Регистрация

Эмиль Бернар, Ван Гога друг: на пульсе современности

Мне нравится6       0  
Первая обширная ретроспектива французского художника Эмиля Бернара (Emile Bernard, 1868−1941) проходит в Бремене, и после паузы отправится гостить в Париж. Бернар — неоимпрессионист, символист, — фигура примечательная: учился с Тулуз-Лотреком, дружил с Ван Гогом… Почему же его творчество так долго было в тени? Выставка дарит впечатления, формируя почву для вашей собственной версии. А наша — такова…
Выставка «Эмиль Бернар: на пульсе современности» (Emile Bernard: On the Pulse of Modernity), подготовленная совместно с музеем д’Орсе и музеем Оранжереи, после художественного музея Бремена Bremen Kunsthalle отправится в Париж. Это говорит о значительности события, «представлены воистину первоклассные работы» — подчеркивают кураторы.
В экспозиции можно увидеть не только картины из музейных собраний, но и работы из частных коллекций.
Выставка без сенсации — впечатления на ветер!
Как и полагается солидной ретроспективе, при ее подготовке музейщики Bremen Kunsthalle поднимали архивы и запасники. И, внимательно исследовав купленный у зятя Бернара в 1970 году альбом с рисунками, нашли там нигде не публиковавшийся набросок изображающий… Ван Гога! Ну и двух дам полусвета, как полаают. С Ван Гогом Эмиль Бернар плотно общался, а письма Винсента, ему адресованные (81 страница!), как-то выставлялись на одном из вернисажей. Они обсуждают прозу Толстого и статью об искусстве, написанную Делакруа…
  • Эмиль Бернар - набросок, изображающий Ван Гога
  • Письма Ван Гога, адресованное Бернару
Выставка в Германии представляет все периоды творчества Эмиля Бернара, так что можно проследить за ходом его живописных увлечений и экспериментов. А в качестве «индикатора» — еще и отличная выборка работ Поля Гогена, Винсента Ван Гога и Анри де Тулуз-Лотрека. Они не затмевают, а скорее, проливают свет на то, что превосходные работы Эмиля Бернара действительно заслуживают внимания и узнавания.



Пришло время выходить из тени своего окружения, считают искусствоведы! Бернар учился с Тулуз-Лотреком в Париже (только посмотрите на прекрасный портрет Эмиля, нарисованный Анри!), развивал основы символизма с Гогеном в Бретани в 1988, и Сезанн вдохновлял его.

Тут, возможно, мы и подходим к нашей версии пребывания в забвении Эмиля Бернара. Посмотрите: он копировал работы Ван Гога, общался с Гогеном — и его собственные «Крестьяне» словно микс-вариации работ гениев. Натюрморт кисти Бернара по-сезанновски сочен, а еще приходят мысли и о восточных мотивах Матисса. И вот тут-то даты с нами не согласятся: в 1888 году Матисс после обучения в Школе юридических наук только получил право работать. Его «Одалиски» придут после 1911 года…
Тем не менее, выглядит так, будто творчество Эмиля Бернара вторично.
Мы не претендуем на истину, а лишь строим предположения, почему творчество этого мастера не было на виду у широкой публики. Между тем, цель выставки — развеять все сомнения в том, что Эмиль Бернар был не только современником и настоящим соратником в кругу гениальных бунтарей, но и выступал настоящим новатором в живописи.
Итак, увлекаемся вместе с Бернаром: сначала — группа художников Понт-Авен и, вместе Луи Анкетеном, разработка нового «клуазоннистского» стиля живописи (четкие контуры разделяют различные цвета). Позже — проявление и развитие основ символизма с Одилоном Редоном. А в поздний период стиль мастера опять меняется, и Эмиль Бернар порой копирует работы… старых венецианцев и картины художников эпохи Возрождения. Настоящая творческая натура!

После окончания вернисажа в Бремене 31 мая в этом будут убеждаться парижане и гости французской столицы с 17 сентября до 5 января 2016 (выставка «Emile Bernard (1868−1941)» в Музее Оранжереи — Musée de l’Orangerie).
Комментировать Комментарии
HELP