Регистрация

Фрида, Ривера, Сигейрос, Варо, Каррингтон... Мексиканские страсти и "хиты" из частных коллекций - в Америке.

Мне нравится3       0  
«Фрида Кало и Диего Ривера из коллекции Жака и Наташи Гельман & Искусство Мексики XX века из коллекции Стенли и Перл Гудмен» — это больше, чем выставка. Возможность оказаться в эпицентре бушующих страстей вместе с художниками, эмигрантами, коллекционерами, да еще в водовороте бурной мексиканской истории тех времен — богема спешит на вечеринку! Уникальное время — удивительные картины, причем некоторые — всемирно известные.
Картины Фриды Кало (Frida Kahlo, 1907−1954) и Диего Риверы (Diego Rivera, 1886−1957), как и картины их страстей, не перестают будоражить публику. Их называют самыми прославленными мексиканскими мастерами XX столетия, и выставки, на которых представлены оба художника — всегда в фаворе. Ну, а целая революционная плеяда самых ярких представителей искусства Мексики, плюс художники-эмигранты из Парижа - вместе они создали уникальное огненное блюдо, которое стоит попробовать на вкус. А уж цветов и товарищей там хватает!


К тому же речь идет о знаменитых личных коллекциях и предоставляется возможности увидеть легендарные полотна, обычно недоступные для любителей искусства. Что ж, 75 работ Кало, Риверы, и целой плеяды других интереснейших и уже известных творцов до 31 мая гостят во Флориде, в Музее Искусств Университетв Nova Southeastern University в Форт Лодердейле (NSU Art Museum Fort Lauderdale).

(Фото с открытия выставки — на официальной фейсбук-странице музея)

Работы прибыли из двух известных коллекций и обозначили название выставки: Фрида Кало и Диего Ривера из коллекции Жака и Наташи Гельман & Искусство Мексики XX века из коллекции Стенли и Перл Гудмен (Frida Kahlo and Diego Rivera from the Jacques and Natasha Gelman Collection & 20th Century Mexican Art from the Stanley and Pearl Goodman Collection).
«Мексиканские страсти» подаются в контексте истории не такого уж далекого времени: семилетняя гражданская война, свержение диктатуры, принятие новой конституции… И все нашло свое отражение в искусстве: порой сюжеты были истинно революционны, порой таковыми были цвета и формы, и, конечно, арт-революция приобрела и национально-этнические мотивы. И все это — с образами мексиканцев во всей красе, как ни странно — новшество того времени и того места. Причем у оригинального коктейля под почти официальным названием «мексиканский ренессанс» — особый «мультинациональный» вкус. В Мексику эмигрировали художники, спасаясь от нацистов, и в целом публика подобралась самая бесшабашная и изысканная.
Вовлеченными в культурно-революционную деятельность и ныне представленными на выставке оказались Леонора Каррингтон (Leonora Carrington, 1917−2011), Гюнтер Герсо (Gunther Gerzso, 1915−2000), Хосе Клементе Ороско (José Clemente Orózco, 1883−1949), Альфредо Рамос Мартинез (Alfredo Ramos Martinez, 1917 — 1946), Вольфганг Пален (Wolfgang Paalen, 1905−1959), Давид Сигейрос (David Siqueiros, 1896−1974), Руфино Тамайо (Rufino Tamayo, 1889−1991), и Ремедиос Варо (Remedios Varo, 1908−1963).
Жак Гельман (Jacques Gelman, 19091986) — эмигрант из России, успешный кинопродюсер, сделавший ставку на «мексиканского Чарли Чаплина», актера по прозвищу Кантинфлас (Cantinflas). Он не прогадал! Вместе с женой Наташей (Natasha Gelman) был вхож в мексиканскую богему, дружил со знаменитостями, и заказывал портреты у лучших из лучших.

Фрида Кало. Портрет Наташи Гельман




Наташу писали Диего Ривера, Фрида Кало, Руфино Тамайо (Rufino Tamayo) и Давид Альфаро Сикейрос (David Alfaro Siqueiros). К слову, европейского искусства супруги не чурались, и Наташа, скончавшаяся в 1998 г., завещала отличную коллекцию нью-йоркскому музею Метрополитен.

Ну, а право распоряжаться «мексиканцами» досталось ее другу, американскому куратору Роберту Л. Литтману (Robert L. Littman). В коллекции, насчитывающей тогда 95 полотен — известнейшие работы Фриды Кало: «Автопортрет в образе теуаны (Диего в моих мыслях)» (1943), «Автопортрет с обезьянками», «Всеобъемлющая любовь к Вселенной, Земле, себе, Диего и сеньору Ксолотл» (1940).

Интерьер дома Гельманов в Мексике
Фрида Кало. Автопортрет с косой
Фрида Кало. Портрет Диего Риверы


Работы Риверы из этой коллекции также известны и значительны. Например, портрет Наташи Гельман (заглавная иллюстрация новости), который кураторы выставки называют «провокационным». Все эти чувственные лилии появились в 1943 году. «Тот же органический динамизм» предлагают нам распознать и на картине «Пейзаж с кактусами» (1931).

