войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Весь мир – театр… на выставке украинского авангарда в Нью-Йорке

В Украинском Музее в Нью-Йорке (США) открылась выставка «Инсценировка украинского авангарда 1910−1920-х годов». Впервые в истории в США в одном масштабном проекте представлены сразу 128 первоклассных произведений из фондового собрания киевского Музея театрального, музыкального и киноискусства Украины. Украинский Музей расположен в самом центре Нью-Йорка на Манхэттене, так что внимание Большого Яблока к работам Александры Экстер и Анатоля Петрицкого гарантировано.
Весь мир – театр… на выставке украинского авангарда в Нью-Йорке
Весь мир – театр… на выставке украинского авангарда в Нью-Йорке
Музей театрального, музыкального и киноискусства Украины входит в состав Национального заповедника «Киево-Печерская Лавра». Об этом собрании в самой Украине раньше знали, в основном, специалисты. Но именно благодаря отсутствию внимания, как оказалось. здешним музейщикам и удалось сохранить то, что в большинстве крупных тогда еще советских хранилищ благополучно уничтожили: представительную коллекцию работ украинского авангарда. В июне 2014 года в «Мыстецьком Арсенале» был представлен колоссальный по масштабам межмузейный проект под названием «Сцена украинского авангарда». В его основе лежало большое искусство (в первую очередь, эскизы костюмов и сценография) звезд первой величины украинского и мирового авангарда начала — первой трети ХХ века. Выставка стала де-факто первой широкой презентацией общественности коллекции МТМКУ (до того в том же Арсенале, а ранее в Украинском доме, показывали только отдельные работы коллекции, в первую очередь, эскизы Александры Экстер). Сегодня эскизы из его фондов, уже виденные украинцами в рамках «Сцены авангарда», отправились в Нью-Йорк. Сокураторами «Инсценировки украинского авангарда 1910−1920-х годов» стали профессор Мирослава Мудрак (государственный университет Огайо, факультет истории искусств) и главный куратор Музея театра, музыки и киноискусства Украины Татьяна Руденко. Украинский Музей расположен в самом центре Нью-Йорка, в районе Ист-Виллидж на Манхэттене, так что внимание Большого Яблока к выставке гарантировано.
Весь мир – театр… на выставке украинского авангарда в Нью-Йорке
Масштабные выставки, на которых были представлены работы украинского «театрального» авангарда, в Киеве не раз проходили в Мыстецьком Арсенале. В июне 2014 года там презентовали специальный, колоссальный по объемам, проект под названием «Сцена авангарда».
Открытие выставки «Инсценировка украинского авангарда 1910−1920-х годов» в Нью-Йорке. Фото с официал

Открытие выставки «Инсценировка украинского авангарда 1910−1920-х годов» в Нью-Йорке. Фото с официальной страницы МТМКУ в сети фейсбук

В 1919 году сестра Вацлава Нижинского Бронислава открыла в Киеве знаменитую «Школу движения» (École de Mouvement). Костюмы для постановок она заказывала у Александры Экстер, стоявшей у истоков не только отечественного, но и мирового авангарда. Так украинский авангард
Термином «авангард» сегодняшние специалисты по искусствоведению называют общий тренд новых течений, возникших в мировом искусстве на рубеже XIX и ХХ веков. От понятия «модернизм» его отделяет весьма тонкая грань. Читать дальше
Малевич, «изобретая» супрематизм, в мастерскую никого не пускал. Единственным исключением была художница-авангардистка Александра Экстер. Некогда жительница Киева, переехав во Францию, она преподавала в школе Фернана Леже, создавала «модельную» одежду, и после долгого забвения ее картины сегодня ценятся «на миллион». Наш небольшой экскурс – по киевским маршрутам «амазонки русского авангарда». Читать дальше
стал еще и «театральным». «Из киевской студии Экстер вышли корифеи мирового кубофутуризма и конструктивизма — Анатолий Петрицкий, Вадим Меллер, Александр Хвостенко-Хвостов, работы которых тоже можно увидеть на выставке», — сообщает спецификация нью-йоркского проекта.
