«Шекспировская галерея» в Киеве: страсти по Бойделлу. Экскурсия с куратором - загадки и истории уникальной графики.
В киевском Музее искусств им. Богдана и Варвары Ханенко до февраля впервые экспонируется знаменитая «Шекспировская галерея» Джона Бойделла из фондов музея. А фоном для самых известных в мире графических иллюстраций к «Ромео и Джульетте», «Отелло» и прочим шедеврам Барда служат гравюры из не менее известных «Хоутонской коллекции» и «Коллекции эстампов, выгравированных с лучших картин Англии».
«Мы показываем 35 гравюр. Причем из работ Бойделловской коллекции, хранящихся в фондах нашего музея, на выставках побывали всего 3 или 4, и то не „Шекспировской галереи“ — она выставляется вообще впервые» — говорит куратор выставки, зав. отделом графики музея Елена Шостак.
Джон Бойделл (1720−1804) родился в семье простого землемера в городке Доррингтон графства Шропшир. Дважды, в 1782 и 1790 годах, становился лорд-мэром Лондона. Но прижизненную славу и почет среди потомков ему принесло не это. А издательская деятельность. Хотя, как это ни смешно, именно как издатель (Бойделл специализировался на выпуске роскошных альбомов гравюр) он… разорился.
Бизнесу помешали Французская революция и наполеоновские войны, из-за которых к началу 1800-х в Европе разразился экономический кризис, и всем стало не до изящного. Впрочем, судя по тому, что гравюры Бойделла сегодня не специалисты, а простые любители живописи во всем мире знают куда лучше, чем ту же историю наполеоновских войн, можно сказать, что в итоге в лице издателя «музы» таки победили «пушки».
Бизнесу помешали Французская революция и наполеоновские войны, из-за которых к началу 1800-х в Европе разразился экономический кризис, и всем стало не до изящного. Впрочем, судя по тому, что гравюры Бойделла сегодня не специалисты, а простые любители живописи во всем мире знают куда лучше, чем ту же историю наполеоновских войн, можно сказать, что в итоге в лице издателя «музы» таки победили «пушки».
Вершиной издательской деятельности Джона Бойделла (кстати, он и сам начинал как гравер, с первого взгляда влюбившись в гравюры, увиденные им в Лондоне) по праву считается «Шекспировская галерея».
Обложка переиздания бойделловской «Галереи иллюстраций Шекспира» (1874)
Обложка переиздания бойделловской «Галереи иллюстраций Шекспира» (1874)
Как патриот Джон Бойделл «Шекспировскую галерею» открывал.
В 1786 г. в доме племянника и младшего компаньона издателя, Джозайи Бойделла, на парадный обед собралась компания, в которую входили коммерсанты, а также известные английские художники Джордж Ромни и Бенджамин Уэст. Разговор зашел о развитии современной английской живописи, которая славилась в Европе школой портретистов.
«К огромному сожалению всего собрания, — читаем в отлично заменяющей рассказ гида спецификации выставки в киевском Музее Ханенко, — в ней, практически, отсутствовал исторический жанр». «И это при том, — отметил один из присутствующих, — что самый известный в мире автор исторических драм — Шекспир, был англичанином!»
Как вам это понравится?!
Уильям Лини. 1769 — 1831. Англия. Как вам это понравится. Акт II, сцена I. По композиции Джона Даунмена 1750 — 1824. Англия, пунктир. Гравюра напечатана в издании «Галереи иллюстраций Шекспира» 1874 года.
Уже через три года в Лондоне, на улице Пэлл-Мэлл, где расположены резиденции членов королевской семьи, а также здание Королевской академии художеств, в специально купленном и отреставрированном здании патриотичный Джон Бойделл открыл «Шекспировскую галерею». Картины для ее наполнения — на заранее заданные сюжеты, — он лично заказывал лучшим английским художникам: Генри Фюсли, Уильяму Хогарту, сэру Джошуа Рейнолдсу, Джорджу Ромни, Роберту Смерку, Ричарду Уэстоллу и Фрэнсису Уитли и др.
