Регистрация

"Ни дня без линии". Пауль Клее в России.

Мне нравится6       0  
Пауль Клее впервые приехал в Россию. Не единичные работы, которые у нас есть и в частных собраниях, и в музеях, а полномасштабная ретроспектива. 150 произведений, шутка ли? Тут и картины, и наброски, и перчаточные куклы, кисти, чашки, гербарии и много чего еще. Один из самых крупных мастеров ХХ века предстал в Пушкинском музее во всей красе. Репортаж с открытия, прогулка по выставке и интереснейшие комментарии куратора — вашему вниманию.
Пауль Клее. "Куколка" (Портрет)

Пауль Клее всегда шел своим путем. Для него не было безусловных авторитетов, авторитетом был он сам. Клее ставил вопросы в искусстве, и отвечал на них. Он чутко реагировал на веяния времени. В его живописи и пуантилизм, и детский рисунок, и африканское искусство. Пауль Клее искал разгадку гармонии вселенной, новыми изобразительными средствами пытался выразить вечные ценности. «Ни дня без линии» — название выставки в ГМИИ им. А. С. Пушкина и девиз Пауля Клее. Неутомимого труженика, новатора, фантазера и педанта, любителя пеших прогулок.

Открытие столь крупной выставки — всегда событие. Торжественность момента и все восторги разделяем с ее организаторами и гостями на открытии: праздник стартовал!

Церемония открытия выставки Клее прошла в Итальянском дворике Главного здания Пушкинского музея. В честь визита «гостя из зимней Швейцарии» и приближающегося Рождества в зале установили ель, украшенную репликами античных скульптур. Она неплохо смотрится на фоне «Кондотьера» Донателло и «Давида» Микеланджело.

  • Марина×Марина – это вид пейзажа, на котором изображено море. Также маринами называют конкретные картины или гравюры морской тематики. Слово «марина» (итал. marina) произошло от латинского marinus – морской. читать дальше Лошак (слева). Непринужденная беседа.
  • Легендарная Ирина Антонова. Добрый ангел-хранитель ГМИИ им. А.С. Пушкина
На торжественной церемонии выступили директор Пушкинского музея Марина×Марина – это вид пейзажа, на котором изображено море. Также маринами называют конкретные картины или гравюры морской тематики. Слово «марина» (итал. marina) произошло от латинского marinus – морской. читать дальше Лошак, президент Пушкинского музея Ирина Антонова, посол Швейцарии в России, представители Центра Пауля Клее в Берне, Фонда Бейелера в Базеле и, конечно же, кураторы: Алексей Петухов и Фабьенн Эггльхёфер.
Ораторы единодушны: нынешняя выставка Клее — уникальна! Такого не было в России. Таких было мало в мире. Кураторы далеки от формального подхода. Их цель — постичь душу гения, суть его творческого метода. А затем уже — проиллюстрировать знаковыми работами по хронологии.

Прогуляемся по залам, послушаем куратора.

Выставка расположилась в зоне второго этажа Галереи искусства стран Европы и Америки, выстроенной по круговому принципу. Из зала в зал ходит зритель, и на выходе круг замыкается. Круг выставки. Жизненный круг. Несколько разделов, посвященных судьбе гения. Заглянем?
Вход художественно оформлен. На выставках такого ранга все продумано до мелочей: и концепция, и подбор экспонатов, и обрамление. Важен общий стиль.
Основную экспозицию предваряет зал с биографией художника, и это «предисловие» также в едином ключе с выставкой.

"Натуралистические штудии"

Здесь представлены первые художества будущего гения искусства ХХ столетия. Уроженец Берна Клее пока далек от пуантилизма и не увлечен абстракцией. Искусство его фигуративно и вполне традиционно. На занятия живописью Клее вдохновила родная бабушка — Анна Катарина Розина Фрик. Все началось с обычного копирования листов календарей с репродукциями картин швейцарских художников. Изучение анатомии, обнаженная натура, технические эксперименты… Обычный путь живописца того времени. Кардинальные перемены впереди!
«Азор получает признание от Мадам Гренуйе», «Конная повозка», «Дама с зонтиком». 1883−1885. Автору этих затейливых рисунков не больше 6 лет!

