войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Судьба «Адама» и «Евы»: новый поворот в громком деле о реституции диптиха Лукаса Кранаха

Владельцы — наследники или музей Нортона Саймона в Калифорнии? Вынесен новый вердикт по самому громкому спору десятилетия. История с диптихом Лукаса Кранаха запутана донельзя, оцените и фигурантов — от советского правительства до Германа Геринга… Пришлось даже схему составить — впору идти искать клад.

Судьба «Адама» и «Евы»: новый поворот в громком деле о реституции диптиха Лукаса Кранаха
Согласно Библии, все беды в мире начались после того, как Адам и Ева вкусили запретный плод. Художник немецкого Ренессанса Лукас Кранах Старший запечатлел этот момент на парных деревянных панелях, которые сейчас висят в музее Нортона Саймона в Калифорнии. В течение первой половины 20 века диптихом попеременно владели российский князь, советское правительство, европейский арт-дилер Жак Гудстиккер, ближайший приспешник Гитлера Герман Геринг и власти Голландии. И вот уже более 15 лет длится спор о том, кому же в итоге принадлежит шедевр — наследникам Гудстиккера или музею. В апреле 2015 года был вынесен следующий вердикт: окружной суд Калифорнии не убедили аргументы музея Нортона Саймона (Пасадина), который требовал прекратить тяжбу с наследниками Жака Гудстиккера за владение «Адамом» и «Евой» (обе — около 1530 года). Ранее апелляцию учреждения отклонил Верховный суд США.
Обновление информации. Согласно судебному решению 2018 года, диптих Лукаса Кранаха Старшего остается в Музее Нортона Саймона в связи с тем, что эти работы в прошлом уже возвращались законному владельцу и последующие сделки признаны правомочными.
Судьба «Адама» и «Евы»: новый поворот в громком деле о реституции диптиха Лукаса Кранаха
Марей фон Захер (Marei von Saher), невестка арт-дилера еврейского происхождения Жака Гудстиккера (Jacques Goudstikker), с 2007 года настаивает на своём праве на владение диптихом. До Второй мировой войны шедевр, написанный маслом на дереве, был частью коллекции Гудстиккера, насчитывавшей свыше 1200 произведений искусства.
После немецкого вторжения в 1940 году «король европейских антикваров» с семьёй попытался бежал из Ни


После немецкого вторжения в 1940 году «король европейских антикваров» с семьёй попытался бежал из Нидерландов. Сам Гудстиккер (на фото) погиб на корабле, но его супруга и ребёнок добрались до США. Своё собрание арт-дилер оставил на родине, и его мать вынуждена была продать коллекцию Алоису Мидлю — дилеру рейхсмаршала Германа Геринга. По окончании Второй мировой союзники вернули работы голландскому правительству. Вдова Гудстиккера, Дэзи, не верила в справедливость властей, и потому решила не вести переговоры о реституции.

Дело осложняет тот факт, что до арт-дилера диптихом владел Георгий Щербатов-Строганов. Во времена Сталина шедевры Кранаха вместе со всей коллекцией были проданы с аукциона, который семья князя публично назвала незаконным. В 1966 году Щербатов-Строганов выкупил работы у голландского правительства, а затем перепродал Нортону Саймону.
Схема ниже иллюстрирует переход «Адама» и «Евы» от владельца к владельцу в течение 20 века.
Судьба «Адама» и «Евы»: новый поворот в громком деле о реституции диптиха Лукаса Кранаха
Оценочная стоимость диптиха Кранаха в 2006 году «с поправкой на инфляцию» составила примерно $ 28,3 млн. Рекорд для произведений немецкого живописца, когда-либо выставлявшихся на торги, составляет $ 8,6 млн ($ 15,4 млн по нынешним ценам) на аукционе Christie’s в Лондоне в 1990 году. Это портреты Иоганна, курфюрста Саксонского (1526 год) и сына его Иоганна Фридриха (1531 год), шедшие одним лотом, а также «Покаяние святого Иеронима» (1502 год), проданное отдельно в тот же день.
  • Лукас Кранах Старший, "Портрет курфюрста Иоганна Фридриха Саксонского", 1531 г.
  • Лукас Кранах Старший, "Портрет курфюрста Иоганна Саксонского", 1526 г.
Музей в Пасадине, который выставляет «Адама» и «Еву» с 1971 года, заявляет, что раз Дэзи Гудстиккер решила не ввязываться в судебные разбирательства, то срок давности претензий на владение украденными работами для неё и Марей фон Захер как «наследницы интересов» истёк. Однако окружного судью Джона Уолтера (John Walter) такой аргумент не впечатлил.
Он заявил, что у музеев достаточно возможностей проследить происхождение предметов искусства, которы

Он заявил, что у музеев достаточно возможностей проследить происхождение предметов искусства, которые они покупают. И что «вор не может передавать право собственности вне зависимости от того, сколько прошло времени». А потому «приобретение краденого имущества порождает новые обстоятельства в деле о незаконном присвоении».

В 2015 году суд постановил, что наследники имеют право на новый срок давности.
Кстати, в 2012 году тот же Джон Уолтер отклонил иск невестки Гудстиккера и её дочерей против музея на том основании, что голландское правительство сделало всё необходимое, чтобы вернуть картины их законным владельцам. Однако его вердикт был отменён в июне 2014 года, что позволило Марей фон Захер вновь начать процесс реституции «Адама» и «Евы».
Марей фон Захер на фоне других возвращённых работ
Марей фон Захер на фоне других возвращённых работ
С середины 1990-х годов нанятая ею международная команда юристов уже вернула семье 202 картины, находившиеся в голландских музеях, а также предметы искусства из коллекций в Германии, Австрии, Швейцарии, Великобритании и США. Кстати, часть собрания Гудстиккера могла попасть и в Россию, но для арт-детективов она остаётся большим белым пятном. В стране принят закон о реституции произведений искусства жертвам холокоста, но до сих пор нет доступа к информации о том, где они могут находиться.
Рекомендуемые художники
…Начавшись с Адама и Евы, библейское повествование приводит нас к царю Соломону, который назван «справедливейшим из всех судей». Но, вероятно, и ему было бы тяжело разобраться во всех перипетиях участи шедевра Кранаха, происходивших на фоне трагических моментов истории.
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме