Регистрация

Страсть коллекционера: от Джотто до Караваджо

Мне нравится1       0  
Микеланджело Меризи из городка Караваджо породил плеяду последователей и стиль «караваджизм» — он оказал влияние на Рубеса, Веласкеса, Рембрандта и множество других художников. Самого же Караваджо впечатляли Джотто ди Бондоне, Пьеро делла Франческа, Мазаччо и Мазолино. Так считал крупнейший итальянский искусствовед, историк и коллекционер Роберто Лонги (1889/1890 — 1970). Все эти люди — герои выставки «От Джотто до Караваджо: страсти Роберта Лонги» в парижском музее Жакмар-Андре.

Караваджо называют одним из реформаторов европейской живописи XVII века, авангардистом Ренессанса. При этом писал он только то, что видел воочию. Всё, что ему приходилось рисовать «из головы» содержит множество неточностей и ошибок. А поскольку денег на натурщиков часто не хватало, приходилось использовать то, что под рукой. Отсюда ломовые клячи в виде боевых коней, дворняги в образе Цербера, «селфи», мелькающие то тут, то там среди второстепенных персонажей (самая дешёвая модель для художника — он сам!), и женоподобный юноша — герой многих полотен мастера. Например, знаменитого «Мальчика, укушенного ящерицей», которое стало «лицом» выставки.

Помимо полотен из фонда Роберто Лонги, впервые представленных во Франции, посетители могут полюбоваться работами, присланными из крупнейших французских и итальянских музеев. «Эта выставка — беспрецедентный диалог между великим знатоком Роберто Лонги и художниками, к которым он пылал страстью», утверждают кураторы экспозиции.
Бартоломео Манфреди. Коронование терновым венцом
Орацио Борджианни. Оплакивание тела Христа
  • Бартоломео Манфреди, «Коронование терновым венцом», ок. 1615 года. Музей де Тессе
  • Орацио Борджианни, «Оплакивание тела Христа», ок. 1615 года. Фонд Роберто Лонги
Выставка начинается с раздела, посвящённого работам Караваджо. Этот живописец — символ экспозиции и главный объект исследований Роберто Лонги, — произвёл революцию в итальянской живописи 17 века своими мощными натуралистическими картинами с ярко выраженной манерой «кьяроскуро», то есть резким противопоставлением света и тени. «Мальчика, укушенного ящерицей» на выставке в Жакмар-Андре дополняют ещё две работы мастера — «Коронование терновым венцом» и «Спящий Купидон».
В соответствии с подходом Роберто Лонги, выставка показывает, как стиль Караваджо и его подражателей воздействовал на современников сначала в Италии, а затем по всей Европе. Влияние Караваджо и его преемников прослеживается в фигурах Христа на полотнах Карло Сарачени (1579 — 1620), Маттиа Прети (1613 — 1699) и Маттиаса Стома (или Стомера; 1600 — 1650) или в замечательных апостолах Хосе де Риберы.
Обе эти картины предоставил Фонд Роберто Лонги
В экспозиции участвуют и четыре значительных и показательных полотна Джотто, Мазолино, Мазаччо и Пьеро делла Франческа — художников, которые редко выставляются во Франции. Это напоминает о свежем взгляде Лонги — искусствоведа, который увидел связь между шедеврами основателей итальянских традиций живописи и мастером авангарда эпохи позднего Ренессанса.
Выставка в музее Жакмар-Андре — это насыщенное путешествие, которое демонстрирует некоторые ключевые моменты итальянского искусства, открытые благодаря проницательности Роберто Лонги. Научный и страстный человек, он был олицетворением того, что другой историк и теоретик искусства — Эрвин Панофски — определил термином «знаток».



Обладая несравненный зрительной памятью, Лонги предложил новый взгляд на обширную панораму итальянской живописи и создал новые связи между старыми и современными художниками. Искусствовед оригинально трактовал их работы и раскрыл новые перспективы в истории искусства. Такой личностный подход позволил ему отбросить традиционную классификацию и подтвердить, что итальянская живопись занимает центральное место в истории искусства.

Благодаря Роберто Лонги такие художники, как Джотто, Пьеро делла Франческа, и, конечно же, Караваджо, обрели ту славу, которая остаётся неоспоримой по сей день.
Выставка в музее музее Жакмар-Андре (Musée Jacquemart-André) продлитсядо 20 июля 2015 года.
КомментироватьКомментарии
HELP