Регистрация

Дни и ночи Криса Офили в Нью-Йорке: первая ретроспектива скандального художника в США

Мне нравится6       0  
Пятнадцать лет назад Крис Офили стал личным врагом тогдашнего мэра Нью-Йорка Рудольфа Джулиани, представив на выставке в Бруклинском музее картину «Пресвятая Дева Мария» с инкрустацией из слоновьих экскрементов. Теперь он возвращается в город с большой ретроспективой: 30 картин, 181 акварель×
Акварель (от итал. «aquarello») – широко известная техника рисования с помощью красок на водной основе, изобретенная в III ст. в Китае. Акварельные краски после растворения в воде становятся прозрачными, поэтому при нанесении их на зернистую бумагу изображение выглядит воздушным и тонким. В отличие от картин маслом, в работах акварелью отсутствуют фактурные мазки.
читать дальше
, четыре скульптуры, три этажа Нового музея современного искусства, отданные под экспозицию «Крис Офили: ночь и день». Восторженные арт-критики пишут, что возненавидевшие Офили в 1999-м должны увидеть нынешнюю выставку своими глазами: по зрелищности она не уступает проходящей сейчас в МоМА выставке аппликаций Матисса, а по сути и вовсе являет собой краткую историю изобразительного искусства от Эль Греко и Рембрандта до Ван Гога и Мишеля Баския, чье творчество переосмысляет скандалист.
Крис Офили — родившийся в Манчестере (в 1968-м году) и проживающий сейчас в Тринидаде и Тобаго нигериец, выпускник лондонского Королевского колледжа искусств, член группы «Молодые британские художники», обладатель Премии Тернера за 1998 год. Его произведения уже находятся в коллекциях Галереи Тейт, Музея Виктории и Альберта, МоМА. Украсив грудь Мадонны лепешкой из слоновьего помета и окружив ее ангелами, которые при ближайшем рассмотрении оказываются фотографиями гениталий, вырезанными из порножурналов, он стал знаменитостью: на первых полосах об этом представителе контемпорари-арт писали даже бульварные газеты.

Еще бы! В 1999-м мэр Джулиани оскорбился за всех католиков и потребовал убрать картину с выставки, пригрозив в противном случае прекратить финансирование Бруклинского музея из городского бюджета. Но газеты посолиднее завопили о праве художника на самовыражение, а суд обязал мэра продолжить финансировать музей. Цены на Офили взлетели вверх. Его триумфальное возвращение в Нью-Йорк было лишь вопросом времени.

Своеобразно решенный портрет Девы Марии снова в Нью-Йорке. Но в этот раз цель выставки — не скандал, а реабилитация художника. Экспозиция убедительно доказывает, что вклад Офили в искусство не ограничивается использованием столь нетривиального материала.

На выставке Мадонна соседствует с плачущей женщиной — это портрет учительницы Дорин Лоуренс, которая, как и Мадонна, тоже потеряла сына. В 1993-м его — просто на автобусной остановке — зарезали неонацисты. Дорин Лоуренс посвятила свою жизнь борьбе с расовой ненавистью и в прошлом году за свою общественную деятельность была награждена титулом пэра. Она теперь довольно известный в Англии политик. Кулон на ее портрете — тоже из навоза, а слезы — из фотографий сына. Навоз тут трактуют как символ материнства и человеческой любви, сопоставимой по силе с божественной.

Случаи из реальной жизни и необузданные фантазии, воспоминания о прошлом и мечты о будущем — на выставке Офили есть все. Некоторые картины размещены в темных залах: зрителю приходится сосредоточиться и напрячься, чтобы оценить искрящиеся энергией работы художника.
Нью-йоркская выставка показывает, как виртуозно Офили умеет соединить в своем творчестве высокое и низкое, сакральное и бульварное, небесное и земное, дерьмо и искусство, в конце концов. Библия и хип-хоп, Уильям Блейк и американские киноактеры — в поисках вдохновения Офили смотри на мир широко раскрытыми глазами. Такой же свободный взгляд потребуется и зрителю, чтобы оценить произведения художника по достоинству.

Главная иллюстрация в материале: Крис Офили, «Без названия (Афромуза)» 1995−2005. Акварель×
Акварель (от итал. «aquarello») – широко известная техника рисования с помощью красок на водной основе, изобретенная в III ст. в Китае. Акварельные краски после растворения в воде становятся прозрачными, поэтому при нанесении их на зернистую бумагу изображение выглядит воздушным и тонким. В отличие от картин маслом, в работах акварелью отсутствуют фактурные мазки.
читать дальше
и карандаш на бумаге.
Комментировать Комментарии
HELP