Регистрация

Дэвид Боуи как арт-объект: музыкант в искусстве, искусство в музыканте

Мне нравится2       0  
Восьмого января британской рок-иконе стукнуло 68! Музыкант — еще и художник, дизайнер, в общем, культовая персона современного искусства. Доказательства этому — рекордное количество посетителей на прошедшей серии выставок «David Bowie Is». Вдогонку масштабному арт-событию с поздравлениями вечно молодому хамелеону рока — обзор выставки и прогулка по следам Боуи в искусстве. Вперед, и с песней!
Подарки легендарному кумиру — Звездному Страннику «Зигги Стардаст», посыпались задолго до именин. Так, в честь открытия выставки «David Bowie Is» в чикагском музее современного искусства мэр «города ветров» постановил считать 23 сентября Днем легендарного героя музыкальной сцены.

Парень с молнией на лице

Он впитал в себя эстетику кинематографа, театра, современного искусства, и сам стал живым арт-объектом. От 50-х до 2000-х: более 300 черновиков, сет-листы, от руки написанные стихи из личного архива, портреты повлиявших на его творчество людей, скетчи, маленькие шедевры альбомных обложек, фото и даже легендарные костюмы — первую международную выставку имени Дэвида Боуи, организованную музеем Виктории и Альберта, увидели в Лондоне, Торонто, Сан-Пауло, Париже и Чикаго и Гронингене. Очередь перед входом в принимающие экспозицию галереи и музеи выстраивалась, как перед входом в концертные залы и на стадионы, где проходили выступления рок-звезды. А, чтобы походить на кумира, посетители разрисовывали лица фирменным знаком — красно-черно-синими зигзагами.

Помните старенькое кино-фентези о том, как смелая девочка, спасая брата от Дэвида Боуи, вернее, от его героя — короля гоблинов, отправляется странствовать по дивному лабиринту? Увы, несмотря на звездного героя, сказка с отголосками старой-доброй «Алисы» и «Волшебника страны Оз» в прокате провалилась. Но фильм нередко вспоминают искусствоведы: сам лабиринт был воспроизведен по мотивам «Относительности» — знаменитой литографии Эшера с «многомерностями» и парадоксами.

Ну, а на выставке улететь без скафандра в Боуи-Вселенную можно было прямиком из импровизированной аудио-студии, комнаты со взмывшими под потолок «птицами» со страницами вместо крыльев — любимыми книгами музыканта. Или же глядя на огромный экран, транслирующий отрывки концертных записей и клипов. Однако не музыкой единой: организаторы экспозиции сделали акцент и на художественной ипостаси Боуи.
«Ну да, я стал рок-звездой, но я точно так же мог стать и художником. Я и раньше хотел себя выразить в искусстве, но мне показалось, что известным художником мне не стать, ну, я и ушел в музыку». (Дэвид Боуи)

Соло на холсте

Поигрывая в средней школе на саксофоне, будущая знаменитость живо интересовался живописью, а вот в школу ходил «из-под палки». Позднее юный Дэвид вспоминал, как угнетало его желание учителей «причесать всех под одну гребенку». Так, они пытались заставить мальчика-левшу рисовать и писать правой рукой. Получив аттестат зрелости, 17-летнее дарование отправилось прямиком в рекламное бюро, зарабатывать на хлеб талантом художника.
Сам автор в свое время причислил себя к «убежденным и старым экспрессионистам». В подтверждение тому — несколько его гравюр, которые участвовали в выставке «Новые экспрессионисты». Зачастую написанные работы автор жертвовал на благотворительность. Так, одно из своих знаменитейших полотен «Берлинской трилогии» Боуи пожертвовал на борьбу с онкологическими заболеваниями в Америке.

«Афро-языческая» серия из нескольких десятков картин, созданная Боуи с 1975-го по 1995-ый, похожа на сновидения после неудачного галлюциногенного эксперимента. Полотна отдают эклектикой и оставляют ощущение того, что они вышли из-под кисти разных людей, которые любили опрокинуть вместе по рюмочке: художник совместил сразу несколько, казалось бы, несовместимых стилей.

Выставочный рекорд

Музей современного искусства в Чикаго стал единственным пунктом назначения путешествующей экспозиции «David Bowie Is» в США, поэтому за время 15-недельной ретроспективы распахнул свои двери перед рекордным количеством посетителей. Экспонаты лицезрели 193 000 американцев, таким образом, выставку признали наиболее удачной за 47 лет существования музея. Желаем имениннику не сбавлять оборотов популярности!
КомментироватьКомментарии
HELP