Регистрация

Корнелиус Джонсон: портретист Карла I удостоился первой персональной выставки спустя 350 лет

Мне нравится3       0  
Британский придворный живописец 17 века Корнелиус Джонсон (1593 — 1661), обласканный королём Карлом I, вновь обрёл своё место под солнцем. В Национальной портретной галерее (NPG) Лондона проходит первая персональная выставка мастера, незаслуженно забытого в течение трёх с половиной столетий. Еще и редкие портреты королевских особ представлены. Кто эти дети? И проигрывает ли искусство Джонсона сменившему его Ван Дейку?
Сейчас мало кому известен художник Корнелиус Джонсон — даже у себя на родине. «В действительности он заслуживает того, чтобы о нём знали больше, — говорит куратор Карен Хёрн (Karen Hearn). — Его картины очень милы и изысканы».


В своё время Джонсон был звездой — в возрасте 39 лет он стал официальным рисовальщиком Карла I. В NPG демонстрируют редкие портреты монарших детей, — будущих королей Карла II, Якова II и принцессы Марии Оранской, — бледных, с глазами как у ланей, и… довольно несчастных.

Корнелиус Джонсон, портрет будущего короля Карла II. Фото: Национальная портретная галерея
«Они действительно выглядят отягощёнными своими прекрасными одеждами и ожиданиями, возложенными на них, — рассказывает Карен Хёрн. — Они жили в изгнании и видели вокруг хаос. Они — крошечные игрушки обстоятельств».
Корнелиус Джонсон, портрет Марии, будущей принцессы Оранской. Фото: Национальная портретная галерея
На портрете изображена Мария в возрасте семи — восьми лет. Два года спустя она вышла замуж за 14-летнего юношу, который позже стал Вильгельмом II, принцем Оранским.
Джонсон был плодовитым и очень успешным портретистом. Его картины украшают множество загородных домов, в основном принадлежащих потомкам тех, кто на них изображён. В британских музеях также много его работ, но в основном они находятся в хранилищах, а не на стенах.
Одной из причин его фиаско был Антонис Ван Дейк. Он прибыл к английскому двору в 1632 году и затмил всех современников своим динамизмом и гламуром.
Карен Хёрн считает это несправедливостью. «Джонсон заслуживает большего внимания, потому что он очень хорош, — считает она. — Он изображал людей такими, как они есть, поэтому они довольно спокойны. Когда вы смотрите на картину Джонсона, вы видите личность того, кто изображён на портрете».
Корнелиус Джонсон. Портрет леди


Джонсон был особенно хорош в изображении деталей костюмов — тканей, вышивки и кружев. Он также был одним из первых британских художников, которые подписывали и датировали свои картины, и это настоящая находка для историков моды, которые могут проследить по датам изменения в одежде того времени.

Гражданская война прервала карьеру Джонсона в Англии, но он был находчив и в 50 лет эмигрировал в Нидерланды, где он заново открыл себя в качестве голландского портретиста. Художник рисовал мэров и аристократов, и умер богатым человеком.
В экспозиции NPG представлены восемь портретов и шесть отпечатков из собрания галереи, а также три картины, предоставленные музеем Тейт. Все они очень редко выставлялись на обозрение публики.
«В истории искусств он очень долго находился в тени. Наконец пришло время и Корнелиуса Джонсона», заключила Карен Хёрн.
Выставка в Национальной портретной галерее в Лондоне продлится до 13 сентября 2015 года.
КомментироватьКомментарии
HELP