Регистрация

Размышления об импрессионистах, женщинах, французах и британцах: проект «В честь Мане»

Мне нравится2       0  

Как сделать целую выставку опираясь на одну картину?! Изящно, если полотно — значительное, тема - популярна, а круг художников, ее затронувших — широк. Выставка «В честь Мане» в музее-галерее Норвич Касл в городе Норидж — это собрание из 60 прекрасных картин современников художника, от Моне до Сарджента, а также плакаты, рисунки, гравюры, открытки и тексты.

Основная тема выставки — это образ женщины в французском и британском искусстве, и, конечно же, наследие Мане в Британии. Особое внимание организаторы уделили вопросу влияния творчества Мане на британских живописцев, и восприятию женских портретов в современном художественном мире.
Главная картина экспозиции — «Портрет мадемуазель Клаус» написанный Мане в 1868 году. В этом же году Эдуард Мане впервые посетил столицу Великобритании. Изображенная на портрете Фанни Клаус (Fanny Claus, 1846−77) была близкой подругой жены художника Сюзанны Леенхоф. Скрипачка по призванию, участница первого женского струнного квартета, веселая и компанейская девушка была одним из близких друзей четы Мане, и, вообще, нередко позировала художникам. Она вышла замуж тоже за художника — друга Эдуарда Мане, Пьера Принса, но, увы, в 30 лет умерла от туберкулеза…
Эдуар Мане. Балкон
Балкон
1869, 169×123 см
Как тут не вспомнить об известнейшем другом полотне кисти Мане, где «На балконе» встретились Берта Моризо и Фанни Клаус? Представительный мужчина позади — художник Антуан Гийеме.
Так что отдельный портрет изящной скрипачки, умницы-красавицы, - тоже в фокусе внимания. Причем еще и с недавней громкой историей! «Второй волне славы» картина Мане обязана долгой финансовой эпопее, связанной с приобретением картины музеем. Сначала, в 2012 году, картину приобрел иностранный покупатель за 28,35 млн. долларов, но ее, согласно известной практике, признали культурным наследием и временно запретили вывозить из страны.

Восемь месяцев длилась кампания по сбору средств на выкуп «пленницы». 27% рыночной стоимости картины заплатило государство, остальные средства были собраны благодаря частным пожертвованиям, грантам Художественных фондов, трастов, коммерческих компаний со всего мира.

В итоге, — внимание (!) — за 7 миллионов 830 тысяч фунтов стерлингов Эшмолеанский музей приобрел картину у иностранного покупателя. Совершить покупку ему было рекомендовано изначально — меценаты знали, где обоснуется полотно. Например, такие, как хорошая девочка Мара Талбот (Mara Talbot) — именно ее 30 фунтов стали финальной суммой для вырученной суммы. Ну, а картина кисти Мане считается самым значительным приобретением в истории музея.

В итоге портрет Фанни Клаус, который переехал в Англию в 1884 году - его купили сразу после смерти художника, — остался в стране и приобрел «вторую жизнь»: музейную и выставочно-«гастрольную».
Наряду с «заглавной» картиной, на выставке можно полюбоваться работами Эдуарда Мане, Клода Моне, Джона Сарджента, Филиппа Уилсона Стиера, Уолтера Чарльза Сикерта, Гвен Джон, Уильяма Орпена, Ванессы Белл, Лоры Найт, Альфреда Мюнингса и многих других художников.
Уолтер Чарльз Сикерт. Девочка возле окна


Всего экспозиция насчитывает 60 работ, охватывающих период с 1860 по 1914 год. Большая часть картин, рисунков и гравюр предоставлены из запасников галереи Тейт, Британского музея, Национальной портретной галереи, а также из собраний частных коллекционеров.

Уолтер Чарльз Сикерт «Девочка возле окна», 1907.

Мане, Моне... Кто живописи английской цценен?

Рассказывая о Мане, невозможно обойтись без Моне — и по праву! Его влияние на британскую живопись тех лет бесспорно. Портрет кисти Клода Моне «Женщина на скамейке» представлен на выставке в разделе «Белая невинность» как блестящий пример взаимного влияния двух культур, французской и британской живописи. Ну, а рядом с работой Моне представлено полотно «Черный ручей» Джона Сарджента. На всех трех картинах представлен образ прекрасной девы девушки в белом летнем платье, изящно восседающей на лоне природы. Такой «воздушный» женский портрет был очень популярен в то время. Картины Моне и Сарджента предосталены Лондонской галереей Тейт.
Гвен Джон. Девушка в синем платье

Инновационную технику портрета подхватили и британские женщины-художницы: Гвен Джон, Лаура Найти Ванесса Белл, картины кисти которых предоставила Лондонская национальная портретная галерея.

Гвен Джон «Девушка в синем платье и с кусочком шитья в руках», 1914

Прекрассным примером влияния Парижской школы на британских художников являются работы Уильяма Орпена, Филиппа Уилсона Стэра, Уолтера Сикерта и еще 20 художников которые входили в Новый английский клуб искусства. Этот клуб был образован в 1885 году как альтернатива Королевской академии художниками, которые после возвращения из Парижа хотели сохранить и развивать дух импрессионизма у себя на родине.
Интересен тот факт, что, несмотря на свои прогрессивные взгляды, членами Нового английского клуба могли быть только мужчины. Ох уж этот английский консерватизм!
Блестящая выставка «В честь Мане» пока не собирается в путешествия, поэтому увидеть главный шедевр музея и работы британских последователей гениального Эдуарда Мане можно до 19 апреля лишь в городе Норидж.
Комментировать Комментарии
HELP