Конашевич.
Вторая часть выставки посвящена книжной графике Эрика Булатова,Олега Васильева,Ильи Кабакова и Виктора Пивоварова. В 1950-е годы многие художники-нонконформисты вынуждены были сотрудничать с издательствами,так требовала система. Работали с издательствами«Детская литература» и «Малыш», в которых продолжали свои творческие эксперименты.
Илья Кабаков отдавал предпочтение иллюстрациям,посвященным детской научной литературе. В книгах о строгих знаниях художник экспериментирует со стилями и техниками,которые потом можно без труда угадать в его тотальных инсталляциях. Всего на выставке можно увидеть 10 работ художника,датируемых концом 1960-х годов.
В 50-ти работах Виктора Пивоварова легко узнать стиль автора. В детской зарубежной литературе художник сразу разглядел философский и «взрослый» смысл сказок.
«Веселые картинки»: автор знаменитого лого — В. Пивоваров!
«Виктор Пивоваров оформил более 50 книг,сотрудничал с журналами „Знание — сила“, „Мурзилка“ и „Весёлые картинки“(именно он создал знаменитый логотип этого журнала,состоящий из „букв-человечков“). Известность ему принесли иллюстрации к детским книгам,особенно к сказкам Г. Х. Андерсена» — напоминают организаторы выставки.
«Азбука» В. Пивоварова,напечатанная в «Веселых картинках» в 1981 году
«…в своем „Оле-Лукойе“ я свёл Андерсена и Босха. Я слил в единое целое андерсоновские мечты,фантазии своего убогого впечатлениями детства и авангардную психоделику Босха — увлечение своей художественной юности» Виктор Пивоваров.
Творческий тандем Эрика Булатова и Олега Васильева посетители выставки могут оценить в иллюстрациях,представленных в разделе«эры иллюстраций» с 1959 по 1989 год. Это работы к сказкам«Золушка» и «Спящая красавица» Ш. Перро и «Чудесному путешествию Нильса с дикими гусями» С. Лагерлёф.
«Мы выработали такого художника,который был не Олегом Васильевым и не Эриком Булатовым. Это был некто третий. Все наши книжки проиллюстрированы этим художником» Эрик Булатов.
Позже каждый из художников отойдет от детского рисунка и реализует себя во «взрослом» творчестве. Илья Кабаков — в инсталляциях,Олег Васильев и Эрик Булатов посвятят себя живописи,Виктор Пивоваров отдаст предпочтение живописи и керамике. Но до этого самостоятельного пути каждый смог отточить свой собственный,узнаваемый стиль и манеру,витая в облаках мира«детских» фантазий.
"Атлас переливания крови"
Под таким названиям открывается третий раздел выставки,посвященный самому большому иллюстрированному труду Конашевича для взрослых — «Атласу переливания крови». Еще до войны сотрудники Ленинградского института переливания крови решили выпустить в свет издание для широкого круга читателей. Над книгой работали многие художники,в том числе и Владимир Конашевич,чей труд как раз выпал на блокадные годы. В «Атласе» показаны сцены переливания крови с I века н.э. до начала XVII века и портреты знаменитых ученых.
Вернуться в детство или впервые познакомиться с хрестоматийными иллюстрациями детской книги можно до 28 июня на выставке«Сказочники» в ГМИИ им. А.С. Пушкина, по адресу: Москва,Волхонка,10.