Регистрация

"Перед властью красоты" картин Маковского, Харламоваи не только: русское салонное искусство представлено в Саратове

Мне нравится2       0  
В Саратовском художественном музее им. Радищева открылась выставка «Перед властью красоты», где представлены пленительные работы XIX - начала XX века. Так называемая «салонная живопись», — это портреты и жанровые сцены, созданные Маковским, Харламовым, Сведомским… Экспозицию собрали из коллекции самого музея и работ — «гостей» из музеев Санкт-Петербурга, Пензы и Ярославля. В итоге удалось создать не только цельный вернисаж, но и особое настроение.



Картины и музыка более, чем вековой давности, словно приближают далекую эпоху. На открытие выставки были специально приглашены лауреаты Всероссийских и Международных конкурсов, которые исполняли классическую музыку и придавали выставке настоящий великосветский салонный лоск. Пройдемте, дамы и господа!

На выставке представлены произведения самых известных представителей русской салонной живописи. Среди них: пейзажи Юлия Клевера и Арсения Мещерского, шикарные портреты Ивана Макарова, Франца Винтерхальтера и Ивана Горюшкина-Сорокопудова, красочные исторические сюжеты Федора Бронникова, Генриха Семирадского и Павла Сведомского.


После долгого неприятия салонной живописи как серьезного течения, возрождается активный интерес к модным явлениям XIX—XX веков. Помнится, «первой ласточкой» послужила масштабная экспозиция, посвященную салонной живописи, в Третьяковской галерее: выставка «Пленники красоты» состоялась в 2004 году. На волне ее невероятного успеха и региональные музеи региональные музеи решили поддержать идею возрождения интереса к этому направлению. Салон? Мещанство? Ну, а если без «ярлыков» — прекрасные работы мастеров прошлого.


Термин «Салонное искусство» появился из названия регулярных выставок, которые проходили в Париже с 1737—1848 годах в «Квадратном салоне» Лувра, а потом все остальные похожие ежегодные художественные вернисажи также стали именовать «Салонами».

В Российской империи салоны тоже были, но с определенной долей русского колорита. «Мещанская» живопись, так иногда называли манеру изображения нарочито праздных портретов, крымских пейзажей как олицетворение «земного рая», исторические сюжеты и умилительных сцен с детьми. «Салонная живопись» стала синонимом искусства, следующего за вкусами покупателей, созданного для развлечения массового зрителя.


На выставке также представлены работы художников, которые были активными участниками парижских вернисажей. Среди них Константин Маковский, Степан Бакалович и Алексей Харламов.
Несмотря на блестящее исполнение, красоту образов и совершенство стиля, художники, выступающие в жанре салонной живописи, подвергались нападкам современников за нежелание изображать социальную действительность. Собственно, это было синонимом «коммерческого искусства» того времени. Красотки, идеальные легенды, дети и котики — «фетиш» всех времен!
«В данном случае мы попытались рассказать о салоне, как о некотором художественном явлении в России, о чертах салонности: легкости, изысканности, понятности, завлекательности, привлекательности героев, красоте сюжетов», — отметила заведующая сектором русского искусства рубежа XIX—XX вв., Ангелина Ступина.
Выставка «Перед властью красоты» приглашает всех желающих до 29 марта в Саратовский государственный художественный музей имени А. Н. Радищева, по адресу: ул. Радищева 39.

Фотографии: Maria Buntarskaya/ma-zaika.ru
Комментировать Комментарии
HELP