Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
Владельцы — наследники или музей Нортона Саймона в Калифорнии? Вынесен новый вердикт по самому громкому спору десятилетия. История с диптихом Лукаса Кранаха запутана донельзя,оцените и фигурантов — от советского правительства до Германа Геринга… Пришлось даже схему составить — впору идти искать клад.
Согласно Библии,все беды в мире начались после того,как Адам и Ева вкусили запретный плод. Художник немецкого Ренессанса Лукас Кранах Старший запечатлел этот момент на парных деревянных панелях,которые сейчас висят в музее Нортона Саймона в Калифорнии. В течение первой половины 20 века диптихом попеременно владели российский князь,советское правительство,европейский арт-дилер Жак Гудстиккер,ближайший приспешник Гитлера Герман Геринг и власти Голландии. И вот уже более 15 лет длится спор о том,кому же в итоге принадлежит шедевр — наследникам Гудстиккера или музею. В апреле 2015 года был вынесен следующий вердикт: окружной суд Калифорнии не убедили аргументы музея Нортона Саймона(Пасадина), который требовал прекратить тяжбу с наследниками Жака Гудстиккера за владение«Адамом» и «Евой»(обе — около 1530 года). Ранее апелляцию учреждения отклонил Верховный суд США.
Обновление информации. Согласно судебному решению 2018 года,диптих Лукаса Кранаха Старшего остается в Музее Нортона Саймона в связи с тем,что эти работы в прошлом уже возвращались законному владельцу и последующие сделки признаны правомочными.
Марей фон Захер(Marei von Saher), невестка арт-дилера еврейского происхождения Жака Гудстиккера(Jacques Goudstikker), с 2007 года настаивает на своём праве на владение диптихом. До Второй мировой войны шедевр,написанный маслом на дереве,был частью коллекции Гудстиккера,насчитывавшей свыше 1200 произведений искусства.
После немецкого вторжения в 1940 году«король европейских антикваров» с семьёй попытался бежал из Нидерландов. Сам Гудстиккер(на фото) погиб на корабле,но его супруга и ребёнок добрались до США. Своё собрание арт-дилер оставил на родине,и его мать вынуждена была продать коллекцию Алоису Мидлю — дилеру рейхсмаршала Германа Геринга. По окончании Второй мировой союзники вернули работы голландскому правительству. Вдова Гудстиккера,Дэзи,не верила в справедливость властей,и потому решила не вести переговоры о реституции.
Дело осложняет тот факт,что до арт-дилера диптихом владел Георгий Щербатов-Строганов. Во времена Сталина шедевры Кранаха вместе со всей коллекцией были проданы с аукциона,который семья князя публично назвала незаконным. В 1966 году Щербатов-Строганов выкупил работы у голландского правительства,а затем перепродал Нортону Саймону.
Схема ниже иллюстрирует переход«Адама» и «Евы» от владельца к владельцу в течение 20 века.
Оценочная стоимость диптиха Кранаха в 2006 году«с поправкой на инфляцию» составила примерно $ 28,3 млн. Рекорд для произведений немецкого живописца,когда-либо выставлявшихся на торги,составляет $ 8,6 млн($ 15,4 млн по нынешним ценам) на аукционе Christie’s в Лондоне в 1990 году. Это портреты Иоганна,курфюрста Саксонского(1526 год) и сына его Иоганна Фридриха(1531 год), шедшие одним лотом,а также«Покаяние святого Иеронима»(1502 год), проданное отдельно в тот же день.
Лукас Кранах Старший, "Портрет курфюрста Иоганна Фридриха Саксонского", 1531 г.
Лукас Кранах Старший, "Портрет курфюрста Иоганна Саксонского", 1526 г.
Музей в Пасадине,который выставляет«Адама» и «Еву» с 1971 года,заявляет,что раз Дэзи Гудстиккер решила не ввязываться в судебные разбирательства,то срок давности претензий на владение украденными работами для неё и Марей фон Захер как«наследницы интересов» истёк. Однако окружного судью Джона Уолтера(John Walter) такой аргумент не впечатлил.
Он заявил,что у музеев достаточно возможностей проследить происхождение предметов искусства,которые они покупают. И что«вор не может передавать право собственности вне зависимости от того,сколько прошло времени». А потому«приобретение краденого имущества порождает новые обстоятельства в деле о незаконном присвоении».
В 2015 году суд постановил,что наследники имеют право на новый срок давности.
Кстати,в 2012 году тот же Джон Уолтер отклонил иск невестки Гудстиккера и её дочерей против музея на том основании,что голландское правительство сделало всё необходимое,чтобы вернуть картины их законным владельцам. Однако его вердикт был отменён в июне 2014 года,что позволило Марей фон Захер вновь начать процесс реституции«Адама» и «Евы».
Марей фон Захер на фоне других возвращённых работ
С середины 1990-х годов нанятая ею международная команда юристов уже вернула семье 202 картины,находившиеся в голландских музеях,а также предметы искусства из коллекций в Германии,Австрии,Швейцарии,Великобритании и США. Кстати,часть собрания Гудстиккера могла попасть и в Россию,но для арт-детективов она остаётся большим белым пятном. В стране принят закон о реституции произведений искусства жертвам холокоста,но до сих пор нет доступа к информации о том,где они могут находиться.
…Начавшись с Адама и Евы,библейское повествование приводит нас к царю Соломону,который назван«справедливейшим из всех судей». Но,вероятно,и ему было бы тяжело разобраться во всех перипетиях участи шедевра Кранаха,происходивших на фоне трагических моментов истории.