Затем гравюры с них по его же заказу создавали ведущие англичане-граверы. В «киевской» экспозиции представлены Джеймс Ватсон, Питер Симон, Джеймс Мейзон, Симон Франсуа Равенне 1, Джеймс Фитлер, Джордж Зигмунт Фациус и др. Кстати, интересно отметить, насколько коллекция отличается от хранящейся в российском ГМИИ им. Пушкина.
Затем гравюры с них по его же заказу создавали ведущие англичане-граверы. В «киевской» экспозиции представлены Джеймс Ватсон, Питер Симон, Джеймс Мейзон, Симон Франсуа Равенне 1, Джеймс Фитлер, Джордж Зигмунт Фациус и др. Кстати, интересно отметить, насколько коллекция отличается от хранящейся в российском ГМИИ им. Пушкина.
- Роберт Тью. 1758 – 1802. Англия. Иллюстрация к исторической хронике Шекспира «Король Иоанн», 1789. По композиции Дж. Норткотта, Англия. Цветной пунктир. Из коллекции Музея им. Богдана и Варвары Ханенко, Киев.
- Роберт Тью. 1758 – 1802. Англия. Иллюстрация к исторической хронике Шекспира «Король Иоанн», 1789. По композиции Дж. Норткотта, Англия. Пунктир, офорт . 635х450; поля обрезаны. Происхождение: Румянцевский музей (Москва). С 1924 года хранится в ГМИИ им. Пушкина
Прогулка по выставке: истории в рамках
На выставке в Музее им. Ханенко можно увидеть гравюры из первых выпусков, получившие название «Sculptura Britannica» (повторно галерея гравировалась в 1874). Дополняет собрание серия офортов Ричарда Ирлома по работам Джованни Баттиста Чиприани (отдельный альбом из 50 таких гравюр Ирлома вышел у Бойделла через год после смерти художника, в 1789 г.).Самым значительным из мастеров, сотрудничавших с экс-лор-мэром британской столицы, считается Ричард Ирлом.
Ричард Ирлом. 1743 — 1822. Англия. Анжелика и Медоро. 1768. По композиции Бенджамина Веста. 1738 — 1820. США, Англия. Офорт , меццо-тинто .
Картина выдающегося англо-американского живописца Бенджамина Веста «Анжелика и Медоро» была написана в 1764 г. сразу после его переезда из родной Америки в Лондон. Ей художник обязан шумным успехом в Британии. Работа хранится в Художественном музее университета штата Нью-Йорк в Бингемтоне.
Ричард Ирлом. 1743 — 1822. Англия. Анжелика и Медоро. 1768. По композиции Бенджамина Веста. 1738 — 1820. США, Англия. Офорт , меццо-тинто .
Картина выдающегося англо-американского живописца Бенджамина Веста «Анжелика и Медоро» была написана в 1764 г. сразу после его переезда из родной Америки в Лондон. Ей художник обязан шумным успехом в Британии. Работа хранится в Художественном музее университета штата Нью-Йорк в Бингемтоне.
Ричард Ирлом. 1743 — 1822. Англия. Эскулап. 1787. По композиции Джованни Баттисто Чиприани 1727 — 1785. Италия, Англия. Офорт, акватинта.
Эскулап — у древних римлян бог лекарей и врачебного искусства (у греков — Асклепий). Он умел исцелять от всех болезней, и даже оживлял мертвых. Атрибутом божества была овитая змеей палица.
Однажды Эскулап шел, опираясь на палку, и вдруг ее обвила змея. Испугавшись, он убил гада. Но его оживила другая змея при помощи некоей травы. Потом именно это растение лекарь и использовал для воскрешения мертвых.
Роберт Тью. 1758 — 1802. Англия. Иллюстрация к комедии Шекспира «Виндзорские насмешницы». Акт II, сцена I. По композиции Петерса. Иллюстрация из переиздания «Галереи иллюстраций Шекспира» 1874 года
Ричард Ирлом. 1743 — 1822. Англия. «Се человек». 1787. По композиции Джованни Баттисто Чиприани 1727 — 1785. Италия, Англия. Офорт, акватинта.
Питер Симон. 1750 — 1810. Англия. Сон в летнюю ночь. Акт IV, сцена I. 1795. По композиции Генри Фюзели 1741\43 — 1825. Англия. Пунктир.
