Регистрация

Фрэнсис Бэкон в Эрмитаже: все, что нужно знать о выставке самого дорогого художника

Мне нравится4       0  
Это главная, самая ожидаемая и громкая выставка, открытая к 250-летию Эрмитажа. Британский классик современного искусства Фрэнсис Бэкон в окружении своих «названных» учителей, от Рембрандта и Веласкеса до Ван Гога и Пикассо. Художник говорил, что ему самому в собственных работах нравится «визуальный шок». Нередко решенные в «веселеньких» цветах, его полотна транслируют смятение и ужас, а в качестве ответной реакции вызывают сложную смесь чувств из восторга, отвращения и сострадания. Артхив собрал о выставке и ее герое информацию, которая поможет совладать с бурей эмоций, увидеть за ними современные смыслы и краткую историю изобразительного искусства.

Арт-капустник

Выставка называется «Фрэнсис Бэкон и наследие прошлого». Это не гастроль экспонатов из галерей Великобритании, Ирландии, США и частных коллекций. Она совместно подготовлена предоставившим наибольшее количество произведений Центром изобразительных искусств Сейнсбери (Университет Восточной Англии) и Эрмитажем, который нашел в своих запасниках шедевры в диапазоне от Древнего Египта до Матисса, чтобы продемонстрировать, кем и чем вдохновлялся Бэкон. В итоге из небольшого количества работ самого Бэкона выросла очень внушительная выставка. Критики, однако, такую щедрость оценили по-разному.

Кто-то восхитился тем, что такая экспозиция не только показывает, но объясняет Бэкона. Кто-то посетовал, что в историю изо Бэкона вписали так плотно, что ему там стало тесновато. А Анна Толстова из «Коммерсанта» даже предположила, что огромный десант классиков из эрмитажной коллекции кураторы привлекли для того, чтобы сделать из них яркую и безобидную обертку для Бэкона — трагика, мятежника, атеиста и гомосексуала (официальный пресс-релиз о последних двух фактах из биографии умалчивает, а ведь именно они определили философию художника и настроение его картин).

С тем, что безмятежные нагие красавицы Ренуара и Матисса смотрятся в качестве контекста для душераздирающего Бэкона странно, а «Вечная весна» Родена (на фото) в качестве финальной точки всей экспозиции — так и вовсе дико, трудно не согласиться.

Но, кажется, у такого обилия «веселых картинок» на выставке великого и ужасного Бэкона есть простое объяснение: маркетинг. Бэкон — не тот художник, который поможет скрасить выходные. Он умеет не только напугать, но и отпугнуть. А вот Роден с Ренуаром — тот локомотив, который способен заманить публику в выставочный зал и не даст ей сбежать при первом же столкновении с изуродованными бэконовскими лицами и телами.

Тем более, среди рифм, связавших Бэкона с предшественниками, есть очень удачные.

Визит к Микеланджело

Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский полагает, что Фрэнсис Бэкон, будь он жив, был бы рад побывать в питерском музее: Бэкон ценил скульптуру и рисунки великого итальянца, но хранящегося в Эрмитаже «Скорчившегося мальчика» наверняка видел только на репродукциях, что не помешало ему процитировать эту скульптуру на своей картине «две фигуры в комнате». Теперь картина Бэкона и «Мальчик» Микеланджело выставлены рядом — соседство впечатляющее.

Мятое искусство

Кстати, сам Бэкон на оригиналы падок не был. Он никогда не учился ремеслу художника, а мастерство постигал по работам великих — чаще всего довольствуясь альбомами с репродукциями и вырванными из журналов страницами с фотокопиями шедевров. Он не писал портретов с натуры — только с фотографий. Вырезки и фотографии Бэкон мял, раскидывал по полу мастерской, топтался по ним, не жалел для них грязи.
Его образы на холстах получались такими же измятыми, рванными, как валяющиеся под ногами бумажки и как душевное состояние его современников и его самого. На выставке можно увидеть испачканные краской арт-альбомы, которые листал Бэкон, и фотографии из его захламленной мастерской (на фото внизу). Он говорил, что хаос ему просто необходим, как питательная среда для творчества. Возможно, производя из хаоса эмоции, он чувствовал себя богом?

Сергей Эйзенштейн встречается с Диего Веласкесом

«Кричащие папы» — пожалуй, самая известная серия Бэкона. Он неоднократно делал ремейки картины Веласкеса «Портрет Папы Иннокентия X» (на эрмитажную выставку привезли поясной эксиз к этому полотну).

Но кому подражает Бэкон, заставляя своих пап раскрывать рот в крике. Мунку? Вовсе нет! Самый вопиющий крик ужаса Бэкон обнаружил в фильме Эйзенштейна «Броненосец „Потемкин“» — и воспроизводил на своих папских портретах кричащую на лестнице няню.

Цифры и цены

А с Мунком Бэкон все-таки посоревновался. На аукционах. До 2013-го самой дорогой картиной в мире считался мунковский «Крик» — четвертая авторская версия знаменитой картины, купленная за 119,9 млн. долларов. Но в 2013-м список самых дорогих картин, проданных на открытых торгах, возглавил триптих «Три наброска к портрету Люсьена Фрейда»: 142,4 млн. долларов.

К слову, Бэкон называл набросками почти все свои работы — из-за перфекционизма. А все написанное до 1944-го года он вообще пытался уничтожить. На выставке в Эрмитаже представлено «Распятие» 1933-го года — одна из немногих сохранившихся вещей того периода, когда Бэкон только взялся за кистью. Между прочим, художником он решил стать, побывав в 1928-м году на выставке Пабло Пикассо.

Выставка Бэкона продлится до 8 марта 2015 года. Она проходит в Главном штабе Эрмитажа. Билет стоит 200 рублей, первый четверг каждого месяца — день бесплатных посещений.

Фото: официальная страница Эрмитажа в Фейсбуке, hermitagemuseum.org


Читайте также:
И снова — Бэкон на продажу: с чем его едят и почему он столько стоит?
КомментироватьКомментарии
HELP