Регистрация

Коллекция Гурлитта: музей в Берне примет больше тысячи работ, вернув их часть потомкам экс-владельцев

Мне нравится1       0  
«Коллекционер-затворник» Корнелиус Гурлитт перед смертью завещал собрание Музею изобразительных искусств Берна. Однако противоречивое происхождение богатейшей коллекции работ, считавшихся утраченными со времен Второй Мировой и случайно обнаруженных у Гурлитта, не позволяет ставить окончательную точку в этом деле. Музей решил принять собрание, где имеются и Доре, и Дега, и Пикассо, и Оттто Дикс, и Шагал, но переедут картины в Берн еще не скоро.

О сложных отношениях отца Корнелиуса Гурлитта, бывшего арт-дилера нацистов, с искусством (то ли спасал картины от уничтожения, то ли присваивал, пользуясь ситуацией), — мы уже подробно рассказывали, как и о самой коллекции. Хильдебранд Гурлитт за бесценок скупал печальный «конфискат» т. н. «дегенеративного искусства» с выставок, а также картины, изъятые у владельцев — жертв Холокоста. Обнаружению собрания в ноябре 2013 г. сопутствовали непростые обстоятельства.

Нынешнее состояние дел такого: итак, музей был обязан до 26 ноября принять решение о том, принимает ли дар Гурлитта — 1280 картин, рисунков и эскизов. В противном случае все перешло бы к дальним родственникам коллекционера-затворника. Они, тем временем, суетились: кузина Гурлитта Ута Вернер затеяла заочную психиатрическую экспертизу, которая якобы вынесла вердикт о слабоумии Гурлитта и о его неспособности принимать объективные решения и распоряжаться имуществом.
В итоге собрание все-таки будет принадлежать Берну — та часть, что не будет отдана наследникам погибших коллекционеров: их имущество конфисковывали, а владельцев нередко уничтожали, отправляя в концлагеря. Теперь внуки и правнуки собирателей т.н. «дегенеративного искусства», неугодного нацистам, восстанавливают свои права на работы известнейших нынче художников.

Так, три картины были украдены, в том числе, и у издателя музыкальных произведений в Лейпциге Хенри Хинриксена, умершего в 1942 году в Освенциме. Теперь уже сама госминистр культуры ФРГ Моника Грюттерс сказала, что полотна Макса Либерманна «Всадники на берегу», Матисса — «Сидящая женщина», и Карла Шпицвега, изображающая пианиста, вернут потомкам незамедлительно. С работой Матисса связывают еврейского коллекционера Поля Розенберга.

Установлено происхождение и некоторых других работ, которые разыскивали наследники бывших владельцев.
  • Работа Матисса
  • Работа Пикассо
Пока что коллекция будет находиться в Германии весь следующий год, и дела о наследстве будут активно расследоваться. Видимо, в течение 2015 года мы многократно будем узнавать о переданных картинах.
Комментировать Комментарии
HELP