Регистрация

Английский гений «Уильям Блейк: Ученик и Мастер». Видения философа – бунтаря открывает ретроспектива в Англии

Мне нравится3       0  
Выставка в Эшмоловском музее искусства и археологии в Оксфорде работ Уильяма Блейка — выдающегося и оригинального художника, мыслителя и поэта, — начавшись в 2014 году, остается «хитом сезона» — 2015. Восстановленная мастерская художника и около 90 работ, которые будоражат, озадачивают и восхищают даже смелых экспериментаторов современности… О Блейке надо говорить, его картины надо видеть, а стихи — читать. Приглашаем на «тройную» прогулку по вернисажу творца!

На выставке представлены очень известные, просто-таки «хрестоматийные» работы Уильяма Блейка (некоторые могли видеть и московские зрители на выставке в ГМИИ имени Пушкина 2011 года), реконструирована его рабочая мастерская, а также выставлены некоторые другие любопытные работы.


Кроме 90 работ Блейка, любопытны и выставленные работы Джорджа Ричмонда — младшего коллеги и почитателя таланта Блейка, одного из основателей кружка «Древние» («The Ancients»), состоявшего из художников, пишущих в манере Блейка.

Уильям Блейк (William Blake, 1757−1827) — одна из самых загадочных фигур в истории искусств. Его с детства посещали видения, и, по уверениям супруги, сам он и после смерти к ней являлся. Эмоциональный, человек больших страстей, Блейк в то же время не был неконтролируемо экзальтированным. Он смело мыслил, а значит — рисовал, творил, трудился. Наиболее известны его цветные гравюры — Блейк искусно и с размахом иллюстрировал собственные поэтические и философские труды.

Уильям Блейк. Странствующая Луна. Иллюстрации к поэмам Мильтона "Веселый" и "Задумчивый"
Уильям Блейк. Солнце в его гневе. Иллюстрации к поэмам Мильтона "Веселый" и "Задумчивый"
В одном мгновенье видеть вечность,
Огромный мир — в зерне песка,
В единой горсти — бесконечность
И небо — в чашечке цветка.
Уильям Блейк. Добрый и злой ангел
Уильям Блейк. Книга Иова. Торжество процветания Иова и его семьи
Те, кто говорит о нем как о «гениальном самоучке», сильно лукавят. Образование этот сын торговца трикотажем получил достойное. Да, он не посещал школу, но, стараниями матушки да с помощью книг был весьма образован. Читал и Библию, и Шекспира, а также Мильтона, Бена Джонсона, Сведенборга и Беме (идеи двух последних был популярны в то время и впечатлили Блейка). Очевидны способности к лингвистике — Блейк неплохо выучил французский, итальянский, латынь, древнегреческий и древнееврейский, и мог читать труды многих мыслителей в подлинниках.
Видения видениями (Лик Божий в окне, Ангел в кронах деревьях, Иезекииль, сидевший посреди лужайки на зеленой трав — истории из детства Блейка), но способности ребенка к рисованию были вполне реальными. Заметив это, отец отдал 10-летнего Уильяма в художественную школу — занятия там вел Генри Парс, как говорят, «живописец средней руки».
Далее следует история-легенда: мол, отец был не прочь отдать сына дальше учиться у другого живописца «индивидуально», но, узнав, сколько это стоит, Уильям заявил, что «это было бы несправедливо по отношению к сестре», также имеющей склонность к рисованию (семья была многодетной).
И, в итоге, в 1772 году Блейк пошел учиться у гравера Джеймса Бэзайра, «мастера старомодного, хотя и добротного». Что ж, за 7 лет трудов в мастерской овладев техникой и имея собственные наработки, Уильям вполне мог дать волю своему более чем богатому воображению. Впрочем, еще одна веха биографии: попытка обучения в Королевской Академии. Да вот незадача — ее глава, художник Рейнольдс, своим кумиром считающий Рубенса, Белйка просто-таки бесил, так что там молодой, горячий мастер не задержался, хотя и успел выставить картину в 1780 году.

— Что, маэстро, важнее всего в портретисте?
Он ответил: — Особые качества кисти.
— А еще? — Он, палитру старательно чистя,
Повторил: — Разумеется, качество кисти.
— А еще? — Становясь понемногу речистей,
Он воскликнул: — Высокое качество кисти!