Александра Экстер. Эскиз костюма к испанскому танцу. Студия Б.Нижинской. 1919. Бумага, акварель, гуа

Александра Экстер. Эскиз костюма к испанскому танцу. Студия Б.Нижинской. 1919. Бумага, акварель, гуаш.

  • Александра Экстер. Эскиз костюма для "Танца с семью вуалями"» 1917
  • Александра Экстер. Дизайн костюма для Саломеи.
По мнению авторов выставки, национальный театр лежал в основе государствообразующих процессов в Украине начала ХХ века
Не менее, чем Эстер, именитым «театральным» автором своего времени, а также «Инсценировки украинского авангарда 1910−1920-х годов», стал художник театра «Березиль» Леся Курбаса кубофутурист Вадим Меллер. В 1925 г. вместе с неугомонной Александрой Экстер и Натаном Альтманом он принимал участие в Международной выставке декоративного и современного индустриального искусства в Париже. И первым из отечественных художников получил ее золотую медаль за сценографию «березилевского» спектакля «Секретарь профсоюза»! Уже в 1926 г. его проекты были выставлены в разделах «зарубежное» и «радикально экспериментальное искусство» на Международной театральной выставке в Нью-Йорке. Художник прожил жизнь в СССР, знал взлеты и падения. В старости он, как сын шведа и итальянки, стал жертвой «борьбы с космополитизмом». Похоронен в Киеве — но известен далеко за его пределами.
Весь мир – театр… на выставке украинского авангарда в Нью-Йорке
Вадим Меллер. Эскиз мужского костюма для спектакля Э. Синклер
«Джимми Хиггинс». Бумага, гуашь
Гуашь (от франц. Gouache - влажный) – вид живописи, в котором используют матовые водорастворимые краски. Их также называют этим термином. Возникла гуашь в ХI веке, когда к акварели добавили клей и белила для достижения большей плотности. Её консистенция создает непрозрачное изображение, может перекрывать «неудачные» места. В Средневековье гуашевыми краскам создавали миниатюры в книгах. Художники эпохи Возрождения использовали их для эскизов. В России гуашь стала популярна среди плакатистов. В станковой живописи её применяют для оформления декоративных элементов, в сочетании с тушью или акварелью. Гуашью работают не только на бумаге, а и на холсте, фанере, ткани.Краска сначала наносится тонким флоем, а затем перекрывается болем плотным. Существует художественная и плакатная гуашь. Для последней характерна большая насыщенность.
Читать дальше
, аппликация. 1923.
  • Вадим Меллер. Маска. Для балетной студии Б.Нижинской. Гуашь
    Гуашь (от франц. Gouache - влажный) – вид живописи, в котором используют матовые водорастворимые краски. Их также называют этим термином. Возникла гуашь в ХI веке, когда к акварели добавили клей и белила для достижения большей плотности. Её консистенция создает непрозрачное изображение, может перекрывать «неудачные» места. В Средневековье гуашевыми краскам создавали миниатюры в книгах. Художники эпохи Возрождения использовали их для эскизов. В России гуашь стала популярна среди плакатистов. В станковой живописи её применяют для оформления декоративных элементов, в сочетании с тушью или акварелью. Гуашью работают не только на бумаге, а и на холсте, фанере, ткани.Краска сначала наносится тонким флоем, а затем перекрывается болем плотным. Существует художественная и плакатная гуашь. Для последней характерна большая насыщенность.
    Читать дальше
    на картоне. 1919
  • Вадим Меллер. Монах. (Для спектакля "Мазепа"). Гуашь
    Гуашь (от франц. Gouache - влажный) – вид живописи, в котором используют матовые водорастворимые краски. Их также называют этим термином. Возникла гуашь в ХI веке, когда к акварели добавили клей и белила для достижения большей плотности. Её консистенция создает непрозрачное изображение, может перекрывать «неудачные» места. В Средневековье гуашевыми краскам создавали миниатюры в книгах. Художники эпохи Возрождения использовали их для эскизов. В России гуашь стала популярна среди плакатистов. В станковой живописи её применяют для оформления декоративных элементов, в сочетании с тушью или акварелью. Гуашью работают не только на бумаге, а и на холсте, фанере, ткани.Краска сначала наносится тонким флоем, а затем перекрывается болем плотным. Существует художественная и плакатная гуашь. Для последней характерна большая насыщенность.
