Регистрация

Почему прекрасные дамы - художинцы столь опасны? Работы от Кауфман до Альма-Тадемы и Эмин - в музее Рассел-Котс.

Мне нравится9       0  
Опасные женщины в искусстве — кто они и почему заслужили столь тревожный эпитет? Исследованию темы посвящена выставка «Опасные женщины! От Кауфман до Эмин», которая дает представление, «кто есть кто» среди женщин-художниц. Встречайте в британской Художественной галерее и музее Расселл-Котс прелестные работы Виже-Лебрен и бунтарок 18 столетия, творения дам из круга прерафаэлитов, включая дочку мэтра Альма-Тадемы, и решайте: опасны? Прекрасны?
На выставке, которая символично продлится до 8 марта, показаны работы разных художниц различных эпох. Несколько секций, масса прекрасных картин, славное представление прерафаэлитов — что еще нужно для полного счастья публики? Разве что интересный рассказ гида… Но с этим у нас нет проблем!
Анжелика Кауфман (Ангелика Кауфман, 1741−1807) дружила с Гете и Рейнольдсом (взаимные портреты известны), и эта художница была одной из основателей Королевской Академии художеств, участвовала в росписи собора Св. Павла. Ах, какая женщина! Первая секция «Женщина в Мужском мире» как раз демонстрирует ее работы наряду с картинами Элизабет Виже-Лебрен (Elisabeth Vigee Lebrun 1755−1842).


Читая биографии художниц, обратите внимание, что у дам были весьма ограниченные условия для обучения в любимой сфере, так что им приходилось использовать (в приличном смысле) свои знакомства и контакты с мужчинами. Брать уроки, посещать мастерские, ходить в музеи, листать книги — все это вместо получения полноценного академического образования. И можно лишь догадываться, каким образом дамы из высшего общества получали знания по анатомии!

Работа Love Locked Out, копия Генри Джастиса Форда работы Аны Ли Меррит (Anna Lea Merritt, Henry Justice Ford)

Например, Виже-Лебрен сначала учил отец-живописец, потом она консультировалась у Жана Батиста Грёза, Жозефа Верне, Габриэля Франсуа Дуайена и других мастеров. И при этом все же достигла высот мастерства — художница была очень известна, ее приглашали в Версаль рисовать портрет Марии-Антуанетты (он представлен на выставке). Но — опять границы дамских возможностей! — это произошло лишь после чинного замужества с французским художником и арт-дилером Жаном Батистом Пьером Лебреном.
Элизабет Виже-Лебрен. Автопортрет в соломенной шляпе


«Таким образом, она уже вращалась в кругу светского общества и была принята им» — акцент организаторов выставки. Элизабет нередко отклоняла предложения писать портреты, которые желали заказать мужчины: они просто флиртовали, не принимая ее художественные способности всерьез. А зря! Творческое наследие Виже-Лебрен велико: около 660 портретов и около 200 пейзажей, причем наиболее известны ее… прелестные автопортреты!

На выставке имеется и интрига: вместо того, чтобы спрятать работу, которую то ли писала Кауфман, то ли ей приписана, организаторы выставили картину под соусом «золотой возможности» призадуматься над вердиктом историка-исследователя, признавшего работу. «Подделка или подлинник?» — спрашивают посетителей. Надо полагать, их мнение не повлияет на истину, но посетителей — развлечет.

Следуюая секция, «Леди как Искусство» — ну просто красота эпохи прерафаэлитов! Встречайте: Эвелин де Морган (Evelyn De Morgan, 1855 — 1919) — английская художница, последовательница прерафаэлитов, что неудивительно: ведь она — еще и… племянница известного художника — прерафаэлита Джона Спенсера Стэнхоупа (John Roddam Spencer Stanhope)! Девушка была самой юной студенткой Школы изящных искусств Слэйда (Slade School of Fine Art), прежде чем отправилась к дяде в Рим… Поучившись, вернулась в Лондон, и создавала прекрасные работы. Одна из них — истинное сокровище музея и заглавная иллюстрация нашего обзора.
А, зная Лооуренса Альма-Тадему (Lawrence Alma-Tadema, 1836—1912) известнейшего «викторианца», вам будет любопытно взглянуть на работы его дочери — Анны и второй супруги — Лауры.