После несчастной любви встретив дочку зеленщика Кэтрин Баучер (она же, лишь увидев на обеде в доме эффектного рыжего юношу, сразу «узнала своего суженого»), Уильям обрел настоящую соратницу. Не умея ни читать, ни писать, Кэрин не просто овладела премудростями наук под руководством мужа, но и в дальнейшем искусно переписывала его труды и раскрашивала гравюры. Детей у пары не было. На выставке — набросок работы Кэтрин, это портрет Уильяма.

Байки о Блейке.

 — До обучения у гравера Джеймса Бэзайра, отец намеревался отдать Уильяма в обучение к другому мастеру — Райлендсу. Тот был очень популярен, но сам мальчик, увидев гравера, сказал отцу: «Мне не нравится этот человек — у него лицо висельника». Через двенадцать лет Райлендса действительно повесили — за подделки.

 — Как-то Уильяму поручили срисовывать памятники и архитектурные элементы в Вестминстерском аббатстве. Там студенты вечно допекали его, и однажды, работая на высоких помостках, Блейк столкнул студента с возвышения, куда тот забрался подразнить мастера. Дело чудом не закончилось трагедией, а Блейк, спокойно спустившись с подмостей, пошел писать официальную жалобу на обидчика декану Вестминстерского колледжа. Студентам было запрещено появляться в аббатстве, а Блейк проработал там 5 лет.

 — Уильям Блейк был умелым изобретателем, и он утверждал, что одну из технических задач (как печатать и стихи, и иллюстрации к ним с одной гравировальной пластины?) ему помог разрешить… покойный брат Роберт, являвшийся к нему во сне. Кстати, независимый и оригинальный маэстро Блейк желал сам издавать свои труды и не зависеть от издателей, технических возможностей типографий и прочего. Свою новую технику, изобретенную при помощи покойного Роберта, мастер назвал «иллюминированной печатью». И после печати 3 пробных буклетов, последовал его сборник стихов «Песни Невинности» (1789 г.).
Финансового успеха затеи Уильяма Блейка не имели: книги он издавал «ограниченным тиражом», а его первая устроенная в 1809 г. «квартирная выставка» в доме брата Джеймса получила более чем сомнительные отзывы: в одной из статей Блейка называли «несчастным лунатиком», а его работы — «сборищем нелепостей, порожденных больным воображением».
МОЕМУ ХУЛИТЕЛЮ

Пусть обо мне ты распускаешь ложь,
Я над тобою не глумлюсь тайком.
Пусть сумасшедшим ты меня зовешь,
Тебя зову я только дураком.
Мой ангел, наклонясь над колыбелью,
Сказал: «Живи на свете, существо,
Исполненное радости, веселья,
Но помощи не жди ни от кого».

Финансы и романсы.

Может, виною его «отрешенности» от публики и модных художников того времени был и характер — Блейк в выражениях не стеснялся, был довольно вспыльчив, но отходчив. Говорил: «У тех, кому удается сдерживать свои эмоции, они, видно, недостаточно сильны, чтобы их невозможно было сдержать». И, вообще, «никогда не поймешь, что значит достаточно, пока не узнаешь что значит чрезмерно».

Уильям Блейк. Призрак Блохи

Есть у меня богатство дум,
Восторги духа, здравый ум,
Жена любимая со мною.
Но беден я казной земною.

Я перед богом день и ночь.
С меня он глаз не сводит прочь.
Но дьявол тоже неотлучен:
Мой кошелек ему поручен…

Итак, не быть мне богачом.
К чему ж молиться и о чем?
Желаний у меня немного,
И за других молю я бога.

Пускай дает мне злобный черт
Одежды, пищи худший сорт, —
Мне и в нужде живется славно…
А все же, черт, служи исправно!

О БЛАГОДАРНОСТИ

От дьявола и от царей земных
Мы получаем знатность и богатство.
И небеса благодарить за них,
По моему сужденью, — святотатство.
…Блейк еще и к церковным канонам и догмам относился весьма своеобразно. Вот некоторые цитаты:
РАЗГОВОР ДУХОВНОГО ОТЦА С ПРИХОЖАНИНОМ
— Мой сын, смирению учитесь у овец!..
— Боюсь, что стричь меня вы будете, отец!