    Читать дальше
    на картоне. 1920
Рекомендуемые художники
Третья «основополагающая» фигура выставки, футурист Анатоль Петрицкий, совмещавший кубофутуризм
Начало XX века ознаменовалось мощным всплеском изобретений, которые перевернули и значительно ускорили ритм человеческой жизни. Это были радикальные, эпохальные, совершенно фантастические новшества: самолет и беспроводной телеграф, электросварка и электрическая лампа накаливания, кино, рентгеновский аппарат, железобетон, фотографическая пленка... Будущее настало! Технический прогресс сотрясал цивилизацию до самого основания и повлиял на все отрасли человеческого знания, в том числе на литературу и искусство. Все классическое и академическое осталось в прошлом - наступило время поисков самовыражения, ярких индивидуальностей и новых идей - время футуризма. Читать дальше
Термином «авангард» сегодняшние специалисты по искусствоведению называют общий тренд новых течений, возникших в мировом искусстве на рубеже XIX и ХХ веков. От понятия «модернизм» его отделяет весьма тонкая грань. Читать дальше
с национальными украинскими мотивами, и сегодня больше известен в самой Украине. В 1931 г. его картина «Инвалиды» участвовала в Венецианской биеннале. С начала 1930-х гг. художник работал, преимущественно, как театральный: времена больше не благоприятствовали «формализму в искусстве».
Весь мир – театр… на выставке украинского авангарда в Нью-Йорке
Анатоль Петрицкий. Старый раб. Эскиз к пьесе Леси Украински «В катакомбах», 1920. Акварель
Акварель (от итал. «aquarello») – широко известная техника рисования с помощью красок на водной основе, изобретенная в III ст. в Китае. Акварельные краски после растворения в воде становятся прозрачными, поэтому при нанесении их на зернистую бумагу изображение выглядит воздушным и тонким. В отличие от картин маслом, в работах акварелью отсутствуют фактурные мазки.
Читать дальше
, аппликация, бронзянка
Слева: Анатоль Петрицкий. Эскиз костюма Тай-Хоя для спектакля «Красный мак». Бумага, аппликация, акварель
Акварель (от итал. «aquarello») – широко известная техника рисования с помощью красок на водной основе, изобретенная в III ст. в Китае. Акварельные краски после растворения в воде становятся прозрачными, поэтому при нанесении их на зернистую бумагу изображение выглядит воздушным и тонким. В отличие от картин маслом, в работах акварелью отсутствуют фактурные мазки.
Читать дальше
. 1927.
Справа: Анатоль Петрицкий Князь Игорь. Эскиз к опере А. Бородина «Князь Игорь». Акварель
Акварель (от итал. «aquarello») – широко известная техника рисования с помощью красок на водной основе, изобретенная в III ст. в Китае. Акварельные краски после растворения в воде становятся прозрачными, поэтому при нанесении их на зернистую бумагу изображение выглядит воздушным и тонким. В отличие от картин маслом, в работах акварелью отсутствуют фактурные мазки.
Читать дальше
, гуашь
Гуашь (от франц. Gouache - влажный) – вид живописи, в котором используют матовые водорастворимые краски. Их также называют этим термином. Возникла гуашь в ХI веке, когда к акварели добавили клей и белила для достижения большей плотности. Её консистенция создает непрозрачное изображение, может перекрывать «неудачные» места. В Средневековье гуашевыми краскам создавали миниатюры в книгах. Художники эпохи Возрождения использовали их для эскизов. В России гуашь стала популярна среди плакатистов. В станковой живописи её применяют для оформления декоративных элементов, в сочетании с тушью или акварелью. Гуашью работают не только на бумаге, а и на холсте, фанере, ткани.Краска сначала наносится тонким флоем, а затем перекрывается болем плотным. Существует художественная и плакатная гуашь. Для последней характерна большая насыщенность.