Сюжетом гравюры стала история мести царя фей и эльфов Оберона Титании. Любовь зла: Оберон приказал лесному духу Паку капнуть на веки спящей Титании волшебного зелья — проснувшись, она влюбилась в первого встречного. Им оказался ткач Навий, благодаря козням того же Оберона обзаведшийся ослиной головой.
Сюжетом гравюры стала история мести царя фей и эльфов Оберона Титании. Любовь зла: Оберон приказал лесному духу Паку капнуть на веки спящей Титании волшебного зелья — проснувшись, она влюбилась в первого встречного. Им оказался ткач Навий, благодаря козням того же Оберона обзаведшийся ослиной головой.
Также в экспозиции представлены работы еще одного масштабного проекта издателя, «Хоутонской коллекции».
…В течение 15 лет, с 1774 года, лучшие английские граверы воспроизводили в гравюре знаменитую коллекцию живописи Роберта Уолполла, первого графа Оксфордского (1675 — 1745). Она содержала картины Рубенса, Ван Дейка, Веласкеса… 162 листа в итоге составили два огромных тома, вышедших из печати в 1788 году под общим названием «Хоутонская коллекция». В 1778 году оригиналы картин, т. е. саму коллекцию Роберта Уолполла, приобрела российская императрица Екатерина II. С нее началась история собрания Эрмитажа.
Подробнее о выставке специально для «Артхива» - ее куратор, зав.отделом графики музея Елена Шостак:
— Елена, очень интересно узнать об истории коллекции.
— Известно, что гравюры Бойделла поступили к нам в 1930-е годы, из Житомирского краевого (теперь это краеведческий) музея. Но из чьей частной коллекции они попали туда — загадка: никаких документов не сохранилось. Мы знаем, что в городе бывал тот же барон де Шодуар (недавно в Музее им. Ханенко проходила выставка «Сокровища баронов де Шодуар. Европейское искусство 16 — 19 ст. из коллекции Житомирского областного краеведческого музея» ) Но… в 1920 — 1930-е гг. вообще случалось много совершенно невозможных передач. Штаты музеев тогда были очень маленькими, и сотрудники просто не имели времени и сил оформить все бумаги. Тем более, что «бывшие» коллекционеры — дворяне и купцы, — никого уже не интересовали: считалось, что искусство «принадлежит народу», и на этом — все!
А если учесть, что гравюра — искусство тиражируемое… В общем, сегодня вряд ли кто-то сможет воссоздать историю коллекции «домузейного» периода. Разве что случайно найдутся воспоминания современников тех далеких событий. Но рассчитывать на это не приходится.
— Известно, что гравюры Бойделла поступили к нам в 1930-е годы, из Житомирского краевого (теперь это краеведческий) музея. Но из чьей частной коллекции они попали туда — загадка: никаких документов не сохранилось. Мы знаем, что в городе бывал тот же барон де Шодуар (недавно в Музее им. Ханенко проходила выставка «Сокровища баронов де Шодуар. Европейское искусство 16 — 19 ст. из коллекции Житомирского областного краеведческого музея» ) Но… в 1920 — 1930-е гг. вообще случалось много совершенно невозможных передач. Штаты музеев тогда были очень маленькими, и сотрудники просто не имели времени и сил оформить все бумаги. Тем более, что «бывшие» коллекционеры — дворяне и купцы, — никого уже не интересовали: считалось, что искусство «принадлежит народу», и на этом — все!
А если учесть, что гравюра — искусство тиражируемое… В общем, сегодня вряд ли кто-то сможет воссоздать историю коллекции «домузейного» периода. Разве что случайно найдутся воспоминания современников тех далеких событий. Но рассчитывать на это не приходится.
— Скажите, какое количество работ представлено на выставке?
— Мы показываем 35 гравюр. Из работ Бойделловской коллекции, хранящихся в фондах нашего музея, на выставках побывали 3 или 4. Причем, не «Шекспировской галереи» — она выставляется вообще впервые.
— А сколько всего Бойделла в ваших фондах?
— У нас в музее вообще большая графическая коллекция, и работ Бойделла там — намного больше, чем удалось показать сейчас. Были ну очень интересные веши, которые не вошли в экспозицию просто потому, что, увы, место ограничено. Но самые главные мы, конечно, представили.