***
Бог приходят ярким светом
В души к людям, тьмой одетым.
Кто же к свету дня привык,
Человечий видит лик.
К слову, критики не прочь пофантазировать на тему революционных взглядов буйного романтика на институт семьи и брака. Кое-какие идеи он вроде бы пытался провозглашать в кругу семьи, но свидетельств и доказательств его практических шагов в этом направлении, — вроде утех с любовницами под кровом супружеской спальни с согласия супруги, — у историков не имеется.
Что ж, были и более-менее положительные моменты, помогающие обустроить быт художника и обеспечить его творческую свободу. Лет до 30 художник не был известен, но потом взялся иллюстрировать популярную тогда философскую поэму Э. Юнга «Ночные размышления», и дела пошли в гору. Хотя тогда из 537 акварельных работ было выгравировано и отпечатано всего 43 гравюры, провалом дело не закончилось. В 1795 г. приятель Блейка по Королевской Акадеии Джон Флаксмен познакомил его с чиновником Томасом Баттсом. Тому работы Блейка пришлись по нраву, и он стал их покупать по вполне достойным ценам, поддерживая художника три десятка лет — мастеру хватало сводить концы с концами.
Уильям Блейк. Христос искупает грехи человечества



В 1818 году художник обрел еще одного поклонника таланта — успешного портретиста и пейзажиста Джона Линнела, который, увлекшись идеями Блейка, представил его кругу молодых художников. Ну, а сам Линнел, например, выступил «спонсором» для работы Блейка по созданию гравюр иллюстраций к Книге Иова, которые опубликовали в 1826 году, и заказал 100 иллюстраций к «Божественной комедии» Данте (было закончено 7 гравюр).

В общем, благодаря коллеге стареющий Блейк обрел некие возможности и вдохновляющую творческую среду, где его почитали. Говорят, последние годы жизни творца были вполне счастливыми, а смерть в 1827 г. от воспаления желчного пузыря (ох, не было спасительных антибиотиков!) — поистине «переходом в мир иной». Блейк распевал религиозные гимны, прощался с женой и шептал, что «видит перед собой раскрывшиеся небеса». Супруга Кэтрин воссоединилась с ним спустя 4 года, «шепча молитвы и обращаясь к мужу так, словно тот находится в соседней комнате». Ее похоронили ее в одной могиле с Уильямом Блейком.
«Человек, чьё лицо не излучает света, никогда не станет звездой," - Уильям Блейк
Интерес к работам Блейка был всегда. Благо, мастер был плодовит.
 — В ярване 2013 г. несколько сотен рисунков и гравюр Уильяма Блейка обнаружила команда исследователей из библиотеки Джона Райландса Манчестерского университета

 — В 2010 г. Лондонская галерея Тейт купила восемь гравюр Уильяма Блейказа 708 тысяч долларов.

- В 2006 г. двенадцать акварелей Блейка (иллюстрации к поэме «Могила» («The Grave») шотландского поэта середины XVIII века Роберта Блэра) были проданы на нью-йоркском аукционе Sotheby’s за 7,1 миллиона долларов. Собрание случайно (!) обнаружили в 2001 году в Глазго. Оно было куплено частным коллекционером и вывезено из Англии для дальнейшей продажи, несмотря на протесты английских художественных кругов.
ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ АБСТРАКЦИЯ

Была бы жалость на земле едва ли,
Не доводи мы ближних до сумы.
И милосердья люди бы не знали,
Будь и другие счастливы, как мы.

Покой и мир хранит взаимный страх.
И себялюбье властвует на свете.
И вот жестокость, скрытая впотьмах,
На перекрестках расставляет сети.

Святого страха якобы полна,
Слезами грудь земли поит она.
И скоро под ее зловещей сенью
Ростки пускает кроткое смиренье.

Его покров зеленый распростер
Над всей землей мистический шатер.
И тайный червь, мертвящий все живое,
Питается таинственной листвою.

Оно приносит людям каждый год
Обмана сочный и румяный плод.
И в гуще листьев, темной и тлетворной,
Невидимо гнездится ворон черный.

Все наши боги неба и земли
Искали это дерево от века.
Но отыскать доныне не могли:
Оно растет в мозгу у человека.
Нынешняя выставка «William Blake: Apprentice and Master» в Эшмолеанском музее искусства и археологии (англ. Ashmolean Museum of Art and Archaeology) при Оксфордском университете продлится до 1 марта 2015 года.

В материале приведены отрывки из произведений Уильяма Блейка в переводе С. Маршака.
КомментироватьКомментарии
HELP