Регистрация

«Мятежный гений вдохновенья»: на выставке в честь юбилея М.Ю. Лермонтова в Киевском музее русского искусства - работы Врубеля, Ге, Брюллова

Мне нравится1       0  
В этом году весь мир отмечает знаменательную дату — 200-летие со дня рождения гениального поэта, прозаика и драматурга Л. М. Лермонтова. И Киев не стал исключением — Музей русского искусства подготовил интереснейшую выставку «Мятежный гений вдохновенья», которая открылась 18 ноября. Врубель, Шишкин, Брюллов, Ге… Живопись, графика, редкие фото, книжные издания, костюмы… Артхив приглашает на экскурсию с куратором экспозиции!
На юбилее великого русского поэта вспоминаем блестящее петербургское общество первой половины 19 века, военные походы на Кавказ, театральные постановки драмы «Маскарад» и, конечно, беспокойного и мятущегося Демона. В экспозиции — более 100 произведений живописи, графики, декоративно-прикладного искусства: книжные издания произведений М. Лермонтова, начиная с прижизненных изданий, а также фотографии, костюмы, связанные с театральными постановками драм Михаила Юрьевича. На выставке представлены произведения из коллекций Национального Музея Т. Г. Шевченко, Национального музея украинского искусства, Национальный музей книги и книгопечатания Украины, Музея театра, музыки и киноискусства, Музея А. С. Пушкина и Национального Академического театра русской драмы им. Л.Украинки.

Куратор выставки и старший научный сотрудник Русского музея Кружкова Марьяна Ильинична рассказывает читателям АРТХИВа о самых интересных экспонатах выставки, о самой идее и об интересных фактах биографии поэта.

— Выставка построена на нескольких аспектах лермонтовской тематики: это те произведения, которые непосредственно связаны с Лермонтовым. Переплетения его жизненного и творческого пути на фоне исторических и военных событий — это один аспект. Второй — работы, которые написаны по мотивам его произведений или навеяны его творчеством и третий — произведения, связанные с окружением поэта (портреты его друзей, сослуживцев-офицеров по Кавказу, петербургский и московский круг общения). Четких «территориальных» делений по этим сюжетным линиям нет, — все они переплетаются, впрочем, как и обычно в жизни.
— Примечательны произведения М. Врубеля к «Демону», работы И. Шишкина, которые были созданы в процессе работы над иллюстрированным изданием полного сочинения произведений М. Лермонтова, изданного в 1891 году. К этой работе привлекались самые известные художники того времени — В. Серов, М. Врубель, В. Васнецов, И.Шишкин. И в нашем музее хранятся и врубелевские иллюстрации к «Демону», и Шишкина к стихотворениям «Сосна» и «Родина».
«На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна.
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она». («Сосна»).

Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

Но я люблю — за что, не знаю сам —
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее подобные морям…
«Родина».
Картина И. Шишкина «Разливы рек, подобные морям», 1890.

— Явная параллель — это родство душ у Врубеля и Лермонтова. На Врубеля очень мощное воздействие оказал образ демона. Он совершил первую попытку в искусстве изобразить дьявола, придав ему положительные черты и как бы оправдывая свою работу, искал этот совершенный образ. И нашел его, познакомившись с лермонтовским демоном, он говорил, что это — не дьявол. Это дух, мятежная душа изгнанника.
Другие графические работы Врубеля, навеянные творчеством Лермонтова: «Стоящий демон», «Ходим мы к Арагве светлой…», «Голова пророка», «Демон поверженный», «Печорин на диване».
Замечательная работа К. Флавицкого «Тамбовская казначейша», — это прямая иллюстрация к поэме Михаила Юрьевича — момент развязки: казначейша падает в обморок после того, как муж проиграл в карты офицеру все свое состояние, а затем и жену…

«Толпа. Все ждут чего-нибудь —
Упреков, жалоб, слез… Ничуть!
Она на мужа посмотрела
И бросила ему в лицо
Свое венчальное кольцо —
И в обморок. Ее в охапку
Схватив — с добычей дорогой,
Забыв расчеты, саблю, шапку,
Улан отправился домой».