Работа Лауры Альма-Тадема: ученица стала женой уже известного к тому времени художника, при разнице в возрасте 16 лет. Несомненно, опасная женщина! На Всемирной выставке 1878 года в Париже она была одной из двух английских художниц.

Картина Анны Альма-Тадема, изображающая мастерскую, представленная на выставке «опасных женщин» — просто чудо как хороша! И на стене — картина в лучших традициях прерафаэлитов, еще и с «каноническим» образом рыжеволосой красавицы.
Англичанка Мэй Кукси (May Louise Greville Cooksey, 1878−1943) закончила с золотой и серебряными медалями школы искусств в Лемингтоне и Ливерпуле, ездила учиться рисованию в Италию, и ее работы охотно выставляли галереи того времени, состоялись и соло-вернисажи. Но знаменитостью художница не стала: религиозные сцены, которые она рисовала, не были особо в моде после Первой Мировой…

Вообще, Мэй Кукси также причисляют к прерафаэлитам, хотя, глядя на работу «Дева Мария», трудно не вспомнить об Альфонсе Мухе. Картина отреставрирована и представлена во всей красе.



Еще одно имя и картина — также англичанки Jane Ellen Hay.

Весьма интересны и несколько работ Ноэль Лауры Нисбет (Noel Laura Nisbet). Эта шотландка, дочь художника, писателя и путешественника Юма Нисбета сразу после переезда в Лондон успешно «пошла по художественной части». Вообще, художников с такой фамилией трое: сестра Маргарет тоже была талантлива. У сестер было по студии, работы Ноэль часто выставляли в Королевской Академии, и она охотно иллюстрировала книги.
Вообще, несмотря на почти официальный титул «последней из прерафаэлитов», отметим ее собственный стиль и почерк: так, даже работы к русским сказкам (!) отличается неким диковатым шармом.
Данте Габриэль Россетти. Венера Вертикордия



И, раз уж мы говорим о дамах и о прерафаэлитах, отметим и тот факт, что именно в музее Russell-Cotes Museum хранится «полновесная» картина «Венера Вертикордия» («Venus Verticordia», Dante Gabriel Rossetti) — аналогичную акварель недавно продали на аукционе на Sotheby’s за рекордную сумму: более 4,52 млн. долларов

А вот далее, завершая осмотр экспозиции, вы можете удивиться, увидев посреди зала кровать размера «кинг сайз» с типичным музейным «не садиться и не ложиться!». Гигантская надпись «Трейси Эмин» многое проясняет: все «постельные» подробности о культовом объекте и его клонах — вашему вниманию в нашей отдельной публикации.

Следующий зал — некий «Спор. Соглашение и ожидание» (‘Challenging Convention and Expectation'). Там снова встреча с Трейси, но уже на видео «Почему я никогда не стану танцором». А на стене — надпись самого известного арт-критика эпохи Джона Рескина: «Я всегда говорил, что ни одна женщина не умеет рисовать». Стоит ли добавлять, что на стенах — доказательства того, что женщина — умеет, да еще как!
Для выставки картины собраны из коллекции музея, кое-что достали из запасников — призіваем вас посмотреть замечательное видео, и восхититься и особняком в стиле модерн×
Модерн (фр. modern — новый) – художественный стиль в искусстве, который возник на излете XIX века и царил вплоть до начала Первой Мировой войны. Его характерные черты – декоративность, плавность линий и округлость форм, их гибкость и текучесть. Также в модерне вы найдете обилие орнаментов и украшений, внимание к растительным, природным мотивам, а фигуры будут плоскими, как на плакатах и витражах.
читать дальше
, и его коллекцией, и самими масштабами полотен. Ну, а два «объекта» Эмин гостят здесь временно.
Что ж, все представленные дамы-художницы для получения признания преодолевали барьеры, а в своем страстном увлечении искусством могли быть действительно очень опасны! И как обладательницы сильного характера, и как серьезные конкурентки чванливым рисовальщикам «средней руки», зато мужского пола.

Выставка «Dangerous Women! From Kauffman to Emin», Russell-Cotes Museum, до 8 Марта 2015 г.
Комментировать Комментарии
HELP