Открываем датский импрессионизм: «Уважаемый Анкер! Дорогой Крёйер!» - дружба и соперничество двух гигантов – на выставке в Аркене
Консервативный воспеватель подвигов и крестьянской романтики Микаэль Анкер противостоит любителю пленеров и стремительных мазков Педеру Северину Крёйеру. В датском музее современного искусства Аркен плечом к плечу выставляются друзья и конкуренты, выдающиеся живописцы северной страны, превратившие городок Скаген в коммуну художников. О двух разнозаряженных частицах, которые неизменно притягивались, узнавал АРТХИВ.
Северная сага
В свое время Педер Северин Крёйер (P.S. Krøyer) (1851−1909) и Микаэль Анкер (Michael Ancher) (1849−1927) прославили провинцию на мысе Гренен, что в Северной Ютландии, превратив ее в жирную точку на карте художественного мира конца 19 века. Поэтому фокус выставки — на живописном Скагене, где Анкер провел всю жизнь, женившись на дочери местного трактирщика и куда Крёйер прибыл спустя восемь лет после своего коллеги, впечатленный его рыболовецким пейзажем. В свою очередь Анкер не преминул использовать в своих картинах Крёйеровский прием в изображении лиц в лучах северного летнего солнца.
On the South Beach of Skagen
1850-е
В 1877—1881 годах Крёйер жил в Европе. Будучи в Париже, он влюбился в картины импрессионистов — Мане, Дега Моне, Сислея и Ренуара. После возвращения в Данию «коньком» художника стали жанровые сцены — побережье, отдыхающие, рыбаки… Однако в жизни мастера идиллия не царила. Страдая от наследственного психического заболевания и ухудшения зрения, он упорно не выпускал из рук кисть. Последние свои произведения художник создавал почти в кромешной тьме.
Однако такой творческий симбиоз противоположных по темпераменту авторов сменялся соперничеством и противостоянием. Ведь Крёйер стремился писать под открытым небом в среде единомышленников, а более приземленный и скрупулёзный Анкер предпочитал творить в одиночестве и всегда чувствовал некую угрозу собственным канонам, исходящую от быстрых мазков взрывного искусства товарища.
Рыбаки в Скагене
1894
Именно в рыболовецкой деревне Скаген были созданы шедевры, вошедшие в датскую историю искусств. Скагенские художники (дат. Skagensmalerne), находившиеся под впечатлением от французских импрессионистов и писавшие натуралистические и реалистические работы, дали толчок развитию датской живописи, отвергая академизм
.
Я к Вам пишу...
На выставке представлена также переписка художников, открывающая нюансы их непростых отношений, мысли авторов об искусстве и жизни. Но это еще не всё! Отрывки посланий для посетителей начитали актеры, послушать их можно на отдельных стойках музея. К тому же, прямо в музее гостям вслед за Анкером и Крёйером предлагают опустить в почтовый ящик свое письмо.
Микаэль Анкер — основатель поселения художников в Скагене и воспеватель хемингуэевских типажей 18 века — отважных ютландских рыбаков с рыжими бородами, сражающихся со стихией. Их монументальные портреты выполнены в классической манере, присущей историческим полотнам.
Жена Анкера, Анна, также писала в похожем стиле (ее портрет — справа). А пртрет супружеской пары художников даже напечатан на банкноте в 1000 датских крон.
Встреча копии и оригинала
Дружба Анкера и Крёйера находилась в плоскости взаимного вдохновения и конкуренции, поэтому она пережила несколько конфликтных моментов на протяжении многолетней битвы за право рисовать одни и те же сцены. Так, летом 1897 года Анкер не удержался и скопировал одну из работ Kрёйера! Это был эскиз к знаменитой картине, изображавшей жен двух художников, Анну и Марию («Летний вечер на южном пляже Скагена с Анной Анкер и Марией Крёйер»). Впервые за 117 лет эти две версии встретились в одном выставочном пространстве, что позволяет сравнить характер мазков художников. В одном из писем Анкер исповедуется перед Крёйером в содеянном, а тот великодушно его прощает.
Сегодня в музее Скагена, где хранятся работы Анкера и Крёйера, проходит ремонт, поэтому 80 картин, которые крайне редко покидают его стены, до 12 апреля 2014 года выставляются в музее современного искусства «Аркен». Галерея находится в Исхёе в 20 километрах от Копенгагена.
Sea of Skagen
1890-е
Купание мальчиков
1892
Двойной портрет Мари и П.С. Крейер
1890, 15×18.7 см
«Так вот он какой, северный импрессионизм» — так и хочется воскликнуть, глядя на картины. Прекрасные работы с особым настроением и характером.