"Самоидентификация и самовыражение"

Фантазия или природа? В живописи должно преобладать что-то одно. Непростой выбор! В поисках ответа Пауль Клее штудирует обнаженную натуру, создает серию гравюр «Инвенции», пять графических автопортретов. Скепсис и ирония преобладают. Это 1900-е годы.
Пауль Клее «Грозная голова». 1905. Подписная гравюра×
Литография (от гр. Litos – камень) – способ получения гравюры, при котором краска наносится на поверхность под давлением. При этом оттиск создается с гладкой поверхности, которая, вследствие химической обработки, способна удерживать нанесенный пигмент на основе олифы на определенных фрагментах. Технику изобрели в Германии как более дешевый аналог офорта, позволяющий тиражировать изображения. Это и поспособствовало тому, что литографию начали широко применять в типографиях. Помимо этого она была востребована в искусстве XIX-XX веков, в частности, такими мастерами, как Анри Матисс (Henri Matisse), Франсиско Гойя (Francisco José de Goya), Сальвадор Дали (Salvador Dalí).
читать дальше
. Здесь видно увлечение мастером нестандартными решениями портретных образов. Выражение лица соответствует водрузившемуся на макушке «прелестному» созданию.




Пауль Клее «Лили Клее-Штумпф (супруги художника)». 1906. Карандаш, акварель и бумага. Вполне традиционное решение портретного образа.

Самые необычные объекты выставки расположилось в центральной зоне, на серых высоких постаментах. Яркие, блестящие, конструктивистские. Это — перчаточные куклы! Каждая со своим смыслом и характером.



«Пугало-призрак» (перчаточная кукла). Симпатичный оскал. И глазницы такие глубокие… Невольно вспоминаются персонажи Тима Бертона — вот где и поныне черпают вдохновение мастера!

"Путь к абстракции"

В поле зрения Клее попадают Василий Кандинский, Робер Делоне. В поисках своего пути в искусстве, он находится с ними во внутреннем диалоге. Познавая кубизм×
Кубизм (фр. cubisme) - узнаваемый стиль, который зародился в начале XX века, и многие его приемы востребованы до сих пор. Характерны: прямое использование геометрических форм, узкий круг сюжетов (портреты, натюрморты или здания), деформации, угловатость, полное отсутствие реалистичности. Форма здесь важнее цвета.
читать дальше
, орфизм×Орфизм (фр. оrphisme) изобрел Робер Делоне, потому что в рамках кубизма ему было тесно. Возможность экспериментировать с формой увлекала Делоне гораздо меньше, чем игры со светом и цветом. Характерные черты орфизма – концентрические круги и диски контрастных цветов, создающие ощущение движения и ритма. Орфистские картины написаны либо на плоскости, либо представляют собой пересечение разных плоскостей. читать дальше и абстракцию, фокусируется на внутреннем состоянии. Помыслы его занимают природа и архитектура. Цвет и форма — вот два главных полюса устремлений молодого художника. «Искусство не изображает видимое, но делает его видимым». Такой приоритет определил Клее.

«Без названия. Композиция с цветами и листьями». 1913.
Эта картина написана накануне поездки в Тунис. Накануне прорыва в художественном сознании Клее. На пороге новых открытий, определивших всю дальнейшую жизнь в искусстве.

Поездка в Тунис с друзьями — художниками в 1914 году в буквальном смысле слова перевернула сознание Клее. Ему открылась цветовая гармония. Художник запечатлел архитектурные виды священного города Кайруана. Абстрактная и фигуративная живопись — все служит определению собственного «художественного я».
Пауль Клее «С Красным флагом». 1915. Слева вверху видны автограф и авторская дата.
Пауль Клее «О». Широкий формат. Акварель×
Акварель (от итал. «aquarello») – широко известная техника рисования с помощью красок на водной основе, изобретенная в III ст. в Китае. Акварельные краски после растворения в воде становятся прозрачными, поэтому при нанесении их на зернистую бумагу изображение выглядит воздушным и тонким. В отличие от картин маслом, в работах акварелью отсутствуют фактурные мазки.
читать дальше
, карандаш, бумага, картон.
Пауль Клее «Скалистый пейзаж (с пальмами и елями). 1919.