Читать дальше
, серебрянка на бумаге. 1929
Проект в Украинском музее составлен всего из 142 театральных работ «13-ти выдающихся украинских сценографов, среди которых, также, Борис Косарев, Майя Симашкевич, Марк Эпштейн, Валентин Шкляев, Кость Елева и др.» Экспозиция делится на три части. Первая целиком посвящена сотрудничеству студий Александры Экстер и Брониславы Нижинской. Вторая — конструктивистскому театру Вадима Меллера и Леся Курбаса. Третий раздел является, по сути, исследованием (на примере работ Анатоля Петрицкого, Бориса Косарева, Василия Кричевского, Александра Хвостенко-Хвостова, Марка Эпштейна, Ниссона Шифрина и др.) преломления традиций народного украинского искусства в украинском авангарде 1910 — 1920-х гг.
Весь мир – театр… на выставке украинского авангарда в Нью-Йорке
Александр Хвостенко-Хвостов. Эскиз костюма мага к опере «Любовь к трем апельсинам». 1926
«Украинский театр актуализировался, используя народную культуру Украины, ее традиции и обычаи, — отмечают кураторы выставки. — В том числе народный костюм, кукольный театр, казацкий бурлеск как местный аналог варьете. Авангардные художники переводили их на язык модерна, добиваясь того, чтобы гиперболы, яркие цвета и наив способствовали созданию живой и провокационной театральной динамики, перформативности, — одновременно и космополитической, и выраженно «локальной».
Весь мир – театр… на выставке украинского авангарда в Нью-Йорке
Александр Хвостенко-Хвостов. Эскиз костюма мага к опере «Любовь к трем апельсинам». 1926 (верхняя илл.)

Анатоль Петрицкий. Эскиз костюмов к опере Дж. Пуччини «Турандот». Бумага, гуашь
Гуашь (от франц. Gouache - влажный) – вид живописи, в котором используют матовые водорастворимые краски. Их также называют этим термином. Возникла гуашь в ХI веке, когда к акварели добавили клей и белила для достижения большей плотности. Её консистенция создает непрозрачное изображение, может перекрывать «неудачные» места. В Средневековье гуашевыми краскам создавали миниатюры в книгах. Художники эпохи Возрождения использовали их для эскизов. В России гуашь стала популярна среди плакатистов. В станковой живописи её применяют для оформления декоративных элементов, в сочетании с тушью или акварелью. Гуашью работают не только на бумаге, а и на холсте, фанере, ткани.Краска сначала наносится тонким флоем, а затем перекрывается болем плотным. Существует художественная и плакатная гуашь. Для последней характерна большая насыщенность.
Читать дальше
, чернила. 1928 (нижняя илл.)
Весь мир – театр… на выставке украинского авангарда в Нью-Йорке
По мнению авторов выставки, национальный театр лежал в основе государствообразующих процессов в Украине начала ХХ века. Потому-то к нему, мол, так тянулись украинские художники. Что ж, если учесть, что всю украинскую культуру, включая даже современную, исследователи, начиная с Чижевского, относят к «барочной», а барочная традиция и впрямь когда-то выросла из студенческих театров… «Весь мир — театр», в общем! А все художники — сценографы.
Рекомендуемые работы
Юрий Валентинович Зорко. Полдень в Крыму
Полдень в Крыму
2000-е , 60×62 см
$541
Оригинал
Григор Багдасарян. В дорогу
  • Реклама
В дорогу
2020, 75×75 см
Nina Rassen. "Космические Ксалахары все легенды вселенной "
  • Реклама
"Космические Ксалахары все легенды вселенной "
2023, 2000×3000 см
€200
Цифровая копия
Эдуард Поташев. Путь
  • Реклама
Путь
2024, 85×25 см
Геннадий Николаевич Жихарев. Человек-дерево
  • Реклама
Человек-дерево
08.03.1989, 127×67 см
$20
Оригинал
Выставка продлится до 13 сентября 2015 года.