Кураторы выставки отмечают, что лилии — один из повторяющихся мотивов в творчестве художника. Впрочем, как и кактусы…
Диего Мария Ривера. Девушка у корзины с цветами
Диего Мария Ривера. Продавец цветов

Диего Ривера — коммунист, монументалист, прямо скажем — бабник, и возлюбленный мучитель Фриды Кало. Ривера, кстати, вступил в Коммунистическую партию уже после окончания революции, и позднее сделал знаменитую фреску для «Рокфеллер-центра» в Нью-Йорке, где можно было Ленина увидеть (и не только).

Также в собрании много работ кисти абстракциониста Гюнтера Герсо (Gunther Gerzso): картины этого художника венгерского происхождения стали высоко котироваться на рынке. За годы выставок собрание расширилось: вырученные средства идут на покупку новых работ.
Стенли и Перл Гудмен (Stanley and Pearl Goodman — он в центре черно-белого фото) начали коллекционировать искусство художников Мексики и Латинской Америки в 1991 году, когда оно еще не пользовалось ажиотажным спросом, и собрали не только картины Кало, Риверы и их современников, но и вообще работы, уделяющие внимание жителям и жизненным реалиям тех краев. Фантазии, мечты, абстракции Леоноры Каррингтон, Давида Альфаро Сикейроса, Гюнтера Герсо…
В 2012 году меценаты-собиратели пожертвовали 75 работ музею, в котором проводится вставка (NSU Museum of Art Fort Lauderdale), в том числе картины Диего Риверы, Хосе Клементе Ороско и Руфино Тамайо
Судьба Леоноры Каррингтон столь же сюрреалистична, как и ее картины. Англичанка из богатой семьи (по материнской линии — ирландка), она училась живописи во Флоренции, поступила в Лондонскую академию живописи, познакомилась с Максом Эрнстом, все бросив, переехала с ним в Париж.

Когда его арестовали, пережила нервный срыв, спасаясь от нацистской оккупации, переехала в Испанию, где здоровье опять разладилось, и была помещена в психиатрическую клинику. Но с помощью няни, прибывшей на подлодке, Леонора сбежала и перебралась в Португалию, оттуда — в США, и, наконец, в Мексике, где жила с 1942 года и до конца ее дней (Каррингтон прожила 94 года). Она дружила с художницами Ремедиос Варо и Фридой Кало. Так что уж мимо ее картин на нынешней выставке точно пройти невозможно!

Испанка Ремедиос Варо также тяготела к сюрреализму, а «свободомыслием» заразилась в Париже, где жила вместе с первым мужем, французским поэтом Бенжаменом Пере — тот как-то приезжал в Барселону поддержать республиканцев, а заодно поддержал и красавицу Ремедиос. А в 1942 году она бежит от оккупации и эмигрирует в Мексику… Как оказалось — навсегда. Там художница встречает австрийца, издателя Вальтера Грюена — бывшего узника нацистских концлагерей в Европе, и выходит замуж. Обеспеченный супруг дает ей возможность творить без забот, и после многолетних экспериментов к 1949 году она формирует свой узнаваемый стиль.
Хосе Клементе Ороско (1883−1949) — еще один активный участник Мексиканской революции, а также один из основателей «Синдиката революционных живописцев, скульпторов и граверов». Был предан чистой идее нас только бескомпромиссно, что на выставке, устроенной в разгар революции, выставил карикатуру на действующего президента страны Каррансу (бывшего тогда лидером революционного движения!). Из наиболее известных фактов о его искусстве — то, что графические росписи Ороско включены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Хосе Давид Альфаро Сикейрос. Автопортрет (El coronelazo)

Давид Альфаро Сикейрос (1896−1974) — активист, революционер, и… ссыльный. В мексиканской провинции создал одну из самых значительных серий работ. Но не угомонился: участвовал и в гражданской войне в Испании (дослужился до звания полковника), и даже был… в ликвидационной бригаде (кодовое название «Конь» — задание НКВД) по устранению Троцкого!

Покушение в мае 1940 г. было неудачным, но в связи с убийством Троцкого, произошедшим в том же году, был арестован… Сикейрос в 60-х оказался в тюрьме за политическую деятельность, но его освободили под давлением мировой общественности. Ну и вовсе замечтельный факт: Сикейрос — Почётный член Академии художеств СССР (1967), лауреат Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами» (1967), который много раз бывал в Москве.
Настоящий экскурс в удивительную мексиканскую историю, страстную и запутанную! Неудивительно, что в музее в честь открытия устроили необыкновенный праздник — впрочем, экспозиция выстроена довольно чинно… Выставка продлится до 31 мая.
КомментироватьКомментарии
HELP