"Преподавание в Баухаузе"

С 1920 по 1931 год художник преподает в Веймаре, затем в Десау, куда Баухауз׫Не смотри туда, они из Баухауза!» - предостерегали добропорядочные матери своих юных дочерей. Они (студенты Баухауза) играли странную музыку по уикендам и купались нагишом по ночам, девушки стригли коротко волосы и носили брюки, а юноши отпускали длинные волосы и одевались как оборванцы. Баухауз изобрел современного длинноволосого студента художественной школы, у которого кроме непосредственных художественных экзерсисов и пленэров на повестке дня обязательно стоит: расшить сумку кельтскими узорами, выточить кулон из куска найденной во время прогулки неопознанной железяки, за ночь изобрести самый эргономичный дизайн чего-либо для очередного фестиваля или конкурса. И еще десяток важных дел по украшению и совершенствованию окружающего мира. читать дальше переехал в 1926 году. Перед студентами своего курса «Теория формы» Клее ставит главную цель — научиться «живому формообразованию». Процессы роста в природе мастер сопоставляет с геометрическими процессами. Примета этого периода — полупрозрачные цветовые конструкции. С их помощью Клее изучает градации цвета. Повествовательное начало также служит аналитике.
В творчестве Клее полярные фигуративные образы и абстракция — не противоречат, а взаимодействуют!
Пауль Клее «Три цветка». 1920.

"Поэтика пуантилизма и запечатленная реальность"

После ухода из Баухауха Клее стал преподавать в Художественной академии Дюссельдорфа. В это время художник в поисках новых средств выражения работал в технике пуантилизма, делая акцент на тонких цветовых переходах. Мастер стремился дать работе развиваться в собственном ритме.

С приходом к власти национал-социалистов жизнь Пауля Клее изменилась. Гитлер вызывал у него резкое отторжение. Художник столкнулся с суровой немецкой повседневностью, и его искусство превратилось в череду нервозных набросков. Нацисты устроили обыск его мастерской, и он должен был доказать что у него нет еврейских корней. Клее объявили некомпетентным преподавателем и уволили из Дюссельдорфской академии. Он подвергся общественному презрению. «Я сильно постарел за несколько недель», — пишет мастер. Сотни его произведений были конфискованы и изъяты из музеев.
«Мой дорогой Кандинский, — пишет Клее своему другу, — для меня, конечно, самое главное качество моих работ — идти по своему пути, и до сих пор ничто не мешало мне идти по своему пути». Решение об эмиграции на родину, в Берн, было неизбежным. В Германии, которой он отдал столько сил, где прошел его расцвет, Клее не ждало ничего хорошего — лишь остракизм и нападки.
Пауль Клее «Широкий натюрморт». 1932. Акварель×
Акварель (от итал. «aquarello») – широко известная техника рисования с помощью красок на водной основе, изобретенная в III ст. в Китае. Акварельные краски после растворения в воде становятся прозрачными, поэтому при нанесении их на зернистую бумагу изображение выглядит воздушным и тонким. В отличие от картин маслом, в работах акварелью отсутствуют фактурные мазки.
читать дальше
, шелк, фанера.

"Глазами ребенка"

Освещение последнего этапа жизни и творчества Пауля Клее занимает два зала. Аутоимунная болезнь в 1935 году изменила мироощущение художника. Работоспособность его резко упала. Наперекор болезни мастер создавал целые циклы и серии произведений. В результате спонтанности многие работы кистью напоминают детские рисунки, будто краски размазывали пальцами. Игровой характер, гротеск замещают упрощение техники.
Пауль Клее «J., noch Kind» («J., все еще ребенок»). 1933.

