«Половички» Сары Ильиничны Штерн в Тейт-модерн: работы парижской авангардистки украинского происхождения Сони Делоне - впервые в Англии
С этой парижанкой с украинскими корнями, выросшей в Санкт-Петербурге, и известной во всем мире как Соня Делоне (Sonia Delaunay), скоро можно будет поближе познакомиться в столице Великобритании. Ретроспектива богини цвета, подарившей миру слово «симультанизм», впервые открывается в туманном городе на Темзе. Гипнотические узоры Делоне ждут вас на выставке, которую уже называют одной из лучших экспозиций Лондона-2015.
Стильно, модно, молодежно
Авангардистка Соня Делоне перенесла высокое искусство из картинных рам и музейных пространств на подолы платьев и стены квартир, превратив в дизайнерский объект даже маленькое детское одеяльце, в которое она закутывала своего сына. Родилась в Одессе, выросла в России, обучалась в Германии, и в 1906 году влилась в парижское авангардное течение. Здесь художница повстречала своего будущего супруга, Роберта Делоне (Robert Delaunay), совместно с которым они изобрели живописный стиль танцующих солнечных кругов и цветовых вибраций, названный ими «симультанизмом».
Электрические призмы
1914, 250×250 см
Многие хрестоматийные композиции этого художественного направления презентуют на выставке в галерее «Тейт модерн», включая знаменитые работы «Электрические призмы» (1914) и «Bal Bullier» (1913).
Танцевальный зал Бюлье
1913, 50×73 см
Ритм цвета
1952, 105×194 см
Каков он, Париж начала ХХ века? Абстрактные произведения Сони Делоне — пульсирующая жизнь мегаполиса, провозглашающая рождение электрического уличного освещения, ритмы новых танцев и сбивающее с ног дыхание современности.
Что вдохновляло мадам Делоне?
Ретроспектива художницы посвящена ее экспериментам с цветом и формой, гобеленами, интерьерным текстилем и модой. Гости выставки узнают, как Делоне удалось вышить поэзию на ткани, превратить собственную квартиру в трехмерный коллаж
и вместе с неординарными костюмами войти в историю Дягилевских сезонов.
Свое первое пэчворк-платье в стиле «симультанизм» Соня Делоне презентовала в 1913 году, а вскоре открыла бутик в Мадриде. Клиентами ее прогрессивного ателье в Париже (Atelier Simultané), занимающегося пошивом зонтиков, шляп, обуви, шарфов и купальников, были голливудская звезда Глория Свенсон и известнейший британский архитектор Эрно Голдфингер.
По словам кураторов проекта, экспозиция коснется источников вдохновения художницы, коими были детские воспоминания о России и годы, проведенные в Испании и Португалии, где были созданы «Рынок в Миньо» (1915) и «Певцы Фламенко» (1915−1916).
Рынок в Миньо
1915, 127.5×92.5 см
Будоражил ум Сони Делоне бешеный темп прогресса и его порождения: от электрической лампочки до Эйфелевой башни, от Транс-Сибирской магистрали до самолетов. Так, на выставке в «Тейт модерн» впервые в Великобритании покажут ее семиметровые фрески «Двигатель», «Пропеллер» и «Панель управления», созданные автором специально для Международной выставки в Париже в 1937 году.
После смерти мужа Делоне в 1941 году, ее работы начали получить мировое признание (биографы часто отмечают, что до этого художника находилась в тени Роберта).
Портрет Филомены
1907, 40×42 см
Соня Делоне стала первой художницей, чья ретроспектива открылась Лувре еще при жизни (в 1964 году), и получивший орден Почетного легиона.
Авангардистка продолжала экспериментировать с абстракцией и в послевоенный период, занимаясь искусством до последнего дня жизни и став одним из первопроходцев нового времени, источником вдохновения для последующих поколений художников и дизайнеров.
Подсмотреть идеи для дизайна интерьера и модного гардероба у культовой художницы Сони Делоне можно будет с 15 апреля по 9 августа в галерее Тейт-модерн.