Регистрация

«Рембрандт и золотой век голландской живописи» в Будапеште: две сотни шедевров, включая работы Вермеера.

Мне нравится2       0  
Будапештский Музей изящных искусств (Szépművészeti Múzeum) 15 февраля 2015 года закроется на масштабную трехлетнюю реконструкцию. Но прежде он решил временно попрощаться со своими зрителями грандиозной выставкой «Рембрандт и золотой век голландской живописи». Мы не смогли пропустить одно из «топовых» арт-событий этой зимы: вашему вниманию — репортаж из столицы Венгрии.
Признаюсь, поначалу я недооценила событие: получив от музея информацию, только пробежала ее глазами. Поездки в Будапешт в период выставки не предполагалось, и я — любитель голландской живописи 17 века — решила просто не расстраиваться. Однако в начале декабря случился непредвиденный вояж, и я ринулась в музей.

Первое впечатление: выставка большая, больше, чем можно было предположить. Кроме 20 творений величайшего живописца своей эпохи — Рембрандта, — представлено 178 работ почти сотни других художников. Работы собирали по буквально всему миру: лучшие произведения из собрания Музея дополнили более чем 130 картинами из 50 европейских и американских коллекций — как государственных, так и частных. Так свои шедевры предоставили Государственный музей в Амстердаме, Национальный музей в Стокгольме, Лувр, Национальная галерея в Лондоне, Музей Гетти в Лос-Анджелесе, нью-йоркский «Метрополитен», флорентийская «Уффици» и мадридский «Прадо».
Выставка логически разделена на семь разделов. Первый — живописная историческая справка: морские сражения, борьба за независимость, подписание двенадцатилетнего перемирия в 1609 году, приведшие к образованию Голландии. Масштабные композиции известных мастеров меня, если честно, не «зацепили».
А вот где я застряла надолго, так это во второй части, посвященной портретам — богатых мещан, супружеских пар, семей. Конечно, мне было интересно и с точки зрения истории костюма (я в прошлой жизни «одежник»): огромные кружевные воротники, названные «мельничными жерновами», чепцы, ленты, шляпы. Интересные приемы — одежные намеки, — четко «привязывающие» супругов друг к другу. Например, на двух отдельных портретах пожилой четы — одинаковые манжеты, одинаковый меховой шарф…
Хендрик Янс Тербрюгген. Парень с трубкой



Но, главное, конечно, не одежда, а лица — просто удивительно реальные! Некоторые холсты покрыты паутинкой мелких трещинок, и от этого глаза на портретах кажутся еще более живыми…

Юдит Лейстер. Пьющий мужчина



В третьей секции — радости жизни как «сливок общества», так и люда победнее. Кстати, среди почти 5000 художников Золотого века мы знаем только 25 женщин, и работы двух из них тоже прибыли в Будапешт. Вот и решайте, кто был талантливее — Юдит Лейстер с ее жизнерадостными, динамичными полотнами, или ее супруг Ян Моленаер!

Питер Клас. Натюрморт с фруктами и рёмером

Здесь есть и роскошные натюрморты Питера Класа, Виллема Хеда, Абрахама ван Беерена, но меня, честно говоря, люди занимают больше, чем символизм серебряных рыб и налитых соком персиков. Правда, говорят, что именно в эти годы голландцы открыли для себя вкус засоленной рыбы — вот и «задокументировали» кулинарное новшество.

Конечно, среди тем экспозиции важное место занимают библейские темы. Среди вариаций Самсона и Далилы, Юдифи и Олоферна меня ждало потрясающее открытие: «12 летний Иисус в храме» Паулюса Бора. Этот сюжет писали многие художники, но творение Бора совершенно не похоже на другие. Иисус на его полотне — маленькая, даже непропорционально маленькая фигурка сбоку, а центр композиции — ученые мужи. Вернее, один. Он сидит, подперев голову ладонью, слушает отрока Иисуса, а на лице его и доброе изумление, и провидческая грусть — мол, эх, детка… Удивительное произведение, на мой взгляд, одно из лучших среди представленных.
Но где же Рембрандт? Вот он, Рембрандт Харменс ван Рейн — на нескольких автопортретах, начиная с одного из первых, юношеских, 1629 года и до одного из последних, написанного, предположительно, в 1669 году, т. е. в год его смерти. Автопортрет с собакой — на нем видно, что гигант голландской живописи невысок и этого не скрывает. Автопортрет 1640 года — наверное, самый знаменитый, тот, на котором художник изобразил себя во цвете славы, но с меланхолией в глазах.

Вообще, он написал 60 автопортретов, больше, чем кто-либо другой. По этому поводу кто-то из венгерских искусствоведов с юмором заметил, что никто не делал «селфи» лучше Рембрандта.
Конечно, на выставке — не только автопортреты, но и первая известная картина «Продавец очков», знаменитая «Девушка у окна» (или «Кухарка»), и великолепная, монументальная «Минерва». Эта картина, кстати, прибывшая из «Метрополитен», некогда была собственностью известного венгерского коллекционера Марселя Немеша. Всего 20 полотен — роскошная, драгоценная, но в целом сдержанная, не очень жизнерадостная экспозиция: таким уж был мир Мастера.
Рембрандт Харменс ван Рейн. Автопортрет в возрасте 63 лет
Честно говоря, мне не очень близка сумрачная колористика Рембрандта. Я искала еще одно имя. И только произнесла про себя «ну где же Вермеер», как, обернувшись к противоположной стене, увидела знаменитого «Астронома»!
Ян Вермеер. Географ



И рядом — «Географа», пожалуй, чуть менее известное, но тоже наполненное солнечным светом и красками полотно.

А в соседнем зале — и вовсе восторг: «Аллегория католической веры», сотканная из оттенков синего и коричневого, фигур и теней, реальности и символизма. Если учесть, что в мире известно всего 38 картин Яна Вермеера Дельфтского, то три шедевра на одной выставке — это весьма немало. Не говоря уже о том, что в Венгрии работы мастера не выставлялись никогда.
Что еще? Пейзажи. Городские сценки, глядя на которые понимаешь, что с 17 века люди совсем не изменились. В конце — пронзительный, фотореалистичный trompe l’Oeil «Мужчина в окне» кисти одного из учеников Рембрандта, Самюэля ван Хоогстратена. Очень символично: 17 и 21 век «глаза в глаза», что отлично помогает веку 21 спуститься с небес.

Светлана Кабыш
Справка Артхива: Будапештскому Музею изящных искусств на реконструкцию пора давно: история главного музея Венгрии началась еще 1 декабря 1906 года, когда австрийский император Франц Иосиф и король Венгрии открыли на площади Героев его нынешнее монументальное здание — «Дворец Шикеданца». Ну, а история поселившейся в нем художественной коллекции старше, по крайней мере, на век: венгерское дворянство и духовенство передало музею свои сокровища, собранные к 18−19 столетию. Самым значительным было собрание семьи Эстерхази: среди рисунков и живописных полотен были творения Леонардо, Рафаэля, Тьеполо, Мурильо, Гойи, Рембрандта, сотни полотен других голландских художников.

КомментироватьКомментарии
HELP