Регистрация

Рассказчики, художники - от Левитана до Кантора, Виноградова и Дубосарского. Русский музей представляет "нарративность" в живописи ХХ-ХХI веков

Мне нравится2       0  
До 25 мая в Санкт-Петербурге художники делятся живописными рассказами. Выставка «Новые рассказчики в русском искусстве ХХ-ХХI веков» полна историй и повествований, которые открывают произведения Левитана, Копейкина, Петрова-Водкина и других художников.
Экспозиция самых разных историй историй глазами художников — «сборник» получился очень пестрым и интересным. Он насчитывает 80 произведений живописи и графики, художественных объектов и инсталляций как из собрания самого Русского музея, так и из частных коллекций и запасников региональных музеев.
Максим Карлович Кантор. Поезд

По словам кураторов выставки, ее главная цель — показать, как художники в манере рассказа описывают разные события, от бытовых и злободневных до исторических и «вечных» сюжетов. Более 100 лет истории можно проследить в занимательных картинах, начиная с XIX века и до современности.

Максим Кантор «Поезд», 2012.

Поделиться   Поделиться  Поделиться  
Идею создания такой обширной и амбициозной выставки заведующий отделом новейших течений Русского музея Александр Боровский лелеял несколько лет. Проект действительно масштабный, в одном зале собраны подлинные примеры отношений русского искусства и повествования как жанра на протяжении двух столетий.
А история была переменчива и непостоянна: сначала господствует жанровая живопись, затем художники отказываются от какого-либо намека на рассказ, и с приходом авангардных течений нарратив в живописи вовсе забывается. Возрождение×Преодолев страх перед собственным отображением в воде, человек захотел этот фантом удержать. Испробованы были всевозможные средства: емкости с водой, полированные поверхности, эксперименты с оловом и пр. Наконец, многовековые опыты завершились тем, что все мы можем себя видеть с утра до вечера, и зеркало из загадочного и зловещего превратилось в заурядный предмет обихода. Но в истории живописи у зеркал была и продолжается бурная и яркая жизнь. Так за что же их так полюбили художники? читать дальше рассказа происходит в период расцвета соцреализма и приобретает формы многословности. Затем, после «избыточного» советского периода современные художники снова не спешат «рассказывать» зрителю, а наоборот отдают предпочтение недосказанности в инсталляциях и арт-объектах. И только сравнительно недавно художник-рассказчик снова становится актуальным живописцем.

Соцреализм×Социалистический реализм — художественный метод, распространенный в искусстве СССР и других социалистических стран. Был одобрен на партийном съезде 1932 года как инструмент для укрепления авторитета партии и продвижения государственных идей. читать дальше с другой стороны

На выставке представлен очень широкий взгляд на эпоху соцреализма: от настоящих «канонических» примеров до тонкого юмористического взгляда. Например, масштабное полотно «Новоселье» Кузьмы Петрова-Водкина, изображающее вселение фабричных рабочих в новую квартиру, сегодняшнему зрителю кажется немного карикатурным, хотя картина писалась в годы начала НЭПа.



Жанровая картина Александра Лактионова «Письмо с фронта» в 1948 году была отмечена Сталинской премией и не раз была любимым «фронтовым» изображением на разворотах журналов «Огонёк», «Работница» и «Крестьянка», репродукцию даже печатали на отдельных листах массовыми тиражами.

Другая картина, казалось бы совсем близкая по духу к полотну Лактионова, «не прошла» отбор социалистической цензурой за излишне «бытовое» повествование, не вписывающееся в идеологию изображения советских героев. Речь идет о масштабном полотне Анатолия Левитина и Юрий Тулина «Свежий номер цеховой газеты» (1952).

Поделиться   Поделиться  Поделиться  

Неофициальное искусство

После масштабных полотен соцреализма идут небольшие по размерам картины художников 1970−90 годов. Ну и, конечно же, в Питере не обошлись без «Митьков», среди художников этой «хипповатой» группы — работы Гелия Коржева, Виктора Тихомирова, Владлена Гаврильчика, Василия Голубева, Владимира Шинкарева и Владимира Овчинникова, основателя так называемого «газо-невского движения».
Гелий Михайлович Коржев. Лишенная родительских прав




Работа Гелия Коржева «Лишенная родительских прав» — нелицеприятная драма. Еще одна история…

Поделиться   Поделиться  Поделиться  

От плаката и комикса - к живописи

Тенденция «миграции в живопись» наблюдалась у многих представленных на выставке художников периода 90-х и 2000-х. Графический репортаж, агрессивные событийные сюжеты, — неудивительно, что на полотнах романтика повествования сменилась лаконичным и жестким текстом, написанным маслом.
«Повествовательная гламурная живопись» — так можно охарактеризовать целую серию работ Виноградова, Дубосарского, Шорина и других художников, работающих в стиле поп-арта. Кричащий глянец - доведение до абсурда идей с глобализации и ценностей поколения потребления.
Среди других представителей ХХІ века — известные своей любовью к повествованию не только сюжетных историй, но и целых «сериалов»: Николай Копейкин, Таисия Короткова, Диана Мичулина, Александр Виноградов и Владимир Дубосарский.
Детектив и мелодрама, роман и короткий рассказ — все это и многие другие примеры повествовательной живописи представлены на выставке «Новые рассказчики в русском искусстве ХХ-ХХI веков» до 25 мая в Русском музее по адресу: Санкт-Петербург, ул. Миллионная, д. 5/1.

Заглавная картина статьи «За честные выборы» (2011) принадлежит творческому Дуэту Александру Виноградову и Владимиру Дубосарскому.
Комментировать Комментарии
HELP