— Чтобы воссоздать дух эпохи, мы знакомим зрителей с петербургским и московским кругом Лермонтова — «представляем» публике людей, духовно близких поэту. Вы увидите портреты художников, писателей, критиков, офицеров. Среди них А. Пушкин, В. Белинский, М. Крузенштерн, А. Арнольди, И. Мятлев и др.
— У Лермонтова близких друзей было немного. Но с одним из них, князем Г. Гагариным, который также был офицером и художником-аматором, они вместе создавали картины. И здесь у нас представлена и картина Г. Гагарина «Лагерь горцев» и воспроизведение работы, которую создавал Лермонтов вместе с Гагариным — «Бой при реке Валерик». Валерик — это река в 30 км. от нынешнего Грозного в Чечне. На эту войну на Кавказе, которая длилась более 100 лет, был сослан Лермонтов за свою первую дуэль. Поэт трижды стрелялся, и на третей дуэли он погиб.
  • Г.Гагарин "Лагерь горцев"
  • М.Лермонтов, Г.Гагарин "Эпизод битвы на р.Валерик", 1843, бумага, акварель×
    Акварель (от итал. «aquarello») – широко известная техника рисования с помощью красок на водной основе, изобретенная в III ст. в Китае. Акварельные краски после растворения в воде становятся прозрачными, поэтому при нанесении их на зернистую бумагу изображение выглядит воздушным и тонким. В отличие от картин маслом, в работах акварелью отсутствуют фактурные мазки.
    читать дальше
    . Факсимильная репродукция, Музей Т.Шевченко.
— Надо сказать, что у М. Лермонтова совершенно феноменальная биография — он не прожил даже 27 лет! Его жизнь была как молния, как яркая, мощная вспышка! За неполные 27 лет он прошел весь круг жизни и испытал все — творческие взлеты и разочарования. У него рано умерла мать, когда Михаил был совсем ребенком. Бабушка разлучила его с отцом, которого никогда не любила. А отец с сыном были очень привязаны друг к другу. Бабушка составила завещание, по которому внук должен был оставаться с ней до своего совершеннолетия, вообще не общаясь с отцом. И если эти условия нарушались, то мальчик лишался наследства, а отец, увы, был небогат. Но расстаться, тем не менее, пришлось — Михаил юношей отправился в военное учебное заведение. Говорят, все эти события болезненно сказались на формировании характера Лермонтова.
А что касается его творчества, то Лермонтова абсолютно гениальная проза, и он первым открыл «поэзию прозы». После себя он оставил также две драмы — это «Маскарад» и «Испанцы», которую написал в 16 лет!

На выставке есть очень известные иллюстрации советских графиков к произведениям, знакомые со школьных лет. Это шедевры М. Кузьмина к «Маскараду» и Ф. Константинова к «Герою нашего времени».

— Музей Т. Шевченко предоставил многие экспонаты для этой выставки. В этом году также отмечаем 200-летие со дня рождения Шевченко, который считал Лермонтова своим любимым поэтом. Находясь в ссылке, Шевченко писал своим друзьям «Прошу, ради Христа, пришлите Лермонтова». И там же сделал рисунок к стихотворению «Умирающий гладиатор», — на выставке есть его воспроизведение. Несмотря на социальную пропасть, которая разделяла двух поэтов — одному было дано все от рождения, другому — ничего, — у них много общего. Трагизм, неприятие существующих законов, одиночество, какой-то надрыв в творчестве и совершенно беззаветная любовь к Родине. Лермонтов был единственным русским поэтом, оказавшим огромное влияние на Шевченко.

— Увлекательные фотографии, афиши и женский костюм к «Маскараду» постановки 2004 года нам дал русский драматический театр. Интересно, как в фотографиях прослеживается эволюция постановок: первая фотография сделана в 1929, следующие — в 1935 и 1937 годах (спектакли Симферопольского театра), и до последней — совершенно потрясающей постановки Киевского театра 2004 года.
Украшением выставки стали работы Н. Ге «Лейла и Хаджи Абрек», Ф. Горшельда «Горец на коне», А. Киселева «Под облаками. На Военно-Грузинской дороге», Б. Свебаха «Военный лагерь», А. Хвостенко-Хвостова «Песня про купца Калашникова» и портреты К.Брюллова.
Выставка оставляет впечатление встречи с «мятежным гением» во многом благодаря увлекательному рассказу Марьяны Ильиничны. Попав по обаяние этой дамы, прекрасно знакомой с творчеством поэта, с живым интересом и любовью рассказавшей нам о Лермонтове, невольно чувствуешь сопричастность к переживаниям и трагедии одинокого изгнанника.

Закончить хочется словами исследователя жизни и творчества М. Лермонтова И. Андроникова: «Как у любого гения, все его произведения и герои — это немного его души. И если ты хочешь познать душу Лермонтова, — читай его поэзию и литературу».

А выставку в Музее Русского искусства можно будет увидеть до 10 января 2015 года.

Главная иллюстрация материала — рисунок А. Хвостенко-Хвостова к обложке книги М. Лермонтова «Герой нашего времени», 1952, из коллекции Музея книги и печатания Украины.
Комментировать Комментарии
HELP