Регистрация

Магический мир племени майя в центре Ливерпуля: сюрреалистический визит в Мексику - на выставке Леоноры Каррингтон

Мне нравится3       0  
Ведьмовские ритуалы, дивные звери и мифология доколумбовских цивилизаций — сюрреализм×
Сюрреализм - (от франц. Surrealisme)- течение в авангардном искусстве первой половины двадцатого века, характеризуемое слиянием реальности с чем-то другим, но не оппозиционным. Сюрреализм – это сон – он не реальный, но и не ирреальный. Для стиля характерны аллюзии и парадоксальное сочетание форм, визуальный обман. На полотнах сюрреалистов часто твердые предметы, камни растекаются, а вода наоборот – каменеет.
читать дальше
Леоноры Каррингтон (Leonora Carrington) питается легендами тихого графства Ланкашир и экзотической культурой майя. Как девушка из Чорли, чьи северные корни буквально проросли в сюжеты картин, стала одним из национальных достояний Мексики? Ответ на этот вопрос ищет ретроспектива художницы в Тейт Ливерпуль (Tate Liverpool).

Это готика×Готика зародилась в середине XII века на севере Франции, в XIII веке распространилась на территорию современных Германии, Австрии, Чехии, Испании, Англии, а в конце XIV века пришла в Италию. В Восточную Европу стиль пришел позже и продержался дольше всего - до XVI века. читать дальше , детка!

Родившись в 1917 году в богатой семье владельца текстильной фабрики, «плохая девочка» Каррингтон несколько раз выдворялась из католических школ и, в итоге, отправилась в Лондон изучать искусство. Она переезжала из Франции в Испанию, пока, наконец в начале 40-ых годов прошлого века не осела в Мехико, где дожила до 2011 в статусе «последней из Могикан» сюрреализма.


После паузы в 14 лет новая выставка работ Леоноры Каррингтон в Тейт Ливерпуль отражает не только влияние страны, ставшей новым домом, на ее картины, но также исследует роль окутанного мистическими легендами Ланкшира в становлении стиля художницы. Так, Ланкширские ведьмы, персонажи одной из самых знаменитых колдовских историй северного графства, определенно стали прообразом героинь Каррингтон.

Леонора Каррингтон. Дар хранилища



Мрачный готический интерьер родного дома середины XIX века оставил след в воображении и не раз фигурировал в ее картинах. Птицы, населявшие особняк, обосновавшись на его витражах, гравюрах и статуях, тоже вскоре перелетели на полотна художницы, превратившись в ее визитную карточку.

К тому же, няня-ирландка любила вместо сказки на ночь, рассказать девочке пару-тройку историй из кельтской мифологии, которые позже трансформировались в ее скетчи и картины, просочившись на пейзажи английской деревни.

Он был старше ее, она была хороша

Душная обстановке английской деревни заставила Каррингтон восстать и умчаться сначала в Лондон, а потом и в Париж, окончательно разрывая связи с прошлым.



Во Францию художница переехала со своим возлюбленным, сюрреалистом Максом Эрнстом, который был на 26 лет старше ее. Французская столица подарила ей дружбу с Сальвадором Дали, Марселем Дюшаном, Жоаном Миро и Ман Рэем.

Считать Леонору Каррингтон всего лишь тенью ее знаменитого мужа — распространенное заблуждение. Однако в 1938 г. супруги переехали на виллу на юге Франции, купленную Каррингтон после продажи нескольких картин, что подтверждает: в то время ее работы были более востребованы, чем работы Эрнста.
После того, как Эрнст был отправлен в нацистский лагерь для интернированных, а его работы признаны дегенеративным искусством, Каррингтон бежала в Испанию, где перенесла тяжелый нервный срыв и была помещена в сумасшедший дом. Но дальше — самое интересное! Ее семья на подводной лодке отправила в Испанию ту самую няню-ирландку, чтобы вырвать Леонору из рук эскулапов! Впрочем, девушка все равно избежала возвращения в чопорную Англию, взяв курс на Мексику, где вдали от войны ценили художников-беженцев.
Выставка Леоноры Каррингтон в Тейт Ливерпуль финансируется государством Мексики в рамках «Года Мексики в Великобитании».

Страна кактусов

В Мексике друзьями Каррингтон среди прочих стали художница Фрида Кало, будущий лауреат Нобелевской премии по литературе поэт и эссеист Октавио Пас и режиссер Алехандро Ходоровски (который поставил в театре ее пьесу «Пенелопа»).


Леонору Каррингтон особенно увлекали традиции и культура древних цивилизаций, населявших доколумбовскую Мексику, связанные со смертью и потусторонним миром. Квинтэссенция веры в одновременное присутствие живых и усопших — представленная на выставке работа художницы «День мертвых».

Что интересно, монотеизм или вера во множество богов и духов в воображении автора вполне себе уживался с привитым в детстве католицизмом.
В Мексике Каррингтон сразу приняли в «свои»: вместе с, преимущественно, мексиканскими художниками, ее пригласили подготовить ряд работ, отражающих культуру страны. В результате, картины сеньоры Леоноры (художница вышла замуж за мексиканского поэта и журналиста), которые не особо оценили в родной Англии, стали практически национальным достоянием в «приемной» стране. Примичательно, что британские родственники Каррингтон весьма удивились, когда искусствоведы сообщили им, что знаменитая мексиканская художница имеет к ним непосредственное отношение.



Каррингтон действительно воспринимали как мексиканскую художницу, поэтому обратились с просьбой создать фреску для Мексиканского Национального музея антропологии.

Впервые за пределами Мексики «Волшебный мир майя» размером в 15 фунтов демонстрируется в галерее
Тейт Ливерпуль.
Ретроспективу Леоноры Каррингтон можно увидеть до 31 мая в рамках весеннего сезона «Сюрреалистические пейзажи» (Surreal Landscapes). Кураторы полагают, что плоды богатой фантазии, делавшей Каррингтон неуязвимой для реальности, придется публике по вкусу.
Что немаловажно, столь впечатляющая выставка наконец-то послужит праведному делу восстановления справедливости: художницу по достоинству оценят и признают в родной Англии.
КомментироватьКомментарии
HELP