Магический мир племени майя в центре Ливерпуля: сюрреалистический визит в Мексику - на выставке Леоноры Каррингтон
Ведьмовские ритуалы, дивные звери и мифология доколумбовских цивилизаций — сюрреализм
Леоноры Каррингтон (Leonora Carrington) питается легендами тихого графства Ланкашир и экзотической культурой майя. Как девушка из Чорли, чьи северные корни буквально проросли в сюжеты картин, стала одним из национальных достояний Мексики? Ответ на этот вопрос ищет ретроспектива художницы в Тейт Ливерпуль (Tate Liverpool).
Это готика , детка!
Родившись в 1917 году в богатой семье владельца текстильной фабрики, «плохая девочка» Каррингтон несколько раз выдворялась из католических школ и, в итоге, отправилась в Лондон изучать искусство. Она переезжала из Франции в Испанию, пока, наконец в начале 40-ых годов прошлого века не осела в Мехико, где дожила до 2011 в статусе «последней из Могикан» сюрреализма.
Великанша (Хранительница яйца)
1947, 120×69.2 см
После паузы в 14 лет новая выставка работ Леоноры Каррингтон в Тейт Ливерпуль отражает не только влияние страны, ставшей новым домом, на ее картины, но также исследует роль окутанного мистическими легендами Ланкшира в становлении стиля художницы. Так, Ланкширские ведьмы, персонажи одной из самых знаменитых колдовских историй северного графства, определенно стали прообразом героинь Каррингтон.
Дочь Минотавра
1950, 60.9×91.4 см
Выбор руны
1951, 77.5×44.5 см
Мрачный готический интерьер родного дома середины XIX века оставил след в воображении и не раз фигурировал в ее картинах. Птицы, населявшие особняк, обосновавшись на его витражах, гравюрах и статуях, тоже вскоре перелетели на полотна художницы, превратившись в ее визитную карточку.
К тому же, няня-ирландка любила вместо сказки на ночь, рассказать девочке пару-тройку историй из кельтской мифологии, которые позже трансформировались в ее скетчи и картины, просочившись на пейзажи английской деревни.
Старые девы
1947, 58.2×73.8 см
Он был старше ее, она была хороша
Душная обстановке английской деревни заставила Каррингтон восстать и умчаться сначала в Лондон, а потом и в Париж, окончательно разрывая связи с прошлым.
Во Францию художница переехала со своим возлюбленным, сюрреалистом Максом Эрнстом, который был на 26 лет старше ее. Французская столица подарила ей дружбу с Сальвадором Дали, Марселем Дюшаном, Жоаном Миро и Ман Рэем.
Роскошная птица. Портрет Макса Эрнста
1939, 50.2×26.7 см
Считать Леонору Каррингтон всего лишь тенью ее знаменитого мужа — распространенное заблуждение. Однако в 1938 г. супруги переехали на виллу на юге Франции, купленную Каррингтон после продажи нескольких картин, что подтверждает: в то время ее работы были более востребованы, чем работы Эрнста.
Вечерняя встреча. Фрагмент
1949, 49.5×72.5 см
После того, как Эрнст был отправлен в нацистский лагерь для интернированных, а его работы признаны дегенеративным искусством, Каррингтон бежала в Испанию, где перенесла тяжелый нервный срыв и была помещена в сумасшедший дом. Но дальше — самое интересное! Ее семья на подводной лодке отправила в Испанию ту самую няню-ирландку, чтобы вырвать Леонору из рук эскулапов! Впрочем, девушка все равно избежала возвращения в чопорную Англию, взяв курс на Мексику, где вдали от войны ценили художников-беженцев.
Старые девы
1947, 58.2×73.8 см
Выставка Леоноры Каррингтон в Тейт Ливерпуль финансируется государством Мексики в рамках «Года Мексики в Великобитании».
Страна кактусов
В Мексике друзьями Каррингтон среди прочих стали художница Фрида Кало, будущий лауреат Нобелевской премии по литературе поэт и эссеист Октавио Пас и режиссер Алехандро Ходоровски (который поставил в театре ее пьесу «Пенелопа»).
Форель и зяблик
1959, 55.2×69.2 см
Леонору Каррингтон особенно увлекали традиции и культура древних цивилизаций, населявших доколумбовскую Мексику, связанные со смертью и потусторонним миром. Квинтэссенция веры в одновременное присутствие живых и усопших — представленная на выставке работа художницы «День мертвых».
Что интересно, монотеизм или вера во множество богов и духов в воображении автора вполне себе уживался с привитым в детстве католицизмом.
Знаете ли вы мою тетушку Элизу?
1941, 27×20.7 см
В Мексике Каррингтон сразу приняли в «свои»: вместе с, преимущественно, мексиканскими художниками, ее пригласили подготовить ряд работ, отражающих культуру страны. В результате, картины сеньоры Леоноры (художница вышла замуж за мексиканского поэта и журналиста), которые не особо оценили в родной Англии, стали практически национальным достоянием в «приемной» стране. Примичательно, что британские родственники Каррингтон весьма удивились, когда искусствоведы сообщили им, что знаменитая мексиканская художница имеет к ним непосредственное отношение.
Каррингтон действительно воспринимали как мексиканскую художницу, поэтому обратились с просьбой создать фреску для Мексиканского Национального музея антропологии.
Впервые за пределами Мексики «Волшебный мир майя» размером в 15 фунтов демонстрируется в галерее
Тейт Ливерпуль.
Тейт Ливерпуль.
Ретроспективу Леоноры Каррингтон можно увидеть до 31 мая в рамках весеннего сезона «Сюрреалистические пейзажи» (Surreal Landscapes). Кураторы полагают, что плоды богатой фантазии, делавшей Каррингтон неуязвимой для реальности, придется публике по вкусу.
Король-рыбак
1960-е
Что немаловажно, столь впечатляющая выставка наконец-то послужит праведному делу восстановления справедливости: художницу по достоинству оценят и признают в родной Англии.