"Nulla dies sine linea" - "Ни дня без линни"

Пауль Клее обозначил в своем каталоге этот девиз в 1938 году под номером 365, за которым числилась работа «Одержимый». Клее всю творческую жизнь вел каталоги, в которых присваивал собственным произведениям категории. Высший класс предназначался не для продажи. За свою жизнь Клее создал около 9000 произведений. 4000 картин, рисунков и акварелей хранит «Центр Пауля Клее», созданный в Берне в 2005 году. Центр Клее помнит о двух его главных страстях — музыке и детском рисунке, разнопланово изучает его творчество и устраивает выставки художинка по всему миру.
Пауль Клее «Флора». 1937.

Последний штрих

Произведения, исполненные в 1940 году, когда мастер ушел из жизни, яркие, харизматичные. В них весь пройденный путь. Гейне однажды заметил: «Улыбка появляется, когда смерть щекочет».
В последние годы жизни мастер много гулял и работал. Он знал, что жить ему оставалось недолго. Клее навещали Кандинский, Брак и Пикассо. В поисках дороги от земного мира к небесному Клее обращается к образам небесных крылатых существ. «Небесный ангел», «Ангел, исполненный надежды». В сюжетах небесное начало смешивается с дьявольским. Клее создает ряд фигур с расчлененными телами, такими же, как эпоха в которой он живет. Вокруг шла вторая мировая война, она уже началась. Последние произведения Клее остались недоконченными.


Клее создает ряд фигур с расчлененными телами, такими же, как эпоха в которой он живет. Вокруг шла вторая мировая война, она уже началась. Последние произведения Клее остались неоконченными.

Пауль Клее «Без названия. Кукла на шарнирах». 1939. Акварель.

Пауль Клее «Без названия». 1940.
Алексей Петухов — российский куратор выставки «Пауль Клее. Ни дня без линии», кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина

О том, почему эта выставка Клее в России первая.

 — Эта выставка Клее, действительно, первая в России. Мастер выставляется у нас впервые и в самом достойном виде. Дело в том, что семейное наследие Клее оформилось как целостная музейная ценность сравнительно недавно: Центру Клее в Берне, который принял на себя эту роль, нет еще и десяти лет. Ранее наследие Клее находилось в совместной собственности фонда, организованного после ухода художника из жизни, и его семьи. Только их объединение в совместное поле, поддержка города Берна и швейцарского государства, дало рождение этому Центру и позволило оформить его как основное «вместилище» знаний о художнике и место хранения его работ. И именно эта институция стала нашим ключевым партнером в проекте.
Пауль Клее «Сквозь окно». 1932.
 — А если говорить о выставках мастера на Западе, то там они тоже были редкими до основания этого Центра?

 — Совершенно верно, еще десять лет назад возможностей представить его наследие столь целостно было намного меньше, а задача эта была намного более трудоемкой. И сейчас Россия, как в 1920-е годы, когда она одной из первых оценила этого мастера, опять впереди. По уровню этот проект, конечно, принадлежит к первому ряду.
 — Скажите, вы как куратор отбирали какие-то работы для этой выставки, знакомились с ними предварительно?

 — Речь идет не только о выборе каких-то работ. У выставки «Ни дня без линии» целостная структура. Ее совместно разрабатывали российская и швейцарская стороны — мы пытались создать единое гармоничное впечатление. И, побывав в Центре Клее в Берне, я старался дополнить выставку определенными, важными для общей идеи, группами работ. И теперь они здесь — благодаря отзывчивости швейцарских коллег.
— …Так, например, в состав выставки вошли детские рисунки Клее, и это не единственный подобный момент. У нас получилась действительно энциклопедическая выставка. Здесь нет ни одной пропущенной страницы!
Пауль Клее «Гармония линеарной формы». 1927.
Заключительный штрих: в согласии со всеми современными нормами выставочного дела в экспозиции «Ни дня без линии» - интерактивный каталог, а также видеофильм о жизненном пути Пауля Клее.

Текст и фото: Елена Садыкова
Справка Артхива: ПАУЛЬ КЛЕЕ. НИ ДНЯ БЕЗ ЛИНИИ.
Место проведения: Галерея искусства стран Европы и Америки XIX—XX веков. Волхонка, 14.
Даты проведения: 15 декабря 2014 — 1 марта 2015 года.
КомментироватьКомментарии
HELP