«Искусство и вино через века»: к Expo 2015 в Вероне собрали картины Караваджо, Рубенса, Гойи, Пикассо и других
Вино, чья древняя история охватывает великие цивилизации прошлого и имеет глубокие корни в итальянской традиции, оставило отпечаток
и в живописи, став стал объектом вдохновения для великих мастеров. В Вероне по случаю Всемирной выставки проходит экспозиция «Искусство и вино через века» («Arte e Vino nei Secoli»).
В Палаццо делла Гран Гуардия представлены полотна великих художников, таких как Караваджо, Рубенс, Арчимбольдо, Гойя, Деперо, Боччони и Пикассо, в том числе — из Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге и музея Пушкина в Москве. С помощью этих работ кураторы проводят исследование на тему «Вино в искусстве», приурочив его к Expo 2015 в Милане.
Иллюстрация: Гвидо Рени, «Проказник Бахус»
Филипп Мерсье, «Юный дегустатор». Музей Лувра, Париж
Выставка предлагает увлекательный и активный диалог между творениями итальянских и зарубежных художников, которые имели тесные отношения с Италией, культурные и реальные связи.
Полотна с выставки и не только — тотальное «обвинение» в мировом искусстве составило бы не одну экспозицию! Вот лишь некоторые моменты.
Писать на полотнах — как светских, так и религиозных — вино и сосуды, фрукты, сладости, растения и животных художники начали в 15 веке под влиянием античной культуры и исследований окружающего мира. Изображение этих объектов требовало наблюдательности и виртуозных навыков в передаче цвета, формы и текстуры.
4 сезона. Осень (серия Лувра)
1573, 76×64 см
Вино можно увидеть у художников всех стилей — старых мастеров и кубистов, фотореалистов 1960-х и пост-модернистов, у представителей классицизма и создателей кричаще-яркого компьютерного клипа-арта.
Старые мастера часто изображали дебоширов и пьяниц, а вино служило одним из символов разврата. На картине Яна Стена «Распутное семейство» хозяйка дома попирает Библию, служанка наполняет её бокал вином, держа за руку хозяина дома. Судьба висит над головой этих людей в виде корзины с мечом (справедливость и наказание), костылём и кружкой (грядущая бедность) и колотушкой (ею пользовались поражённые чумой и проказой). Для этой картины позировали сам Стен (отец семейства), его жена Маргрет ван Гойен (мать) и их сыновья Фаддей (позади бабушки) и Корнелис.
На афише выставки — очень известный «Вакх» кисти Караваджо
Вакх
1596, 95×85 см
Для создания образа Вакха Караваджо выбрал обычного «парня из народа», которого можно встретить на улице или в таверне (и еще нередко — на егго картинах. Известный персонаж, натурщик художника). Справа от юного бога стоит стеклянный графин, а бокал он держит в левой руке. Это наводит на мысль о том, что художник при написании произведения использовал камеру-обскуру (оптический прибор для переноса изображения реального предмета на поверхность, например — холст).
Кроме того, во время реставрации на графине было обнаружено отражение мужчины — вероятно, это был автопортрет Караваджо.
Выставка «Искусство и вино через века» становится увлекательным путешествием, которое рождается на пересечении двух пиков итальянской культуры, двух символов Италии в мире — живописи и виноделия.
Сбор винограда или осень
1786, 267.5×190.5 см
Экспозиция в Палаццо делла Гран Гуардия в Вероне продлится до 2 августа.