Регистрация

Жана д`Арк и Уорхол с ружьем в одном лице: ретроспектива «воина от искусства» Ники де Сен Фалль в Испании

Мне нравится2       0  
Первая за последние два десятка лет выставка «женщины-оркестра» — самобытной художницы, скульптора, перформера, и борца против социальной несправедливости, — открылась в музее Гуггенхайм в Бильбао. «Кислотные» скульптуры а-ля Гауди по имени «Нана», наивные комиксы, отрывки из перформансов и «жены, поедающие своих мужей»… Все это на фоне полной невероятных событий жизни художницы — в нашем обзоре ретроспективы Ники де Сен Фалль.

Против течения

Более двух сотен личных вещей, работ, созданных за пол века, неопубликованных документов, дополняемые видеотрансляцией интервью автора. Выставка в музее Гуггенхайм Бильбао (Guggenheim, Bilbao) позволяет без телескопа рассмотреть звезду нового реализма — французского аналога поп-арта.
«Я Ники де Сен-Фалль и делаю монументальные скульптуры», — такое видео открывает ретроспективу художницы, первую за годы, прошедших со дня смерти Ники де Сен-Фалль в 2002 году. Хронологическая и тематическая выставка до 2 февраля с огромным успехом гостила в Париже, теперь переехала в Испанию.
История Ники де Сен-Фалль (Niki de Saint Phalle, 1930−2002) затмила бы ни один роман или мелодраму.
Она отказалась от родительских денег, сбежав от материнской тирании и насилия отца (не скрывая шока от пережитого в 11 лет инцеста в последующих интервью) вместе с возлюбленным, дирижером и поэтом, Харри, работала моделью Vogue и Life. Эксцентричная парочка воровала книги и еду, создавала ассамбляжи, походившие на работы неодадаистов. А в 50-е Ники и Харри покинули Нью-Йорк с его «маккартизмом» и с разгона прыгнули в небо Парижа.
Как-то раз, во время отпуска на Средеземноморском побережье Ники пережила сильнейший нервный срыв, оказавшийся симптомом шизофрении. Депрессия не поддалась модному среди психиатров того времени электрошоку. Единственным оружием против безумия для Сен Фалль стало искусство. Это оно извлекло из подсознания будущей художницы образ угнетаемой женщины, ставшей центральным объектом многих ее работ — ассамбляжей из осколков кукол, засохших цветов, проволок и игрушечных машинок.
Жан Дебюффе, Гауди и Поллок — с таким набором вдохновителей, феминистка стала на тропу войны со злом — войнами, насилием, гендерным и социальным неравенством, эпидемией СПИДа, антисимитизмом, наркоманией.
Ники де Сен Фалль. Пара выгуливает паука
Ники де Сен Фалль
XX век
Ники де Сен Фалль. Композиция №6
Ники де Сен Фалль
XX век
Ники де Сен Фалль. Композиция  № 1
Ники де Сен Фалль
XX век
Ники де Сен Фалль. Рисунок №2
Ники де Сен Фалль
XX век
Сегодня о социальном подтексте ее броских работ, к сожалению, забыли. Поэтому целью кураторов выставки стало не только знакомство зрителей с творчеством Ники, но и приобщить ее к идеям, волновавшим художницу.

У входа в музей посетителей встречают огромные полистироловые «Наны». По-французски буквально — «тетки», яркие цветные куклы, пышущие здоровьем, в меру упитанные, созданные под впечатлением от наивного искусства (по другой версии — Ники взволновала беременность подруги).

С первого появления «Наны» в 1961 году, автор селила их под открытым небом, а однажды даже «посадила» целый скульптурный «Сад Таро» (Giardino dei Tarocchi), в котором каждый объект символизировал одну из карт.
Будучи первой художницей-феминисткой, Ники Сен-Фалль пошатнула каноны красоты женского тела в искусстве, тем самым заставляя пересмотреть взгляды на роль женщины в социуме. Антиподами Нан были злые «жены, заглатывающие своих мужей» и воплощающие темную сторону женского начала.

Скульптор с оружием

Сама Ники де Сен Фалль полагала, что «в силу своей психической конституции могла бы стать террористом. Но вместо этого использовала оружие во имя высших целей». Перформанс с расстрелом собственных картин (Shooting Paintings) и скульптур стал ее арт-ответом на войну в Алжире. Внутри гипса — емкости с краской, искусство «кровоточило» на глазах у публики… Наряду с Ивом Кляйном и своим вторым мужем, скульптором Жаном Тэнгли, Ники Сен-Фалль стала первой девушкой, принятой в компанию арт-движения «Новый реализм».



В экспозицию вошли страницы из по-детски наивных графических романов Сен Фалль, написанных нарочито неуклюжим почерком. Их герои — дивные звери и птицы, аляповатые предметы и инопланетные существа. Одно из таких иллюстрированных литературных произведений автор посвятила проблеме СПИДа: книга обрела популярность во всем мире и была издана в переводе на несколько языков.

Кем была Ники Сен Фалль — просветленной или хулиганкой, гением или сумасшедшей? Решать предстоит посетителям экспозиции, которая будет гостить в Бильбао до 11 июня.

Адрес музея Гуггенхайм: Avenida Abandoibarra, 2 48009 Bilbao
КомментироватьКомментарии
HELP