Рассказчики, художники - от Левитана до Кантора, Виноградова и Дубосарского. Русский музей представляет "нарративность" в живописи ХХ-ХХI веков
До 25 мая в Санкт-Петербурге художники делятся живописными рассказами. Выставка «Новые рассказчики в русском искусстве ХХ-ХХI веков» полна историй и повествований, которые открывают произведения Левитана, Копейкина, Петрова-Водкина и других художников.
Экспозиция самых разных историй историй глазами художников — «сборник» получился очень пестрым и интересным. Он насчитывает 80 произведений живописи и графики, художественных объектов и инсталляций как из собрания самого Русского музея, так и из частных коллекций и запасников региональных музеев.
Класс
2013
По словам кураторов выставки, ее главная цель — показать, как художники в манере рассказа описывают разные события, от бытовых и злободневных до исторических и «вечных» сюжетов. Более 100 лет истории можно проследить в занимательных картинах, начиная с XIX века и до современности.
Максим Кантор «Поезд», 2012.
Идею создания такой обширной и амбициозной выставки заведующий отделом новейших течений Русского музея Александр Боровский лелеял несколько лет. Проект действительно масштабный, в одном зале собраны подлинные примеры отношений русского искусства и повествования как жанра на протяжении двух столетий.
На линии огня
1916, 196×275 см
А история была переменчива и непостоянна: сначала господствует жанровая живопись, затем художники отказываются от какого-либо намека на рассказ, и с приходом авангардных течений нарратив в живописи вовсе забывается. Возрождение
рассказа происходит в период расцвета соцреализма и приобретает формы многословности. Затем, после «избыточного» советского периода современные художники снова не спешат «рассказывать» зрителю, а наоборот отдают предпочтение недосказанности в инсталляциях и арт-объектах. И только сравнительно недавно художник-рассказчик снова становится актуальным живописцем.
Крах банка
1932
Соцреализм с другой стороны
На выставке представлен очень широкий взгляд на эпоху соцреализма: от настоящих «канонических» примеров до тонкого юмористического взгляда. Например, масштабное полотно «Новоселье» Кузьмы Петрова-Водкина, изображающее вселение фабричных рабочих в новую квартиру, сегодняшнему зрителю кажется немного карикатурным, хотя картина писалась в годы начала НЭПа.
Новоселье (Рабочий Петроград)
1937, 204×297 см
Жанровая картина Александра Лактионова «Письмо с фронта» в 1948 году была отмечена Сталинской премией и не раз была любимым «фронтовым» изображением на разворотах журналов «Огонёк», «Работница» и «Крестьянка», репродукцию даже печатали на отдельных листах массовыми тиражами.
Письмо с фронта
1947, 155×222 см
Другая картина, казалось бы совсем близкая по духу к полотну Лактионова, «не прошла» отбор социалистической цензурой за излишне «бытовое» повествование, не вписывающееся в идеологию изображения советских героев. Речь идет о масштабном полотне Анатолия Левитина и Юрий Тулина «Свежий номер цеховой газеты» (1952).
Неофициальное искусство
После масштабных полотен соцреализма идут небольшие по размерам картины художников 1970−90 годов. Ну и, конечно же, в Питере не обошлись без «Митьков», среди художников этой «хипповатой» группы — работы Гелия Коржева, Виктора Тихомирова, Владлена Гаврильчика, Василия Голубева, Владимира Шинкарева и Владимира Овчинникова, основателя так называемого «газо-невского движения».
Базар
1976, 90 см
Работа Гелия Коржева «Лишенная родительских прав» — нелицеприятная драма. Еще одна история…
Игра в биллиард
1988
От плаката и комикса - к живописи
Тенденция «миграции в живопись» наблюдалась у многих представленных на выставке художников периода 90-х и 2000-х. Графический репортаж, агрессивные событийные сюжеты, — неудивительно, что на полотнах романтика повествования сменилась лаконичным и жестким текстом, написанным маслом.
Драка в парке
2001
«Повествовательная гламурная живопись» — так можно охарактеризовать целую серию работ Виноградова, Дубосарского, Шорина и других художников, работающих в стиле поп-арта. Кричащий глянец - доведение до абсурда идей с глобализации и ценностей поколения потребления.
Среди других представителей ХХІ века — известные своей любовью к повествованию не только сюжетных историй, но и целых «сериалов»: Николай Копейкин, Таисия Короткова, Диана Мичулина, Александр Виноградов и Владимир Дубосарский.
Ночь на Ивана Купалу из серии "Слоны Петербурга"
2008, 180×270 см
Детектив и мелодрама, роман и короткий рассказ — все это и многие другие примеры повествовательной живописи представлены на выставке «Новые рассказчики в русском искусстве ХХ-ХХI веков» до 25 мая в Русском музее по адресу: Санкт-Петербург, ул. Миллионная, д. 5/1.
Заглавная картина статьи «За честные выборы» (2011) принадлежит творческому Дуэту Александру Виноградову и Владимиру Дубосарскому.
Заглавная картина статьи «За честные выборы» (2011) принадлежит творческому Дуэту Александру Виноградову и Владимиру Дубосарскому.