Арт-капустник
Выставка называется «Фрэнсис Бэкон и наследие прошлого». Это не гастроль экспонатов из галерей Великобритании, Ирландии, США и частных коллекций. Она совместно подготовлена предоставившим наибольшее количество произведений Центром изобразительных искусств Сейнсбери (Университет Восточной Англии) и Эрмитажем, который нашел в своих запасниках шедевры в диапазоне от Древнего Египта до Матисса, чтобы продемонстрировать, кем и чем вдохновлялся Бэкон. В итоге из небольшого количества работ самого Бэкона выросла очень внушительная выставка. Критики, однако, такую щедрость оценили по-разному.Кто-то восхитился тем, что такая экспозиция не только показывает, но объясняет Бэкона. Кто-то посетовал, что в историю изо Бэкона вписали так плотно, что ему там стало тесновато. А Анна Толстова из «Коммерсанта» даже предположила, что огромный десант классиков из эрмитажной коллекции кураторы привлекли для того, чтобы сделать из них яркую и безобидную обертку для Бэкона — трагика, мятежника, атеиста и гомосексуала (официальный пресс-релиз о последних двух фактах из биографии умалчивает, а ведь именно они определили философию художника и настроение его картин).
С тем, что безмятежные нагие красавицы Ренуара и Матисса смотрятся в качестве контекста для душераздирающего Бэкона странно, а «Вечная весна» Родена (на фото) в качестве финальной точки всей экспозиции — так и вовсе дико, трудно не согласиться.
Тем более, среди рифм, связавших Бэкона с предшественниками, есть очень удачные.
Визит к Микеланджело
Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский полагает, что Фрэнсис Бэкон, будь он жив, был бы рад побывать в питерском музее: Бэкон ценил скульптуру и рисунки великого итальянца, но хранящегося в Эрмитаже «Скорчившегося мальчика» наверняка видел только на репродукциях, что не помешало ему процитировать эту скульптуру на своей картине «две фигуры в комнате». Теперь картина Бэкона и «Мальчик» Микеланджело выставлены рядом — соседство впечатляющее.Мятое искусство
Кстати, сам Бэкон на оригиналы падок не был. Он никогда не учился ремеслу художника, а мастерство постигал по работам великих — чаще всего довольствуясь альбомами с репродукциями и вырванными из журналов страницами с фотокопиями шедевров. Он не писал портретов с натуры — только с фотографий. Вырезки и фотографии Бэкон мял, раскидывал по полу мастерской, топтался по ним, не жалел для них грязи.Сергей Эйзенштейн встречается с Диего Веласкесом
Но кому подражает Бэкон, заставляя своих пап раскрывать рот в крике. Мунку? Вовсе нет! Самый вопиющий крик ужаса Бэкон обнаружил в фильме Эйзенштейна «Броненосец „Потемкин“» — и воспроизводил на своих папских портретах кричащую на лестнице няню.
Цифры и цены
А с Мунком Бэкон все-таки посоревновался. На аукционах. До 2013-го самой дорогой картиной в мире считался мунковский «Крик» — четвертая авторская версия знаменитой картины, купленная за 119,9 млн. долларов. Но в 2013-м список самых дорогих картин, проданных на открытых торгах, возглавил триптих «Три наброска к портрету Люсьена Фрейда»: 142,4 млн. долларов.К слову, Бэкон называл набросками почти все свои работы — из-за перфекционизма. А все написанное до 1944-го года он вообще пытался уничтожить. На выставке в Эрмитаже представлено «Распятие» 1933-го года — одна из немногих сохранившихся вещей того периода, когда Бэкон только взялся за кистью. Между прочим, художником он решил стать, побывав в 1928-м году на выставке Пабло Пикассо.
Фото: официальная страница Эрмитажа в Фейсбуке, hermitagemuseum.org
Читайте также:
И снова — Бэкон на продажу: с чем его едят и почему он столько стоит?