— А почему именно то, что можно увидеть в Музее Ханенко, вы считаете «самым главным» из бойделловской коллекции в Украине?
— «Шекспировская галерея» — это самая известная в мире серия Бойделла, она уникальна. Кроме того, в экспозиции представлены другие его проекты, буквально несколькими работами. Например, серия «Коллекция эстампов, выгравированных с лучших картин Англии» — это просто колоссально! Еще один невероятно значимый проект Бойделла — «Хоутонская коллекция». Это просто боль Англии и по сей день — что одна из лучших ее частных коллекций «ушла» за границу…
— Вообще, это уже стало нарицательным понятием — «бойделовские» гравюры. В чем их феномен?
— Бойделл очень сложно организовывал свое производство. Он арендовал типографию с новейшим оборудованием. Лично следил за каждым оттиском. Кроме того, заранее создавал каталоги. Пока гравер только обрабатывал доску, издатель по подписке рассылал каталог того, что только будет издано. Подписчик мог подписаться на весь том или на отдельные листы. Гравюры расходились по всей Западной Европе. Доходили и в Россию. Об известности бойделловских гравюр можно судить по тому, что и сегодня их узнают наши соотечественники. В свое время, все же, многие успели побывать в Эрмитаже…
Немаловажный для зрителя факт — и то, какие замечательные сюжеты привлекли художников, каких неординарных персонажей они изображали. Гравюр низкого качества в нашей экспозиции нет (да у Бойделла они вообще отсутствуют). Но благодаря интересному сюжету люди могут проявить еще больший интерес к работам. Отбор «по степени интересности» стал еще одним из кураторских принципов при создании выставки.
— Елена, вы лично как куратор можете назвать свои любимые работы на выставке?
— Интересно воспроизведение рисунков Чиприани. Вообще, воспроизведение рисунков очень мощно стимулировало развитие гравюрных техник во второй половине 18 века. В это время рисунок сделался очень модным. Люди начали понимать, что это — действительно, высокое искусство, а у коллекционеров появилось желание иметь копии с лучших образцов. Если воспроизведение картины всегда условно, то рисунок можно повторить факсимиле. Так поступал и Ричард Ирлом с Чиприани. Сейчас к нам на выставку приходят разные люди, далеко не безграмотные. И, тем не менее, говорят: «Ой, какие замечательные рисунки!» И только присмотревшись, удивляются: «Это — печать». Чтобы добиться эффекта рисунка, художнику приходилось совмещать разные техники, изобретая свою. Это очень интересно!
— Интересно воспроизведение рисунков Чиприани. Вообще, воспроизведение рисунков очень мощно стимулировало развитие гравюрных техник во второй половине 18 века. В это время рисунок сделался очень модным. Люди начали понимать, что это — действительно, высокое искусство, а у коллекционеров появилось желание иметь копии с лучших образцов. Если воспроизведение картины всегда условно, то рисунок можно повторить факсимиле. Так поступал и Ричард Ирлом с Чиприани. Сейчас к нам на выставку приходят разные люди, далеко не безграмотные. И, тем не менее, говорят: «Ой, какие замечательные рисунки!» И только присмотревшись, удивляются: «Это — печать». Чтобы добиться эффекта рисунка, художнику приходилось совмещать разные техники, изобретая свою. Это очень интересно!
— В Украине, кроме Музея Ханенко, где-то еще есть гравюры Бойделла?
— Я не встречала. Но может быть, где-то что-то и лежит? Гравюры ведь нельзя выставлять долго. Мы и эту выставку пока планируем на 2 месяца, может, продлим еще на месяц — но не больше, а потом…
— Вы, к слову, выставляете оригинальные оттиски?
— Да. Кстати, «Шекспировская галерея» — это техники, не предусматривающие большого количества оттисков. Меццо-тинто вообще дает порядка 30-ти — это не тысячи, чтобы они в итоге были в каждом музее, в любом собрании. Акватинта позволяет создать больше копий, но ведь со времен Бойделла мир пережил войны, революции. Далеко не все они сохранились.
Приглашаем вас на выставку в Музей Ханенко, где до февраля 2015 экспонируется «Шекспировская галерея» Джона Бойделла из фондов музея. Читайте также наш рассказ о музейном собрании и его истории.
Анна Пароваткина.