Один из главных поставщиков идей для графического дизайна, в наши дни нередко «появляющийся» в рекламе, кинематографе, и даже в домашнем декоре — Мауриц Корнелиус Эшер в «оригинале» и всем богатстве графических работ представлен в Московском музее современного искусства. Что ж, до 9 февраля вам стоит успеть попасть в иное измерение!
В лабиринте Эшера
В главном здании ММОМА на Петровке 25 — настоящий ажиотаж: более 3500 посетителей лишь за первый уик-энд работы выставки! Еще бы: выставка голландского мастера парадоксов и иллюзий в России проводилась ранее лишь в Эрмитаже, а тут — более 120 принтов работы мастера Эшера. Пришли даже дамы с младенцами, которые наблюдают за реакцией малышни, да и сами пребывают в детском восторге при виде знакомых и незнакомых изображений.
Экспозиция в ММОМА представляет динамику творчества Эшера, начиная от раннего «итальянского» периода, через «испанский» (мавританские мозайки замка Альгамбры сильно на него повлияли!) и к «математическому» (знакомьтесь: его друг — математик Гарольдом Коксетер), да с обманом зрения и парадоксами.
Занятная ММОМАтематика
Куратор выставки Алексей Толстой обращает внимание на знаковую картину «День и ночь» (1938), которая является «переломным моментом» в творчестве Эшера, показывая начало его парадоксально-математического путешествия. Он был настолько серьезно им увлечен, что даже предвосхитил «официальное» математическое объявление фракталов, где мелкие «мозаичные» фигуры образуют аналогичную крупную, устремляясь и повторяясь бесконечно. «Циклический предел III» (1959) — еще одна иллюстрация математической идеи.Выставка Маурица Корнелиса Эшера (1898−1972) — пожалуй, самое значительное арт-мероприятие завершившегося Года Нидерландов в России. В московском музее до середины февраля также можно увидеть другие интересные экспонаты: архивные фотографии, фильмы из Фонда М.К. Эшера в Нидерландах (M.C. Escher Foundation), и первую печатную работу — книгу «Святой Франциск» (1922).
Где я это видел?
Фильм «Лабиринт» с культовым рок-музыкантом Дэвидом Боуи — ну просто «Эшеровский» мир, а замок злодея — ну точь-в-точь картина «Относительность»! Что интересно, сам Эшер, заставший эпоху рок-музыки, относился к ней прохладно, и писал сыну о том, что ставшие популярными «Beatles» несут миру «новый хаос».